Использование активных методик при проведении педагогических советов

Разделы: Работа с дошкольниками


В последние годы растёт интерес к методической работе. Руководители ДОУ пытаются обновить устаревшую систему работы с педагогическими кадрами, которая перестала устраивать педагогов. На общие мероприятия тратиться много сил и времени, а уровень методической помощи удовлетворяет педагогов всё меньше. Старая система методических объединений, обучение на примере более опытных педагогов разваливается.

Основной причиной невысокой эффективности методической работы во многих ДОУ являются формальная реализация системного подхода, его подмена случайным набором рекомендаций, насаждение надуманных приёмов и способов организации воспитательно-образовательного процесса.

Педагоги, особенно начинающие, нуждаются в квалифицированной помощи старшего воспитателя, но, к сожалению, массовый обязательный характер методических мероприятий часто не ориентирован на реальные насущные проблемы каждого конкретного педагога.

Как можно чаще следует проводить опросы мнений, вместе с педагогами анализировать результативность проведенных мероприятий.

Перед началом педагогического мероприятия (педагогического совета, семинара и др.) необходимо выяснить ожидания педагогов. С этой целью, на наш взгляд, целесообразно использовать методику “Метаплан”.

Каждый участник получает по две карточки. Первая карточка с надписью: “Мне хотелось бы…”; вторая карточка с надписью: “Мне не хотелось бы…” (см. приложение 1). Участникам предлагается закончить предложения. Заполненные карточки вывешиваются на магнитную доску. В конце педагогического мероприятия необходимо вернуться к результатам “Метаплана”. Всем участникам предлагается снять с доски свою заполненную карточку “Мне хотелось бы…”, если в ходе проведения педагогического совета их желание было удовлетворено. И заполненную карточку “Мне не хотелось бы…”, если в ходе проведения педагогического мероприятия этого удалось избежать. В случае, когда на доске остаётся висеть одна (или несколько карточек), необходимо обязательно обсудить, что, по мнению педагога, заполнившего эту карточку, при проведении педагогического мероприятия не удалось, над чем следует ещё поработать.

Подводя итоги педагогического мероприятия, мы используем методику “ХИМС”.

На доске вывешивается четыре карточки: “ХОРОШО”, “ИНТЕРЕСНО”, “МЕШАЛО”, “С СОБОЙ” (см. приложение 2). Каждому педагогу предлагается ответить, что для него было интересно, хорошо, что мешало и что он возьмёт с собой (т.е. себе на вооружение).

Также мы используем активную методику “Телеграмма”.

Каждый педагог получает по две карточки (см. приложение 3). На первой карточке нарисована довольная рожица, на второй – грустная. Каждому педагогу предлагается кратко (как в телеграмме) написать на первой карточке, что ему понравилось на педагогическом мероприятии, а на второй – что не понравилось. Все педагоги садятся в круг. Пока звучит музыка, участники передают “телеграммы” по кругу. После остановки музыки – “телеграммы” зачитываются.

Преимущество данных методик состоит в том, что их использование позволяет выявить ожидания педагогов и уровень их удовлетворенности проведённым педагогическим мероприятием всего за несколько минут.

Коллеги, помните, что задача методической службы ДОУ – создать образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога и всего педагогического коллектива!

Практика показала, что конечный результат любого методического мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при их подготовке и проведении используются разнообразные методы включения каждого педагога в активную работу.