Учебно-творческий Интернет-проект "Волшебный мир Корнея Чуковского"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Детство. Самые яркие страницы жизни. Самые первые шаги в огромный, красочный мир радости и счастья. И волшебники, которые дарят нам этот мир восторгов, восхищений, удивлений.

Один из таких волшебников — Корней Иванович Чуковский.

31 марта 2007 года исполнилось 125 лет со дня рождения этого известного русского поэта, писателя и переводчика.

Многие, кто любит произведения этого писателя, приняли участие в нашем сетевом проекте “Волшебный мир Корнея Чуковского”, посвященном его жизни и творчеству.

Цель проекта: познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского.

Задачи проекта:

  • формирование навыков самостоятельной работы с книгой как источником содержательного и занимательного проведения досуга;
  • развитие творческих и коммуникативных способностей, логического мышления и практических навыков работы на компьютере (MS Word, MS PowerPoint).

Участники проекта: – ученики 2-4 классов.

Предметы: литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство, информатика.

Этапы и сроки проведения:

  1. этап – регистрация участников.
  2. этап – блиц-тур “Литературный тест”.
  3. этап – викторина по биографии “Великан по имени Чукоша”.
  4. этап – викторина по творчеству “Сказки дедушки Корнея”.
  5. этап – конкурс “Угадай-ка”.
  6. этап – творческий конкурс “Мы рисуем, сочиняем, мы покажем все, что знаем”.

2 этап – блиц-тур “Литературный тест”

Все вопросы – с выбором одного варианта ответа. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Кто говорил волшебные слова: “Кара-барас”?
    1. Али-Баба.
    2. Буратино.
    3. Карабас-Барабас.
    4. Сказочник.
    5. Мойдодыр [1].
  2. На чем или на ком совершил необыкновенное путешествие в Африку доктор Айболит и его друзья?
    1. На метле.
    2. На огурце-самолете.
    3. На корабле.
    4. На воздушном шаре.
    5. На поезде [2].
  1. Кто из литературных героев отправился в Страну Обезьян?
    1. Айболит.
    2. Вася Васильчиков.
    3. Бибигон.
    4. Крокодил [2].
  1. Мойдодыр – это кто?
    1. Умывальник.
    2. Человек.
    3. Утюг.
    4. Лисенок [2].
  1. Кто такая Матрена Ивановна?
    1. Обезьяна.
    2. Слониха.
    3. Медведица.
    4. Курица [1].
  1. Кто заснул в собачьей конуре?
    1. Пес Барбос.
    2. Авва.
    3. Биба.
    4. Щенок.
  1. Кто первый устал в пути, убегая от Федоры?
    1. Блюдца.
    2. Чайник.
    3. Корыто.
    4. Блюдо.
    5. Утюг.
  1. Какое отчество у Федоры?
    1. Ивановна.
    2. Петровна.
    3. Васильевна.
    4. Егоровна.
  1. Кто в “Путанице” не поменялся?
    1. Уточки.
    2. Курочка.
    3. Заинька.
    4. Медведь.
    5. Кошечки.
  1. Кто поджег синее море?
    1. Медвежата.
    2. Поросята.
    3. Мышата.
    4. Лисички.
    5. Рыбы.
  1. Что папа сорвал с чудо-дерева Маше?
    1. Гамаши.
    2. Ботинки.
    3. Туфельки.
    4. Чулки.
    5. Сапожки.
  1. Где закопала Мура туфельку, когда ей прочитали сказку про “Чудо-дерево”?
    1. На лугу.
    2. В лесу.
    3. В саду.
    4. На даче.
    5. В огороде.
  1. Как звали мальчика, победившего зверей в сказке “Крокодил”?
    1. Сережа Степанчиков.
    2. Ваня Васильчиков.
    3. Саша Савельчиков.
    4. Денис Димчиков.
    5. Алеша Андрейчиков.
  1. На каком животном катались Танечка и Ванечка в стихотворении Чуковского “Бармалей”?
    1. На слоне.
    2. На горилле.
    3. На жирафе.
    4. На акуле Каракуле.
    5. На носороге.

В ниже следующих заданиях прочитайте отрывки сказочных произведений. Кого испугались персонажи стихотворений?

  1. “Волки от испуга
    Скушали друг друга.
    Бедный крокодил
    Жабу проглотил.
    А слониха, вся дрожа,
    Так и села на ежа”.
    1. Комара.
    2. Жука.
    3. Таракана.
    4. Крокодила.
    5. Бармалея [2].
  1. “Кто, дрожа от страха, спрятался в чулан,
    Кто в собачьей будке, кто на чердаке…
    Папа схоронился в старом чемодане,
    ядя под диваном, тетя в сундуке”.
    1. Крокодила.
    2. Комара.
    3. Зверей.
    4. Бармалея.
    5. Таракана [2].
  1. “А кузнечик, а кузнечик
    Ну, совсем как человечек,
    Скок, скок, скок, скок!
    За кусток, под мосток и молчок!”
    1. Комара.
    2. Паука.
    3. Бармалея.
    4. Таракана.
    5. Мочалку [2].
  1. “Он вбегает в трамвай,
    Все кричат: - Ай – ай - ай! –
    И бегом, кувырком, по домам, по углам:
    - Помогите! Спасите! Помилуйте!”
    1. Крокодила.
    2. Мойдодыра.
    3. Бармалея.
    4. Комара.
    5. Мочалку [2].
  1. “Милый, милый людоед,
    Смилуйся над нами,
    Мы дадим тебе конфет,
    Чаю с сухарями!”
    1. Мойдодыра.
    2. Комара.
    3. Крокодила.
    4. Мочалку.
    5. Бармалея [2].
  1. “Я к Таврическому саду,
    Перепрыгнул чрез ограду,
    А она за мною мчится
    И кусает, как волчица”
    1. Крокодила.
    2. Мойдодыра.
    3. Бармалея.
    4. Мочалку.
    5. Комара [2].

