Оперативная обратная связь на уроках математики

Разделы: Математика


Личность…

«…Новая педагогика не станет требовать одного шаблона и одной программы для всех детей. Она будет исходить из того положения, что способности детей различны и что стремление их к развитию также нетождественны. Теперь нельзя уже утверждать, как это делал Джон Локк, будто все люди рождаются с одинаковыми способностями и все зависит только от одного воспитания. Ни один ребенок не тождественен с другим, так как он уникален. Каждый одарен различными способностями, в различных степенях, притом даже одна и та же способность у одного проявляется в одном возрасте, а у другого - в другом. У каждого свое стремление к развитию…» (Вахтеров В.П. Основы новой педагогики).

Как, используя это стремление, организовать учебную деятельность, чтобы не навредить, не разрушить внутренний Мир развивающегося ребенка? Мир, который существует и развивается по своим нормам. Такие вопросы я задавала себе много раз.

Если «включить» эмоциональную сферу ребенка в учебную деятельность, «пробудить» его личную заинтересованность, то любой ребенок может продвинуться в своем развитии. Вопрос конечно спорный, любой ли?

Расскажу о системе, которая, помогает мне создавать условия для развития и совершенствования интеллектуальных умений большинства учащихся.

Организую работу так, что моим учащимся непроизвольно приходится слышать и слушать, выделять главное, сравнивать, обобщать, устанавливать взаимосвязи, анализировать, доказывать… Волей неволей, но в работу включаются все виды памяти и свойства внимания: устойчивость, распределение, переключение и сосредоточение, что важно в любой деятельности. Сама организация работы побуждает быть терпимее друг к другу, учит сопереживать и радоваться за успехи других.

Что же это за система?

Я назвала ее системой оперативной обратной связи и условно разделила на два динамичных блока:

  1. Блок «Учитель».
  2. Блок «ООС» (оперативная обратная связь).

Блок «Учитель»

В данном блоке работаю, используя личностный подход и элементы коллективного способа обучения (методика А.Г.Ривина, В.Г.Дьяченко), а он требует высокого уровня общения в классе. Поэтому особое внимание уделяю развитию и совершенствованию коммуникативных способностей каждого учащегося.

Блок «ООС»

«…Стремление человека к безопасности – одна из важнейших базовых потребностей личности. И только, если она будет удовлетворена и будет обретена уверенность в том, что и в будущем она будет удовлетворяться нормально, ученик может переходить к удовлетворению других потребностей, в частности, познавательных…» (Из концепции гуманистической психологии).

Понимая, что комфортность ученика на уроке зависит в первую очередь от того, на сколько «свободен» он от своих «страхов», я уделяю этому вопросу больше внимания. В своей практике я много раз сталкивалась с необоснованным чувством страха некоторых учащихся. И лишь после решения данной проблемы ребенок «раскрывался», и был «способен» » испытывать различные чувства, одно из которых - чувство уверенности в своих силах. Я заметила, что это чувство становилось тем крепче, чем быстрее ребенок видел результаты своего труда.

Я назвала данный блок «ООС » (оперативная обратная связь). Почему?

Оперативность определяю временным показателем (время проверки одной работы). Так как на проверку работ на уроке достаточно 2-3 минут, то это открывает передо мной и моими учащимися широкий диапазон для совместной коррекционной деятельности на уроке (как базового, так и профильного уровня).

Блок «ООС» представляет собой набор, разработанных и изготовленных мною дидактических игр. В каждой игре заложен принцип трех «У»: «Удивление», «Успех», «Уверенность», что позволяет мобилизовать внутренние резервы личности ребенка. Карточки для игр составляю так, чтобы любой ученик имел возможность выбрать ее по своим силам. (Они базового и профильного уровней, в каждую из которых заложен положительный результат – есть возможность ее обязательно выполнить).

Так как у ученика есть возможность выбора уровня трудности задания и право на ошибку, то нет и «страха». Право на ошибку позволяет ученику «отработать» неудачный вариант ответа (сразу на уроке или после уроков в удобное для него время).

