Урок "Гражданственность творчества Высоцкого"

Разделы: Литература


Цель образовательная: познакомить учащихся с биографией В.С.Высоцкого, опираясь на воспоминания его родных и близких; с его творчеством певца, поэта, киноактёра, драматического актёра; с многообразием тем его стихов и песен.

Цель развивающая: развивать у учащихся навыки выразительного чтения.

Цель воспитательная: содействовать осмыслению истории, расширению и обогащению представлений школьников о современной действительности, о нравственных исканиях современника, готовить к выбору жизненного пути; подвести учащихся к размышлению о человеке в современном мире.

Оборудование: выставка книг, песни В.Высоцкого, фотографии.

Словарь.

Кредо – чьи-нибудь убеждения, мировоззрение.

Ход урока:

1. Сообщается тема и цели урока.

Владимир Семёнович Высоцкий
25 января 1938 – 25 июня 1980

2.На доске записан эпиграф:

Носил он совесть слишком близко к сердцу,
Как носит свой осколок ветеран.
Современники о Высоцком

(к 50-летию со дня рождения)

Сформулирован проблемный вопрос: Что такое гражданственность? В чём проявляется гражданственность творчества Высоцкого?

3. Песня “ Я не люблю”.

Сегодняшний урок – урок-портрет Владимира Семёновича Высоцкого – поэта, певца, киноактёра, драматического актёра. При жизни его не очень-то баловали вниманием.

И тем не менее именно при жизни он познал безбрежную славу. В Болгарии, где он выступал, крестьяне в знак благодарности подняли автобус, на котором он приехал. А спел-то им Высоцкий всего 4 песни – но как спел! Люди эти трудовые сразу же поняли, что перед ними такой же трудяга.

В чём же секрет его популярности? Отчасти он сам ответил на этот вопрос в одном маленьком экспромте:

Вы втихаря хихикали,
А я давно вовсю.

Секрет его популярности прежде всего в яркой гражданственности творчества. Ведь гражданственность – это не костюм для трибуны, а человеческая сущность самого поэта, она сказывается во всём, что он делает и пишет. Никогда не бывает так, чтобы поэт сказал себе: дай-ка я сяду и напишу гражданское стихотворение. А если и делается так, то это не творчество, а подделка. Богатый опыт поэзии свидетельствует, что гражданственность – это проникновение в самую суть времени, а не количество откликов на те или иные события. Поверхностный отклик уходит вместе с листком календаря или газеты. Настоящее гражданское стихотворение – это не отклик, а поступок. Иногда связанный с разными неприятностями. Высоцкий был широко известен, даже знаменит, как спорщик, который жил наперекор, пел вопреки. Не каждый сможет так.

Булат Окуджава сказал: “Высоцкий – инструмент, созданный для того, чтобы выкрикнуть наши радости, горести”. О каких горестях и радостях кричал Высоцкий? В чём заключается его гражданское кредо? Ответим его стихами.

Лучше голову песне своей откручу,
Но не буду скользить, словно пыль по лучу…
Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор…
Досадно мне, коль слово “честь” забыто
И коль в чести наветы за глаза…
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если другом надёжно прикрыта спина.
Я не люблю насилья и бессилья…
Я не люблю себя, когда я трушу,
Я не люблю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более - когда в неё плюют…
И во веки веков, и во все времена
Трус, предатель – всегда презираем.
Бить человека по лицу
Я с детства не могу.
Но люди справедливости хотят.
Потому что добро остаётся добром –
В прошлом, в будущем и настоящем!
Мне судьба – до последней черты, до креста
Спорить до хрипоты ( а за ней – немота),
Убеждать и доказывать с пеной у рта,
Что - не то это всё, не тот и не та!
И пусть говорят, да, пусть говорят,
Но – нет, никто не гибнет зря!
Так лучше – чем от водки и от простуд.
Другие придут, сменив уют
На риск и непомерный труд, -
Пройдут тобой не пройденный маршрут.
Наше время иное, лихое, но счастье, как встарь, ищи!

