Открытый урок на тему "Диффузия"

Разделы: Физика


Цели урока:

  1. Расширить знания о строении вещества.
  2. Дать представление о процессе диффузии.
  3. Сформировать представление о диффузии в различных состояниях вещества.
  4. Продолжить формирование общих умений коммуникаций (слушание, говорение, учение и письмо).

Оборудование и материалы:

  • карточки-задания,
  • деревянная дощечка с гвоздями,
  • монета,
  • спиртовка,
  • пинцет,
  • коробка с апельсином,
  • полоска фильтровальной бумаги,
  • раствор фенолфталеина,
  • стеклянный сосуд,
  • аммиак, вата.

Технические средства:

  • телевизор,
  • видеомагнитофон.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение новой темы.
  4. Закрепление знаний.

Ход урока

1. Организационный момент

а) Отметить отсутствующих.

б) Проверить подготовленность учащихся к уроку.

Дать установку на слушание. На каждой парте лежит памятка этой установки.

Слушай и ты сможешь.

– понять и задать вопросы

– пересказать

– проанализировать

– оценить

2. Актуализация знаний

а) Письменный опрос.

Двое учащихся получают карточки с качественными задачами, решение которых записывают себе в тетрадь.

К а р т о ч к а 1

Коля заметил, что провода (между столбами) зимой натянуты заметно сильнее, чем летом. Кто их натягивает и за чем, как вы думаете?

К а р т о ч к а 2

Почему ручные часы рекомендуется заводить утром, а не вечером, когда снимают их с руки?

б) Работа у доски.

Слабый учащийся на доске составляет предложения из отдельных слов, после чего читает их вслух.

Следующие два предложения:

  • Вещества состоят из отдельных частиц, между которыми есть промежутки.
  • Частицы, из которых состоят вещества, называют молекулами.

в) Устный опрос.

Один учащийся показывает опыт с пятирублевой монетой: в дощечку на расстоянии равном диаметру монеты, вбиваются 2 гвоздя — так, чтобы она проходила между гвоздями. При нагревании над спиртовкой (монету держат пинцетом) монета застревает между гвоздями. Каждый учащийся, получивший задание, вслух объясняет его решение.

3. Изучение новой темы

Учитель. Продолжим заглядывать в глубь вещества. Будем выяснять, какими ещё свойствами обладают молекулы. Начнём с наблюдения явлений (вносит черный ящик, в котором лежит долька апельсина). Что в ящике? Какое явление помогло вам ответить на этот вопрос?

Учащиеся. В ящике – апельсин. Он испускает запах, выделяя, пахучее вещество. Которое распространяется по всей комнате, перемешиваясь с воздухом.

Учитель. А какие ещё вещества могут сами собой перемешиваться? Вы встречались в жизни с такими ситуациями? Приведите примеры.

Учащиеся. Когда разводишь гуашь, вода быстро окрашивается ещё до того, как начнешь перемешивать её палочкой (приводят другие примеры).

Учитель. Предлагаю провести специальный эксперимент, чтобы ответить на этот вопрос. В растворе фенолфталеина смочим полоску фильтрованной бумаги и приклеим ее на стенку стеклянного сосуда. В тот же сосуд бросим на дно кусочек ваты, смоченной аммиаком. Сосуд плотно прикроем (через некоторое время полоска порозовеет, по мере проникновения молекул аммиака в воздух). Сформируйте вывод, вытекающий из наблюдений и опытов.

Учащиеся. Молекулы разных веществ сами собой смешиваются, если их привести в соприкосновение.

Учитель. Это новое для нас явление, в физике оно известно под названием “диффузия”. Давайте запишем определение этого явления. (Диффузия – это самопроизвольное перемешивание веществ.)

Учащиеся записывают определение и приговаривают его вслух хором.

Учитель. Диффузия наблюдается не только в газах, но также в жидкостях и твердых телах. Сейчас вы просмотрите видеоролик, и после дайте ответ на вопрос: “В каких веществах диффузия протекает быстрее?”.

Учащиеся. Скорость диффузии больше в газах, меньше в твердых телах. (Ответ записывается в тетрадь.)

Учитель. В какой воде (горячей или холодной) быстрее растворяется сахар и кофе.

Учащиеся. В горячей.

Учитель. Из приведенных наблюдений можем сделать вывод, что скорость протекания диффузии увеличивается с ростом температуры.

Учитель. Явление диффузии имеет большое значение в процессах жизнедеятельности человека, животных и растений. Для подтверждения этому предлагаю просмотреть небольшой ролик.

4. Закрепление материала

Устный опрос.

а) Объясняете, как распространяется эфир в комнате. Что доказывает это явление?

б) На каком явлении основана засолка овощей?

в) Объясните, каким образом молекулы кислорода из воздуха попадают в воду аквариумов?

Учитель. Изучая явления природы на молекулярном уровне, человек познает их и получает возможность управлять природой и применять полученные знании в науке, технике и быту.

5. Итог урока

Домашнее задание: § 27, вопросы 3, 7 (письменно), экспериментальное задание.