Урок русского языка по системе Л.В. Занкова во 2-м классе на тему "Состав слова (обобщение)"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Развивать орфографическую зоркость, речь, мышление.
  2. Познакомить с понятиями “словообразование” и “словоизменение”.

Ход урока

Учитель: - Здравствуйте!

- Сегодня на минутке чистописания будем писать следующие буквы:

р к н о ь е-

- Что о них можете сказать?

Дети: - р к н – согласные;

- о е – гласные

- е- обозначает 2 звука, если….

- ь- звука не обозначает, но указывает на мягкость впереди стоящего согласного и бывает разделительным

Учитель: - Попробуйте составить из всех этих букв слово.

Дети: - Корень.

Учитель: - Как понимаете смысл слова “корень”?

Дети: - Корень – общая часть слова; корень у дерева.

Учитель: - По другому часть слова в русском языке называется “морфема”.

- А какие еще части морфемы вы знаете?

Дети: - Приставка, суффикс, окончание.

Учитель: - Итак, сегодня мы будем путешествовать по островам морфемики.

Привет, друзья!
Примите приглашение.
В нашей стране мы ждем вас с нетерпением.
Познаете вы много разных тайн.
Морфемы тут живут – и здесь, и там.

- Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в страну Морфемику. Эта страна интересна тем, что состоит из островов. Мы, конечно же, посетим эти острова и познакомимся с их жителями. Вы готовы к этому?

Дети: - Да.

Учитель: - Хорошо! Итак, в путь! Ребята, что же это за страна такая – Морфемика?

Дети: - В этой стране живут части слова.

Учитель:

Какой же первый островок?
С чего начнем, друзья урок?
Нас приглашает окончание,
И у него для вас задание.
А что такое окончание?

Дети: - Окончание, изменяемая часть слова.

Учитель: - Ну-ка, друзья, внимание! В каждом ли слове есть окончание?

Дети: - Нет! Бывает нулевое окончание.

Учитель: - Докажите.

Дети: - Например, дом – дома, глаз – глаза.

Учитель: - Когда вы будете постарше, окончание расскажет все свои секреты. У него еще много тайн. А для чего нам нужно окончание?

Дети: - Для связи слов в предложении.

На доске:

В, хорошо, гости, дом, а, лучше.

Учитель: - Посмотрите на доску. Какое задание мы можем придумать к этой группе слов?

Дети: - Составить предложение.

Учитель: - Составьте.

Дети: - В гости хорошо, а дом лучше.

Учитель: - Какая морфема нужна нам, чтобы связать слова в предложении.

Дети: - Окончание.

Учитель: - Измените окончание и запишите пословицу в тетрадь.

- Прочитайте, что у вас получилось.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Дети: - Как бы хорошо ни было в гостях, дома всегда лучше.

Учитель: - Правильно. Даже есть такая поговорка: “Дома и стены помогают”. Здесь всегда тебя поймут, защитят. Мы с вами тоже вернемся домой, когда закончим наше путешествие. А теперь давайте поговорим об окончании. Как вы думаете, о чем оно может нам рассказать?

Дети: - Какая часть речи, род, число.

Учитель: - Молодцы. У меня на доске слова: дом, синий, зима, Найдите лишнее.

Дети: - Синий, т. к. это прилагательное, а остальные существительные

Учитель: - Запишите в тетрадь, разберите.

- Из каких морфем состоит слово?

Дети: - Корня и окончания.

Учитель: - Другими словами из основы и окончания.

- Как вы думаете, какая еще морфема входит в основу?

Дети: - Приставка.

Учитель: - Закройте глазки. Сейчас мы с вами вообразим, что мы опять на нашем корабле, который плывет к следующему острову, Прислушайтесь, что с палубы кричит матрос:

Матрос: - “Приплыли! Причаливайте! Выходите! Скорее, скорее на остров спешите!”.

Учитель: - Как вы думаете, на каком острове мы оказались?

Дети: - Приставочном.

Учитель: - Почему вы так решили?

Дети: - Матрос специально выделял их голосом.

Учитель: - Что такое приставка?

Дети: - Часть слова, которая стоит перед корнем.

Учитель: - А вы знаете, что нужно для того чтобы правильно выделить приставку?

Дети: - Подобрать однокоренное слово с приставкой или без.

Учитель: - А вот какое задание приготовили нам на этом острове. Нужно составить и записать слова, выделив приставки.

вы/ об/ до/ при

раз/ учить/ про

под/ от/ на/ по/ из

- Проверим, какие слова вас получились?

