Развитие творческого потенциала на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Образовательные:
    • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Наречие»;
    • закрепить знания учащихся о правописании наречий;
    • закрепить умения находить наречия в тексте, верно писать и разграничивать созвучные им словоформы.
  • Развивающие:
    • развивать память, творческое мышление и индивидуальность;
    • развивать умение анализировать текст, употреблять точно и выразительно наречия в собственных высказываниях;
    • развивать умение составлять монологическое лингвистическое высказывание на основе сравнения языковых единиц;
    • развивать умение работать в группах.
  • Воспитательные:
    • воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Сообщение темы урока

– Сегодня у нас не просто урок, а урок-игра. Мы вместе с вами отправимся в царство Наречий. Вам предстоит показать свои знания, полученные при изучении темы: «Наречие», умения использовать знания при создании творческих проектов и выполнении заданий творческого характера. Сегодня я буду учиться у вас работать в группах и буду участником игры вместе с необычными гостями, работать будете  в группах.

3. Целеполагание

– Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить к концу урока?

(Дети, опираясь на формулировку темы урока, формулируют цели урока, учитель принимает все предложенные варианты, затем предлагает свои цели урока).

4. Актуализация опорных знаний

(Звучит песня «Коробейники», появляется Петрушка).

Петрушка: «Привет! Я Петрушка! Сколько вас здесь собралось? Вы, наверное, все двоечники и не сможете ответить на мои вопросы».

Учитель: «Ребята постараются ответить на все твои вопросы правильно и быстро».

Петрушка: «Отгадайте загадку:

Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи: «Кругом белым-бело» –
И увидишь зимнее село.
Ну, а если скажешь ты  «красиво»,
Пред тобою – сразу вся Россия!

Учитель: «О словах какой части речи говорится в стихотворении?»

Петрушка: «А вот если бы я был профессором, то смог бы рассказать вам всё-всё о наречии».

Учитель: «Ребята и сами могут рассказать тебе о наречии. Что такое наречие?»

(Учащиеся составляют лингвистический текст о наречии)

5. Проведение проверочных упражнений

1) Работа с текстом

Петрушка: «Сейчас появится мой друг, он настоящий профессор».

(Появляется профессор Наречие)

Наречие: «Здравствуйте, многоуважаемая публика! Сейчас я расскажу вам историю о моих друзьях, жителях царства Наречие. Слушайте внимательно, но позже назовете имена моих друзей.

(У учащихся на столах находится текст)

В царстве частей речи было много замков. Один из них принадлежал мне и моим друзьям. Жили мы хорошо, но вот друзья любили спорить друг с другом, кто важнее.
– Я, – говорит один, – могу прыгать по-заячьи.
– А стоит представить меня, – хвастается другое, – так сразу всё исполнится. А вот ты когда собираешься помогать людям? – обращается он к другому, сидящему в мягком кресле.
– Когда-нибудь, – лениво отвечает то.
– А я очень люблю вредить всем, – растягивая слова, вставляет Еле-еле, – стоит меня подставить, так все делается медленно.
– И я тоже! – крикнуло Кое-как. – Стоит мне встать рядом с глаголом, так всё дело портится.
И вдруг погас свет. Все стали возмущаться, падать. Кто-то крикнул:
– Где же Ярко? Почему оно нам не поможет?
– А зачем я вам? – спросило Ярко. – Вы всё можете, считаете себя самыми важными.
Стыдно стало спорщикам за своё хвастовство. А Ярко подошло к глаголу Светит, и всё стало по-прежнему».

(Учащиеся работают в группах с текстом (ответы в тексте учителя), раньше всех справившиеся с заданием получают жетон)

2) Кодированный диктант

– Чтобы умело пользоваться наречиями при составлении текста, нужно знать правила их написания.
Наречие: «Я приготовил вам задание – кодированный диктант».
Учитель: «Я буду читать наречия, написание которых зависит от знания орфограммы «О-Ё после шипящих на конце наречий».
Петрушка: «Слова писать не надо. Если в слове О, то пишем – 1, если Е – 2».

Слова

Ключ

Свежо

1

Певуче

2

Испытующе

2

Умоляюще

2

Волнующе

2

Зловеще

2

Хорошо

1

Горячо

1

Неуклюже

2

(Консультанты в группах проверяют диктант)

3) Решение ребусов

Наречие: «Выполните ещё наше задание – решите ребусы».
Учитель: «Я вам подскажу, что ответами будут слова-наречия».

(Учащиеся работают с ребусами, консультанты осуществляют проверку, раздают жетоны за правильно решенные ребусы)

Рядом

(Рядом)

Вокруг

(Вокруг)

4) Орфографическая дистанция

Учитель: Я хочу поблагодарить наших гостей за участие в уроке и пригласить всех на орфографическую дистанцию. У вас на столах задание, по моей команде вы по цепочке передаете листок сидящему рядом товарищу, указывая правильное написание наречия.

(На данном этапе отрабатывается умение применять орфограмму «Дефис в наречиях»)

Слитно \ раздельно \ через дефис

Поговорить (по) прежнему

работать (по) ударному

(по) зимнему пути

разряженный (по) осеннему лес

(по) настоящему договору

встретить (по) дружески

устроиться (по) походному

(по) праздничному городу

жгло (по) вчерашнему

ползти (по) пластунски

расти (по) прежнему

тепло (по) летнему

одеться (по) зимнему

(по) прежнему пути

5) Орфографический заказ

Учитель: «Из данного текста выпишите наречия, запишите их в таблицу, группируя в соответствии с указанными орфограммами». (На данном этапе проверка осуществляется учителем и консультантами)

САВКА

Направо от города, тихо пошептывая и изредка вздрагивая от невзначай налетевшего ветра, темнела, темнела ольховая роща, налево тянулось необозримое поле. Там, где глаз не мог уже отличить в потёмках поле от неба, ярко мерцал огонёк. Поодаль от меня сидел Савка. Поджав под себя ноги по-турецки и свесив голову, он задумчиво глядел на Кутьку. Наши крючки с живцами давно уже стояли в реке, и нам ничего не оставалось делать, как только предаваться отдыху, который так любил никогда не утомлявшийся и вечно отдыхавший Савка.

6) Творческая работа

Учитель: «Пришло время вам показать свои  умения в создании лингвистического текста. Предлагаю творческую работу – создание лингвистической сказки на основе полученных знаний при изучении темы «Наречие».

7) Защита  групповых творческих работ. (Один представитель группы защищает работу)

6. Рефлексия

– Считаете ли вы, что виды работы на уроке помогли реализовать цели, поставленные в начале нашего занятия?
– Какая, по вашему мнению, творческая работа заслуживает наивысшей оценки?
– Считаете ли вы, что умения, полученные  на уроке,  помогут вам в жизни?
– Что вы пожелаете себе и мне для работы на последующих уроках?
– Оцените свою работу на уроке сами.

(Учащимся предлагается таблица со всеми этапами урока, они оценивают свою работу на каждом этапе и выставляют общую)

7. Домашнее задание (на выбор учащихся)

  • Морфологический разбор 5 наречий из текста «Савка».
  • Презентация «Употребление наречий в речи».
  • Творческий проект «Дело было в Наречие-граде».