Окружающий мир, 2-й класс (Школа-2100). Урок-игра по теме "Части света, материки и океаны"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: проверить степень усвоения знаний детьми по теме “Части света, материки и океаны”.

Оборудование: дополнительный материал, жребий, сундук с письмом, 4 корабля, карта путешествия (приложение1), 24 стрелочки, 4 карточки с изображением шторма, 4 карточки с кроссвордом, 4 карточки с контурной картой.

Обобщающий урок проходит в форме урок-игра “Искатели сокровищ”

Подготовительная работа:

Дети: делятся на 4 команды, каждая команда выбирает капитана, рисует свой корабль и даёт ему название, это и будет название команды;   читают дополнительную литературу по теме, готовят сообщение , готовят по 5 вопросов по теме.

Учитель: готовит карту, на середине которой находится остров сокровищ. Карта разделена на 4 равных поля, каждое поле разделено на 15 клеточек (вокруг острова клеточки -15 баллов, остальные баллы распределяются по усмотрению учителя, 5 клеточек). Каждая клеточка имеет определённое количество баллов. (Приложение 1)

Ход урока:

I. Орг. момент.

II. Объяснение правила.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие. Будем искать сокровища. Ни одно путешествие не бывает лёгким. Нас ждут с вами приключения. Для этого вы уже разделились на команды, дали названия своим кораблям и выбрали капитанов.

С разных сторон света 4 корабля (перечислить) отправятся в путь. Дети сами выбирают с какого угла поля они начнут игру.

Внимание правило: за 6 ходов вы должны дойти до острова и набрать как можно больше очков, по диагонали ходить нельзя. Капитаны друг за другом выбирают определённое количество баллов, получают задания и готовят ответ. Если команда отвечает правильно на вопрос, получает плюс балл, но если команда не может ответить на вопрос – минус данное количество баллов, а плюс получает та команда, которая даёт правильный ответ.

Чтобы определить, кто будет ходить первым, проведём блиц-опрос. Команда сразу должна дать ответ, без обдумывания. Кто больше наберёт баллов, отправится в путь первым. Если количество баллов будет равно, то тянете жребий.

III. Ход игры.

1. Блиц-опрос.

Команда 1.

1. Какие 2 материка находятся в одной части света?

  • Какой океан омывает только два материка?
  • Какой океан разделяет Африку и Америку?
  • На каком материке мы живём?
  • Высочайшие горы России?

Команда 2.

  1. Море между Европой и Азией.
  2. Море между Африкой и Азией.
  3. Остров на юге-востоке Африки.
  4. Величайшая река мира.
  5. Горы между Европой и Азией.

Команда 3.

  1. Проточные водоёмы с истоком и устьем – это …
  2. Ровная или слабо холмистая поверхность суши – это …
  3. Суша, окружённая водой с трёх сторон – это …
  4. Части океанов – это …
  5. Приподнятые участки суши, образуемые под действием подземных сил – это …

Команда 4.

  1. Самая длинная река Африки.
  2. Горы в центре Западной Европы.
  3. Крупнейшее озеро мира.
  4. Какой океан омывает все материки, кроме Африки?
  5. Какой материк находится к югу от Австралии?

После блиц-опроса заполняется таблица результатов, которая находится тоже на доске.

В таблицу заносятся результаты блиц-опроса, прикрепляются названия команд. Команды по очереди начинают игру.

IV.

Команда выбирает на своём поле клеточку с определённым количеством очков. Если команда даёт правильный ответ, то на это место прикрепляется стрелочка.

На 5 баллов “Вопросы по теме” задают дети

На 20 баллов. “Кот в мешке”

Кроссворд (Приложение 2)

На 20 баллов Дополнительные сведения.

1-2 человека от команды выступают с дополнительными сведениями по теме, остальные команды слушают, далее учителем задаётся вопрос по данному выступлению и той команде, которая отвечает первая на заданный вопрос приплюсовывается дополнительные 20 баллов.

На 15 баллов вокруг острова “Шторм”

Одна команда открывает эту карточку, все попадают в шторм. Все команды получают контурную карту (Приложение 3), где нужно подписать материки и океаны.

Во время шторма всех выбрасывает на берег.

V. Подсчитываются баллы.

У кого больше всех баллов, та команда и открывает сундук.

В сундуке свиток с печатью, на ней задание “Заполни пропуски”

“Мы живём на планете … . На материке …, который находится в … полушарии. И окружён … океанами.

Наш город расположен на … равнине. По которой протекают реки …, которые берут своё начало в … горах.”

VI. Итог урока

– Интересно вам было сегодня на уроке?

– Что вам понравилось?

– Какие были у вас трудности?

– Что вам давалось легче всего?

– Чьи вопросы вам показались интересными? Почему?