“К песням В.Высоцкого можно относиться по-разному. Их можно любить или не любить. Можно принимать или отвергать. И долго спорить о них тоже можно. Высоцкий писал очень личностные песни. Абсолютно свои. Песни были не только продолжением его дыхания. В них продолжалось и его сердцебиение, грохотал пульс, выявлялся характер, распахивалась душа. Лучшие песни В. Высоцкого – для жизни. Они – друзья людей. В песнях этих есть удивительная добрая сила. Сила, которая помогает выстоять слабым и обрести уверенность – растерявшимся. На иную песню можно опереться, как на плечо”. (Роберт Рождественский).

“Песня о друге”

В творчестве Высоцкого отразилась биография нашего времени, он затронул очень важные и больные моменты нашей истории. Россия в 20 веке опоясана войнами. Начавшиеся с 1904 года, не прекращаются по сю пору. Японская, мировая, гражданская, Финская, Отечественная, Афганистан, Чечня… Это самые огненные всплески. А между – государственный террор советского и постсоветского образца. Поэтому военные песни Высоцкого вовсе не отсылают нас в историческое прошлое, они о сегодняшнем дне – не менее трагическом и беспощадном. Русская трагедия, озвученная голосом Высоцкого, вернее предстаёт на фоне дымов и пожаров, на фоне памятных событий. Война у Высоцкого – подлинная, героическая. Когда началась война, ему было всего 3 года, но, вслушиваясь в проникновенные строки этих стихов, ощущаешь личную причастность поэта к фронтовым событиям. Как будто это он сам вместе со своими однополчанами штурмовал высоту, на которой “все судьбы с путями скрестились”:

Стихотворение “Высота”

Как будто это он сам, тяжело раненный, лежит в госпитале.

“Песня о госпитале”

Как будто это он сам, старый, опытный, много повидавший и изведавший воин, шагнул в бой из окопа и, понимая, что “на этот раз” ему “не вернуться”, передаёт эстафету юным новобранцам, сыновьям, свято веря в то, что они не погибнут, победят, освободят Родину.

Песня “А сыновья уходят в бой…”

Как будто это он сам, молодой солдат, ещё не успевший испытать многих радостей жизни и уже обречённый на смерть, в начале ночного сражения взглянув на небо и увидев падающую звезду, загадал своё самое сокровенное желание – “выйти живым из боя” и был убит вражеской пулей, показавшейся ему в последний миг жизни упавшей с неба звездой.

“Песня о звёздах”

Как будто это он сам переживает, как свою собственную, смерть друга, с которым прошёл всю войну.

Песня “Он не вернулся из боя”

Песня “Братские могилы”

В.Высоцкий сумел с потрясающей достоверностью слить в своей поэтической судьбе десятки персональных судеб. И одной из первых таких судеб была судьба его отца, кадрового офицера, прошедшего тяжёлый фронтовой путь от Москвы до Берлина. Отец говорил про сына: “По-моему, главное в нём то, что рос он, окружённый людьми простыми и честными, прошедшими через войну, - настоящими людьми”.

Высоцкий, может быть, более, чем кто-либо другой, своим творчеством и своей такой типично российской короткой, но яркой жизнью очеловечил “ностальгию” многих поколений “по настоящему”, живя “по грудь во вранье”, сам он “не умел лгать”, “воплощал постоянное желание людей видеть рядом с собой правду”, каждый раз выходил к микрофону, как “к амбразуре”, шёл прямой, честной, бескомпромиссной дорогой, как канатоходец “без страховки”, бесстрашно “выходил из повиновения” бюрократов, прорывался “за красные флажки” и на фоне ложных лозунгов стучался в людские сердца, чтобы “не забыли” и “не потеряли” в каждодневной суете главное – честность, милосердие, любовь, верил: всё-таки “добро остаётся добром – в прошлом, будущем и настоящем!”