3 этап – викторина по биографии писателя “Великан по имени Чукоша”

  1. Назовите подлинные имя и фамилию Корнея Чуковского. (1 балл)
  2. Где и когда он родился? (1 балл)
  3. В каком городе прошли детские годы писателя? В какой автобиографической повести он об этом рассказал? (2 балла)
  4. Перед вами портрет Чуковского.
  5.  
    Рисунок1

    1. Когда, где и кто из художников его написал? (3 балла)
    2. Что за надпись сделана на этом портрете? (2 балла)
    3. Какое отношение имеет этот художник к Чуковскому? (до 3-х баллов в зависимости от полноты ответа)
  6. Стихи какого русского поэта К. Чуковский собирал, изучал и издавал в течение многих лет? (1 балл)
  7. Что такое “Чукоккола”? Объясните происхождение этого названия. (2 балла)
  8. Как называлась первая стихотворная детская сказка К. Чуковского? (1 балл)
  9. Когда и при каких обстоятельствах она появилась? (2 балла)

  10. Перечислите сказки, написанные Корнеем Ивановичем в 30-ые годы. (0,5 балла за каждое название)
  11. Рисунки каких художников чаще всего можно видеть в книгах Чуковского? (1 балл)
  12. Назовите хотя бы одну сказку К. Чуковского, по которой были написана опера, и композитора. (2 балла)
  13. Перечислите народные английские детские песенки, переведенные поэтом. (0,5 балла за каждое название)
  14. Назовите авторов и их детские произведения, которые были переведены К. Чуковским на русский язык. (0,5 балла за каждое название)
  15. Эта книга при жизни Чуковского переиздавалась двадцать один раз! Настолько важной и нужной оказалась она для ученых – педагогов, психологов, лингвистов, литературоведов. Что это за книга? (1 балл)
  16. В каком подмосковном поселке жил и работал писатель большую часть своей жизни? Какие детские праздники Чуковский проводил там каждое лето? (2 балла)
  17. Посмотрите на фотографию Корнея Ивановича. Его одежда свидетельствует о присвоении ему почетного звания. Что это за звание, когда, кем и в связи с чем оно присвоено? (4 балла)

 
Рисунок2

4 этап – викторина по творчеству” писателя “Сказки дедушки Корнея”

1 блок. “Путаница”

В названиях произведений К. Чуковского перепутали одну из букв. Каковы правильные названия этих произведений? (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

  1. “Гадость”.
  2. “Кармалей”.
  3. “Козауси и Мауси”.
  4. Крашеное солнце”.
  5. “Куница”.
  6. “Мокдодыр”.
  7. “Муза Цокотуха”.
  8. “Пил на свете человек”.
  9. “Федорино море”.
  10. “Худо-дерево” [1].

2 блок. “От 2 до 5”

Словом “речения” Чуковский называет высказывания, говор малышей. Все услышанные писателем “речения” живут в его книге “От 2 до 5”.

2.1. Попробуйте отгадать: что это и почему так говорят малыши?(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

  1. Колоток.
  2. Вертилятор.
  3. Паукина.
  4. Кружинка.
  5. Улиционер.
  6. Песковатор.
  7. Копатка [3].

2.2. А теперь попробуйте отгадать “речения”-загадки, придуманные вчерашними детьми(по 1 баллу за каждый правильный ответ):

  1. Две ноги в одну штанину.
  2. Надкушенная луна.
  3. Лошадь в тельняшке.
  4. Сидит мучительный,
    карандашом стучительный [3].

3 блок. “Знаешь ли ты…”(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

3.1. В какой сказке действует больше всего предметов?

3.2. В какой сказке звери самые трусливые?

3.3. Чем болели страусята в стихотворной сказке “Айболит”?

3.4. Какое лекарство прописал аптекарь Бегемот Крокодилу?

3.5. У Чуковского есть стихотворение “Ежики смеются”. А над чем они смеются?

3.6. Кто такая Цинцинелла?

3.7. Чей хвост пришил медведю Айболит в сказке “Топтыгин и Лиса”?

3.8. Чем Крокодил тушил синее море?

3.9. Кто победил злодея в сказке “Тараканище”?

3.10. Что написал барашек в стихотворении “Бебека”?