Диапазон применения «ООС» очень широк:

  1. 5–9-е классы (предпрофильная подготовка) - развитие мотивационной сферы.
  2. 10–11-е классы (профильное обучение) - от тренинга до контроля.

Данный блок может использоваться как индивидуально, так и для коллективной работы учащихся.

Ранняя предпрофильная подготовка (5–7-е классы), позволяет сформировать мотивационную сферу и подготовить прочную базу для профильного обучения. Она же дает возможность для выхода на индивидуальные программы развития учащихся.

Итак, набор дидактических игр:

  1. «Кубики».
  2. «Бегущая лента».
  3. Электрифицированный прибор.
  4. «Пакетники».
  5. УНИ (универсальные игры).

Для работы с классом в 20-25 человек достаточно одного комплекта УНИ, чтобы одновременно работать со всеми учащимися. Так как есть возможность выбора игр, то есть и возможность моделирования формы урока.

Любая из данных игр направлена на развитие таких качеств как честность, порядочность, ответственность, аккуратность.

В процессе игры у учащихся формируется концентрация и устойчивость внимания; вырабатывается умение сосредотачиваться, распределять и ценить время, принимать решение; развиваются мыслительные процессы – анализ и сравнение; развивается память, коммуникативные способности; совершенствуется техника вычислений, навык самоконтроля, координация движений; прививается эстетический вкус, а самое главное формируется критичность мышления.

1. «Кубики»

Игра для учащихся 5-6-х классов (предпрофильная подготовка).

При желании можно использовать и в старших классах.

Основной принцип работы – полное доверие.

На 15 кубиках (они находятся в корпусе) написаны вопросы. В коробке много кубиков с различными вариантами ответов, среди которых есть правильные и неправильные ответы. Нужно среди этого множества ответов найти верный и установить в корпус игры, не переворачивая сам кубик.

Когда на все вопросы будут найдены кубики с верными ответами и установлены в корпус, то при закрытии корпуса и переворачивании, должна получиться картина о природе, искусстве или памятниках культуры. Ученик может и сам оценить себя.
Картины благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу моих учащихся. Даже отрицательный результат вызывает улыбку на лицах. Идет снижение напряжения.

2. «Бегущая лента»

Игра для учащихся 5–11-х классов.

Основной принцип – доверие.

Ученику выдается задание или оно уже записано на ленте самого прибора. Там же есть и образец решения. Учащийся записывает на ленту свой вариант решения. В случае сомнения важно то, что, переместив ленту назад, ученик может посмотреть образец или вариант решения своего товарища на данном приборе. Если у ученика есть несколько вариантов решения, то он записывает их все. Учитель или консультант проверяют работу на уроке, или после урока.

Так как у ученика есть возможность вернуться к работе с образцом, то решена главная его потребность в оценочной «безопасности».

3. «Электрифицированный прибор»

Игра для учащихся 5–11-х классов.

Представляет собой прибор с электрической схемой и кодируемыми ответами.

Основной принцип – принцип равных возможностей.

Ученик получает карточку. Решает, набирает на приборе ответы и сообщает учителю о готовности. Учитель набирает на второй половине прибора код ответа и включает прибор.

Если ученик решил все задания верно, то загораются все 5 лампочек. Если ученик решил неверно, то по количеству загоревшихся лампочек можно судить об оценке учащегося. В карточке все задания подбираются таким образом, чтобы ученик имел возможность получить положительную оценку.

Перед учащимися всегда есть выбор: можно взять карточку с учетом своих сил.

Работа на данном приборе вызывает особое чувство у учащихся всего класса: чувство сопереживания. Класс становится единым целым.

4. «Пакетники»

Игра для учащихся 5–9-х классов (предпрофильная подготовка); 10–11-х классов (профильное обучение).

Тренинг, контроль, индивидуальная программа, подготовка к ЕГЭ.

Принцип работы – полное доверие.

«Пакетник» состоит из основного корпуса и корпуса – хранилища. Ученик, выбрав карточку из 6 вопросов, решает ее.