Военные стихи Высоцкого трагичны, но в то же время в них нет безысходности, они полны оптимизма. В основании этого оптимизма глубочайшая, неисчерпаемая, поистине сыновья любовь поэта к родной земле, священной, как мать.

“Песня о земле”

Из воспоминаний родных и близких.

Иза Константиновна Высоцкая.

“Мне кажется, что он всегда точно знал, что он хочет и очень целеустремлённо к этому шёл. Теперь в этом громадный дефицит. И надёжность. Хотя, конечно, были и человеческие слабости, но тем не менее надёжность.”

Марина Влади.

Из книги “Владимир, или Прерванный полёт”: “Среди множества писем, которые приходили к тебе, ты ревниво хранишь те, в которых мужчины и женщины пишут, что твои песни помогли им преодолеть какой-либо драматический момент в жизни. Я читала их. Тебе писали подводники, которым приходилось проводить много недель в морской глубине, затерянные в пурге альпинисты, сбившиеся с пути в степи шофёры, космонавты, испытывающие в звёздной пустоте благотворное воздействие твоих юмористических песен, молодые правонарушители, женщины, умеющие смеяться, несмотря на полную забот жизнь. Старики благодарили тебя за то, что ты смог так прекрасно понять и воспеть их души. Подающие надежды молодые артисты готовы взять с тебя пример и клянутся работать изо всех сил, чтобы сравняться или даже превзойти своего кумира. Пишут также солдаты после службы – их искренность и растерянность вызывают у тебя слёзы. Об этих письмах ты говорил, что они лучшие твои адвокаты на суде, который бесконечно устраивают тебе бюрократы”.

“В книге “Владимир, или Прерванный полёт” всё правда. Я написала только о том, что видела или слышала сама. Или о том, что мне рассказывал Володя. В книге нет ни одного эпизода, не связанного с нашей жизнью. Я очень хочу, чтобы люди в Советском Союзе знали: всё, что я пишу,- это правда”.

“Он играл Гамлета” (Высоцкий – драматический актёр).

В 1960 г., окончив школу-студию МХАТа, В.Высоцкий стал актёром театра и кино. Работает в московском театре им. Пушкина и в московском Театре миниатюр.

В 1964 г., ещё никому не известный, пришёл наниматься на работу в Театр драмы и комедии на Таганке, и главный режиссёр Юрий Петрович Любимов вместо отведённых 10 минут слушал его больше часа. У Высоцкого в тот день была с собой гитара, и Любимов попросил его спеть. Узнав, что Высоцкий поёт свои песни, Любимов тут же принял его в театр. И до последних дней жизни Высоцкий работает в этом театре.

Высоцкому довелось сыграть и Гамлета. Об этой роли мечтает каждый актёр, но выпадает такой шанс только избранным. Высоцкий говорил, что Гамлет – один из первых людей на земле, задумавшихся о смысле жизни. На протяжении спектакля он неоднократно задавал вопрос “быть или не быть”, каждый раз вкладывая в него несколько иной смысл. Он заставлял зрителей напряжённо искать на него ответ. Спектакль шёл с неизменным аншлагом. Высоцкий рассказывал, что приходил, бывало, в театр к 9 утра, за час до репетиции – и видел на улице замёрзших людей, которые с номерками на руках отмечались в очереди за билетами. После этого “нога не поднималась играть вполсилы”.

Стихотворение “Мой Гамлет”.

С 1959 года В.Высоцкий начал сниматься в кино, он сыграл 26 ролей. Наиболее значительные из них – геолог Максим в фильме режиссёра Киры Муратовой “Короткие встречи” (1967), поручик Брусенцов в фильме Евгения Карелова “Служили два товарища” (1968), Ибрагим Ганнибал в фильме Александра Митты “Сказ про то, как царь Пётр арапа женил” (1976), капитан милиции Глеб Жеглов в фильме Станислава Говорухина “Место встречи изменить нельзя” (1979), Дон Гуан в фильме Михаила Швейцера “Маленькие трагедии” (1980).

