Конспект урока по теме "Масштаб", 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели урока:

  1. Сформулировать определение понятия масштаб с математической точки зрения.
  2. Отработать навыки применения основного свойства дроби при решении географических задач.
  3. Показать учащимся межпредметные связи в усвоении основ наук.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (проверка готовности учащихся к уроку).

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы проводим его вместе с учителем географии, ведь тема нашего урока “Масштаб”. К этому понятию вы чаще обращаетесь на уроках географии, но не даете ему четкого определения. На нашем уроке мы попытаемся дать математическую формулировку понятию масштаб. Решая географические задачи с помощью математических методов, вы увидите, как тесно связаны между собой разные науки.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

1. Игровой момент.

Ребятам предлагается познакомиться с необычным письмом, которое в виде старинного свитка весит на доске.

“Уважаемые дети. Не имея возможности присутствовать у вас на уроке, я решил написать вам письмо, в котором прошу оказать мне необычную услугу.

Дело в том, что я правнук капитана Флинта, который, как известно, был пиратом. Как и полагается пиратам, мой прадед любил сокровища. Один клад был найден. Перипетии поисков этого клада описаны в книге Стивенсона “Остров сокровищ”. Но совсем недавно, роясь в бумагах Флинта, я обнаружил старую карту, на которой должно было быть отмечено место нахождения другого, неизвестного клада. По непонятным мне причинам эта отметка отсутствует на карте.

Тщательно изучив дневник капитана, я нашел лишь несколько строк, описывающих место расположения сокровищ. Вот они: “От Большого дерева на Плече Подзорной трубы, направление на восток – 4 км. Затем к югу – 4 км”. Так как я плохо учился в школе, то сам не могу отыскать это место на карте.

Вот я и прошу вас, дорогие ребята, помогите мне его отыскать.

С уважением Джонатан Флинт. Карта прилагается.

2. Ребята вместе с учителем географии повторяют ориентирование на местности, определение сторон света на карте. Место обозначение на карте масштаба.

3. Учитель математики предлагает ребятам перевести одни единицы измерения расстояния в другие:

1 км – 1000м – 100000см

1 см – 0,01м – 0,00001км

4. Учитель математики продолжает повторение материала. Ребята вспоминают, что географическая запись на карте масштаба в математике обозначает отношение двух чисел, а при решении задачи Джонатана, мы сталкиваемся с равенством двух отношений: а : в = с : к

Это пропорция, но одно число в ней, обозначающее расстояние на карте, нам неизвестно.

Идет повторение основного свойства пропорции.

5. Каждому ученику предлагается решить задачу Джонатана на индивидуальной карте, с помощью пропорции 1: 200000 = х : 400000

IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ГРУППАХ.

Весь класс разбивается на 4 группы. Последняя группа формируется из учащихся, имеющих серьезные проблемы в обучении. Свое задание они выполняют с помощью и под контролем учителя математики.

Каждая группа получает задание решить одну из трех основных географических задач по теме “Масштаб” с помощью основного свойства пропорции.

1 группа: Используя физическую карту России определить расстояние от г. Челябинска до г. Москва по прямой линии.

2 группа: На плане местности найти п. Вороново. Определить расстояние на плане до объекта, если известно, что на местности до него 800 м. на северо-восток. Узнать что это за объект?

3 группа: От п. Михалино до горы Михалинская на местности 900 м. Определить расстояние на плане местности, предварительно узнав масштаб плана.

Итог работы каждой группы оформляется на формате А3 ярким фломастером и представитель от группы защищает свое решение .

V. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

После разбора у доски 3 основных типов географических задач, учащимся предлагается самостоятельная работа. Каждый ученик получает карточку с двумя задачами. Карточки составлены на основе дидактических материалов по математике для 6 класса (под редакцией А.С. Чеснокова, издательство М.: Просвещение, 2003 г.)

Оценка за самостоятельную работу выставляется по математике и географии.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

1.Учитель математики предлагает сформулировать определение понятия масштаб, через понятие отношения двух чисел, вспомнить основное свойство пропорции и выделить три основных типа географических задач.

2. Учитель географии доводит до сведения учащихся, что рассмотренные типы задач выносятся на ЕГЭ в 11 классе.

3. Оба педагога оценивают работу на уроке самых активных ребят.

ПРИЛОЖЕНИЕ