Затем выбирает из корпуса – хранилища, содержащего 18 планшеток с верными и неверными ответами, планшетки с верными ответами. Эти планшетки в определенной последовательности он устанавливает в основной корпус и закрывает его. Если карточка выполнена, то получится картина или фотография как это видно на снимке.

«Преимущество». На одном и том же «пакетнике» один и тот же ученик может работать последовательно до трех раз, корректируя свои знания. Каждая планшетка содержит сменную панель, что позволяет использовать данную игру во всех классах (с 5-го по 11-й класс).

Учащийся имеет возможность выбирать степень трудности задания и форму работы (индивидуально, в микрогруппе или с консультантом). Это позволяет ему чувствовать себя более уверенно при работе с этим видом игр.

5. УНИ (универсальная игра)

Игра для учащихся 5–11-х классов.

Я назвала эту игру универсальной потому, что в нее могут «играть» одновременно 20 - 25 человек и этот коллектив может быть разновозрастным (с 5-го по 11-й класс). Роль играют лишь те индивидуальные карточки, которые находятся у учащихся.

Используя УНИ, можно очень быстро принимать зачет, проверять теорию, устраивать математические бои, взаимопроверки, различного рода тренинги, в том числе и подготовку к ЕГЭ, проверочные и даже контрольные работы (изменяя степень сложности карточек, как базового уровня, так и профильного). В эту игру можно играть и после уроков, используя во внеклассной работе по предмету. Каждый учащихся сам определяет, когда и сколько он будет работать с данным видом игр (индивидуальная программа развития).

Основной принцип работы - принцип трех «У».

Ученику выдается карточка с пятью вопросами, расположенными в определенной цветовой последовательности. Ученик решает ее на своем рабочем месте и составляет цветовой код ответа (один вариант ответа отдает учителю, а другой оставляет у себя). Подходит к корпусу, где находятся коды ответов, набирает его. Каждый ответ находится в отдельном конверте, на котором стоит лишь номер ответа от 1 до 40. Садясь на свое место, ученик вытаскивает карточки из конвертов и выкладывает их в той же цветовой последовательности, в которой были предложены вопросы.

Если ученик решил все задания верно, то перед ним готовая картина. Есть и фотографии родного поселка.

Если же ученик решил какие-то вопросы неверно, то у него есть уникальная возможность скорректировать свои знания или согласиться с оценкой.

За весь период существования данной системы (более 22 лет) еще не было ни одного ученика, отказавшегося от возможности улучшить свой результат.

Работа с данными индивидуализированными формами учебной деятельности формирует у моих учащихся положительную мотивацию. Никто никого не заставляет, каждому хочется пойти и попробовать свои силы. Нет «страха» перед трудностями, так как всегда, это одно из условий работы, есть возможность выбрать задание и исправить «отрицательный» результат. Работа с индивидуализированными формами является одной из составных частей индивидуальной программы развития учащегося, где, наряду с творческими работами, учащиеся выполняют микроисследования и участвуют в исследовательских конференциях по математике. Наиболее интересные темы исследований: «Взаимное расположение высоты, медианы и биссектрисы в треугольнике», «Решение задач с параметрами», «Кривые как траектории движения точек», «Решение нестандартных задач». Эти исследования положительно влияют на развитие личности, внося коррективы и формируя ее.

Организация именно такой работы в данной системе подтверждает мысль известных психологов, что лишь в продуктивной деятельности учащийся может усвоить от 75% до 90% информации.

Сложившаяся система создает условия для пересмотра своего отношения к предмету, индивидуального роста, погружения в предмет с последующим выходом на индивидуальную программу развития, учитывая желание ребенка и социальный заказ родителей. Учащиеся с желанием идут на урок, становятся более открытыми для общения. Работа в «ООС» позволяет мне видеть изменения, происходящие в ребенке (Приложение 1).

Мне импонирует высказывание психолога С.Л.Рубинштейна «Личность школьника формируется не путем усвоения правил поведения – он может их принять или не принять, не наказаниями и отметками – он может к ним приспособиться. А в реальных отношениях, поступках и той внутренней работе, которая завязывается вокруг них».

Приложение