Владимир Высоцкий широко известен как один из создателей и выдающихся мастеров авторской песни, которая была своего рода протестом против поверхностного искусства. Для авторской песни характерны непосредственность самовыражения, установка на современную молодёжную аудиторию с её кругом интересов и объёмом познаний в различных сферах науки, политики, культуры, а также особая доверительная интонация. Вот что говорит об авторской песне сам В.Высоцкий: “Меня часто спрашивают, какая разница между авторской песней и песней, которую вы слышите по радио и телевидению. Есть громадная разница. Эстрадная песня не интересуется вторым планом в песне, лишь бы зарифмовать, лишь бы звучали голос и оркестр. Авторская песня – это совсем другое. Я всё пишу сам. Пишу по ночам, вместе и музыку, и текст. А потом я выхожу к зрителю в зал, и я сам себе владыка. Мои слова – что хочу, то и делаю. Глядишь, что-нибудь выкину, вставлю… Всё зависит от публики. Песни были рассказами о том, что меня волновало, только зарифмованные и под гитару, чтобы усилить воздействие. Самое главное, когда совпадает то, что ты хочешь сказать, с настроением людей, с тем, что их интересует. Зрителю хочется увидеть, как человек на сцене относится к жизни. А более всего хочется увидеть, какая личность он сам, что за тип, что за человек. И потому, когда человек имеет своё мнение и суждение о жизни, его всегда интереснее наблюдать, чем человека, который просто, например, кому-то подражает. Или поёт чушь. Я иногда слушал эти песни и не мог понять, что это такое? Вот, например, “Яблони в цвету – какое чудо!..” И тополя в пуху – какое чудо!.. Что угодно. А если рядом просто вспомнить стихи Есенина:

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым –

и сразу становится ясно: тут – поэзия, а там – не пойми что!”

Прежде всего песни Высоцкого наполнены правдой. Кажется даже, что и пел-то он не песню, а – правду. Правду крутых характеров, правду жизненных ситуаций (то высоких, то нелепых), правду извечных человеческих проблем, правду боли и нежности, правду своего времени. И получается, что говорил и пел он то, о чём жаждали (и не умели!) сказать и спеть самые обыкновенные люди. Пел не только о них, но ещё и – за них.

Звучит “Притча о Правде и Лжи”.

Возвращаемся к вопросу, сформулированному в начале урока: Что такое гражданственность? В чём проявляется гражданственность творчества Высоцкого?

(Ответы учащихся)

Как много успел сделать один человек: более 800 песен и стихов, несколько поэм, около 30 ролей, сыгранных в кино. Из множества публикаций к 50-летию со дня рождения поэта меня поразили 2 фразы:

“Он умер от жизни”

и

“ Носил он совесть слишком близко к сердцу,
Как носит свой осколок ветеран”.

Хорошо, что и сегодня его любят те, кто чутко отзывается на фальшь и неискренность. Хорошо, что он так любим теми, кто был на фронте, - фронтовики знают цену и слову, и делу.

Он всю жизнь спешил. Друзья увещевали его: “ Володечка, куда тебя несёт, ты бы помедленнее”, а он лишь смеялся в ответ. И летел на своих привередливых конях, боясь потерять хотя бы мгновение, спешил сказать людям правду. Правду о самом себе, о своих современниках, о своём времени, о нашей истории. Он спешил и УСПЕЛ!

12 октября 1985 года был открыт памятник Высоцкому на его могиле. Поэт отлит из бронзы во весь рост, словно он стремится вырваться из стягивающих его пут. Над ним – гитара. Позади – две красивые лошадиные головы, которые напоминают о самой лучшей его песне:

“Кони привередливые”

После смерти поэта немало говорили о том, как рано оборвалась его жизнь, как много он мог бы ещё сделать…

Разговоры эти беспочвенны, и вовсе не потому, что человека всё равно не вернёшь. Просто Высоцкий сделал всё, что было предназначено ему судьбой. Он реализовал себя полностью. Он хотел быть и был. СТАЛ. СОСТОЯЛСЯ.