3.11.“Бедный Федотка – сиротка,
Плачет несчастный Федотка…”

А почему он плачет?

4 блок. “Разгадай ребус”

Разгадав ребусы, назовите героев сказок Чуковского (по 2 балла за каждый правильный ответ).

Ребус 1 (Рисунок3)

Ребус 2 (Рисунок4)

Ребус 3 (Рисунок5)

Ребус 4 (Рисунок6)

Ребус 5 (Рисунок7)

Ребус 6 (Рисунок8)

5 блок. “Расставь по порядку”

Перед вами иллюстрации к одной из сказок Корнея Чуковского.

5.1. Что это за сказка? (1 балл за правильный ответ)

5.2. Укажите правильный порядок расположения картинок, перечислив их номера (1 балл за правильный ответ).

5.3. К каждой иллюстрации подберите соответствующую цитату из текста (сами картинки в ваши ответы включать не надо: укажите только порядковый номер иллюстрации и соответствующую ей цитату). (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

 

Рисунок9

Рисунок10

Рисунок11

Рисунок12

Рисунок13

Рисунок14

Рисунок15

Рисунок16

Рисунок17

Рисунок18

Рисунок19

Рисунок20


Рисунок21

5 этап – конкурс “Угадай-ка”

В презентации на слайдах №2, №3, №4 представлены в виде мозаики три иллюстрации к произведениям Корнея Чуковского.


 Рисунок22

 
Рисунок23


Рисунок24

Вам нужно:

  1. Открыв присланный файл в приложении PowerPoint, собрать мозаику в режиме редактирования, используя только метод Drag-and-Drop (“Перетащи и брось”). Никаких других преобразований делать не надо.
  2. Угадать названия произведений К. Чуковского и записать их на слайде №1. (Не забудьте на этом слайде записать данные о своей команде).
  3. Сохранить файл на диске.

Критерии оценивания за каждую мозаику:

  • Название сказки – 1 балл.
  • Правильность сборки (порядок) – 4 балла.
  • Качество сборки (аккуратность) – 2 балла.

6 этап – творческий конкурс

“Мы рисуем, сочиняем, мы покажем все, что знаем”

1 конкурс “Мы рисуем”

Дорогие друзья! Вы познакомились с биографией и творчеством замечательного писателя-сказочника Корнея Ивановича Чуковского. Этот добрый, веселый, трудолюбивый человек подарил людям много радостных встреч с героями своих книг. Кто не знает его произведений “Федорино горе”, “Айболит”, “Тараканище”, “Муха-цокотуха” и других замечательных сказок, стихов, песенок!

Но среди этих произведений есть и малоизвестные для широкого круга читателей. Знаете ли вы стихотворение “Муха в бане”? Слышали ли вы про “Сказку о царевне Ясносвете”? Читали ли вы обращение “Прапраправнукам”?

Нет? Тогда в путь. Но условие: взять самые яркие краски и карандаши.

Поможем дедушке Корнею. Он — текст, а мы — иллюстрации.

Мы предлагаем вам проиллюстрировать в соответствии с развитием сюжета одно (по вашему выбору) из этих произведений (Приложение1).

Требования к выполнению графических работ

  1. Работа должна состоять из нескольких рисунков-иллюстраций, выполненных на отдельных листах и пронумерованных в соответствии с развитием сюжета выбранного произведения.
  2. Размер листа – формат А-4.
  3. Количество листов в одной работе не более 10.
  4. Материал и техника исполнения – любые.
  5. На обратной стороне рисунка указать сведения о себе и работе.
  6. Критерии оценивания графических работ

  • Полнота раскрытия темы произведения – максимально 5 баллов.
  • Оригинальность художественного замысла – максимально 5 баллов.
  • Эстетика выполнения и оформления работы – максимально 5 баллов.

2 конкурс “Мы сочиняем”

Стихи “дедушки Корнея” входят в жизнь ребенка как добрые, веселые, а иногда и насмешливые друзья. Стихи смеются и плачут вместе с ним. И вместе с ним растут, открывая ребенку громадный мир вещей и звуков, красок и света, мир человеческих чувств и размышлений.

Сколько страниц волшебного мира Чуковского ожило, заиграло, порадовало нас, читателей!

А если попробовать самим стихи сочинить?

Пусть не стихи, а хотя бы буриме на рифмы Чуковского из его знаменитого “Айболита”:

бегом – огоньком,

сосной – расписной.

Для справки. Буриме – это стихотворение, составленное на заданные рифмы.

Например, даны рифмы:

гуляло – забежало,

окно – темно.

А вот стихи К. Чуковского с этими же рифмами:

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.

Критерии оценивания работ

  • Навыки грамотного письма – максимально 2 балла.
  • Образность мышления и художественный вкус – максимально 5 баллов.

Список использованной литературы

  1. И. Г. Сухин. Литературные викторины для маленьких читателей. М.: Айрис Пресс Рольф, 2001.
  2. И. Г. Сухин. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все. М.:Новая Школа, 1994.
  3. К. И. Чуковский. От двух до пяти. М.: Детская литература, 1981.