Петербург Ф.М. Достоевского

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Обучающие:
    • показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои;
    • подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром; обобщить знания о романе.
  • Развивающие:
    • развитие монологической и диалогической речи, умения работать с информацией;
    • развитие навыков проектной деятельности.
  • Воспитывающие:
    • воспитание уважения к внутреннему миру другого человека; эмпатии.

Оборудование урока:

  • выставка детских рисунков “Герои романа Ф.Достоевского”,
  • выставка “Ф.М.Достоевский в школе”,
  • иллюстрации И.Глазунова к роману “Преступление и наказание”,
  • компьютер,
  • медиапроектор,
  • экран.

Эпиграф к уроку

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелёно-бледный,
Сказка, холод и гранит…
А.С.Пушкин

Ход урока

  1. Приглашение к уроку

Так уже сложилось, что Петербург первой половины 19 века называют пушкинским, а Петербург второй половины 19 века – Петербургом Достоевского.

Действие в романе происходит в 1865 году. Это время, когда меняется внешний облик города: растёт строительство многоквартирных доходных домов с дворами-колодцами, с тёмными комнатами для прислуги, с мрачными, чёрными лестницами; возникают унылые корпуса заводов и фабрик; обостряется конфликт “города пышного” и “города бедного”.

Давайте попробуем перенестись в атмосферу Петербурга 19 века, попробуем увидеть, как меняется облик города ко второй половине века.

Просмотр слайд-шоу “Петербург 19 века”, подготовленного учителем.

  1. Петербург Ф.Достоевского

В каком же Петербурге жил сам Достоевский: “пышном” или “бедном”? Каким он видел этот город? В каких домах жил? По каким улицам гулял?

Электронная презентация учащегося “Петербург Ф.Достоевского”

Именно в таких домах, угловых, в каких жил сам, поселит Достоевский своих героев; его герои будут ходить по тем же улицам, по которым ходил сам писатель. Топографические детали, реалии играют большую роль в романе.

  1. Хронотоп романа

Известный литературовед М.М.Бахтин ввёл в литературоведение понятие “хронотоп” романа (с лат. “время” + “пространство, место”).

М.Бахтин так писал о пространстве романа “Преступление и наказание”: “Порог, прихожая, коридор, площадка, лестница, ступеньки её, открытые на лестницу двери, ворота дворов, а вне этого – город: площади, улицы, фасады, кабаки, притоны, мосты, канавки. Вот пространство этого романа”.

Время основного действия в романе 2 недели.

Создаётся впечатление, что Раскольников мечется по городу. Он избегает, сторонится людей, но в то же время стремится на улицы, в людные места. Почему?

(Возможно, Раскольников ищет подтверждения своей теории. Добро в нём борется со злом, он стремится в город, чтобы принять решение. И город помогает это решение принять. Но, увы, не в пользу добра… Получается, что город подтолкнул Раскольникова к преступлению, стал его соучастником.

  1. Образ Петербурга

Как вы думаете, из чего складывается образ, характер Города?

В ходе беседы у учащихся в тетради появляются следующие записи.

Пейзажи:

грязь, пыль, духота, “отвратительный и грустный колорит”

Сцены уличной жизни:

сцена самоубийства, сцена с пьяной девочкой, сцена с пьяным в телеге у распивочной и т.д. враждебность, равнодушие, злоба, корысть

  • На Сенной ещё в к. 18 века был открыт рынок для продажи скоты, дров, сена, овса. Рядом с Сенной находился Столярный переулок, состоявший из 16 домов, в которых находилось 18 питейных заведений, кабаков.

Люди:

Мещане, дворники, студенты, извозчики, мастеровые, нищие, повара, прачки, портные, нищие, мелкие служащие, девицы лёгкого поведения, низшие сословия, нереспектабельный вид

Интерьеры:

“каморка”, “шкаф” Раскольникова, “комната-сарай” Сони, “проходная” Мармеладовых “углы”, “гробы”, нечеловеческое жильё

Звуки:

шарманка, пьяные выкрики, детский голосок, поющий “Хуторок”, ругань, свист кнута раздражение, дисгармония, тоска

Цвет, запах:

жёлтый, серый, грязно-жёлтый; запах краски, запах кабаков и распивочных, запах скота и овса (на Сенной) грязь, вонь, духота

Вывод: всё в романе даёт общее впечатление города, который враждебен человеку, который создаёт атмосферу безысходности, толкающую людей на преступления против себя и людей.

Ученик читает наизусть стихотворение Н.М.Коншина “Жалобы на Петербург”:

 В дымном городе душно,
Тесно слуху и взору,
В нём убили мы скучно
Жизни лучшую пору.
В небе – пыль, либо тучи,
Либо жар, либо громы;
Тесно сжатые в кучу,
Кверху кинулись домы;
Есть там мех, да не радость,
Всё блестит, но бездушно…
Слушай, бледная младость,
В дымном городе душно.

  1. Заключение

Да, Петербург Достоевского – это город, “в котором невозможно быть”. Но мне не хотелось бы заканчивать урок на такой трагической ноте. Ф.М.Достоевский считал, что Петербург – душа романа. Душа же любого города - люди, живущие в нём. И город преступен настолько, насколько преступны души людей.

Да, преступных (преступивших) героев в романе большинство. Но если есть в городе люди, способные сохранить среди грязи, духоты и равнодушия чистоту и богатство своих душ, мало того, поделиться ими с другими, то и город становится добрее. А именно это и происходит в романе. Соня, Дуня, Разумихин. Их доброта, доброта их душ растворилась в городе. А значит, не так уж преступен Город, всё-таки соединивший Соню и Раскольникова.

Душа города – люди. Наша последняя презентация именно о них, о людях.

! Презентация проекта “Что в имени тебе моём?” (Этимология имён и фамилий в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”)

Домашнее задание:

сочинение-эссе “Раскольников и Петербург”