ФИЗМИНУТКА

Учитель: - Встали, прыгнули-подпрыгнули, сели-присели, шагнули–перешагнули, взмахнули-смахнули, подошли-отошли, повернулись-повертелись-развернулись, прогнулись-выпрямились, нагнулись-разогнулись.

- Скажите, наши действия менялись в зависимости от команды?

Дети: - Да.

Учитель: - Как вы думаете, какая морфема этому способствовала?

Дети: - Приставка.

Учитель: - А теперь глаза закрыли! С вами дальше мы поплыли. Продолжается наше кругосветное путешествие!

Учитель:

Водичка тепленькая.
Погодка чудненькая.
Вот птичка маленькая
Несет задание
Начинаем наше собрание.
Что за остров впереди?
Мы не сбились ли с пути?

Дети: - Остров суффиксов.

Учитель: - Почему вы так решили?

Дети: - Вы их выделяли голосом.

Учитель: - А что такое суффикс?

Дети:- Часть слова, которая стоит после корня.

Учитель: - А задание на этом острове будет следующее: “ Списать слова, разделив их на две группы. Кто догадался на какие?

Дети: - Слова с суффиксом и без суффикса

Учитель: - Запишите. Проверим.

- Скажите, чем отличается приставка от суффикса?

Дети: - Приставка перед, а суффикс после корня.

Учитель: - А чем похожи?

Дети: - Служат для образования слов.

Учитель: - Приставки и суффиксы весело живут,

Они словам значения дают.

А вам дают задание на внимание. Прочитайте этот текст.

На доске:

В у илась очка
В у а ла.

Учитель: - Что, друзья, трудно? Здесь нет корня, поэтому трудно читать. Тогда попробуйте прочитать вот это. Здесь пропущены все морфемы, кроме корня.

На доске:

В лес род ел
В лес он рос

- При помощи чего смысл восстанавливается быстрее и легче?

Дети: - Корня.

Учитель: - Итак, друзья, вперед! Нас самая главная часть слова ждет. Посмотрите на доску.

ЗРИ В КОРЕНЬ.

- Что значит эта надпись? Почему на этом острове поместили это выражение?

Дети: - Надо смотреть на самое важное, самое главное.

Учитель: - А при чем тут корень?

Дети: - Корень – это главная морфема.

Учитель: - Что такое корень?

Дети: - Это общая часть родственных слов.

Учитель: - Итак, внимание задание: “Посмотрите на слова. Что вы можете рассказать про эти слова?”

На доске:

Высокий, сок, сокол.

Дети: - Они не однокоренные.

Учитель: - Почему? У них же есть общая часть?!

Дети: - У них разные корни.

Учитель: - Докажите.

Дети: - Высокий - высь, сок - соки, сокол - соколиный.

Учитель: - Запишите в тетрадь, выделите корень.

- Молодцы! Что же мы с вами сегодня делали?

Дети: - Образовывали новые слова.

Учитель: - А как называется это по научному?

Дети: - Словообразование.

Учитель: - Что помогало нам образовывать слова?

Дети: - Суффиксы и приставки.

Учитель: - А теперь вернемся к словам с общей частью “учить”, которые вы образовывали на приставочном острове. Подберите еще к ним однокоренные слова.

Дети: - Учитель, завуч, учебник, учительская, ученик.

Учитель: - Какой будет корень в этих словах?

Дети: - Уч.

Учитель: - А теперь посмотрите на доску. Я записала слово “ученик”, какое окончание? Давайте вместе изменим его.

Нет кого? ученика

Рад кому? ученику

Горжусь кем? учеником

Говорю о ком? о ученике

Много - ученики.

- Что вы можете сказать о этой группе слов?

Дети: - Это форма одного и того же слова.

Учитель: - Что же помогло изменить вам слово?

Дети: - Окончание.

Учитель: - Так чем же мы сейчас занимались, кто догадался?

Дети: - Словоизменением.

Учитель: - А какая разница между словообразованием и словоизменением.

Дети: - Изменить слово нам помогает окончание, а создать новое слово – приставка и суффикс.

Учитель: - Итак, нам пора говорить “До свидания!”, но жители страны дают последнее задание.

- Что за пословица, прочитайте ее и запишите в тетради.

Без а не тян и у из а.

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

Итог урока.

Учитель: - Так что нового вы сегодня на уроке узнали?

Дети: - Части слова называются морфемой. При помощи морфем приставки и суффикса образуются новые слова, и называется это словообразованием.