Информационные технологии на уроках литературы (на примере урока "Авторская песня")

Разделы: Литература


Цели:

  • обучающие:
    • выявить связь авторской песни с литературным процессом и её роль в развитии музыкальной культуры страны;
    • познакомиться с творчеством и биографией Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Цоя, О. Митяева;
  • развивающая:развивать речь, эмоционально-чувственную сферу;
  • воспитывающая: способствовать воспитанию культуры и нравственности подрастающего поколения с помощью авторской песни.

Оборудование: портреты Окуджавы, Визбора, Цоя, Митяева; фотографии; аудиозаписи песен; видеофрагменты; сборники стихотворений, изданные учащимися; компьютер; проектор; экран; компьютерные презентации учащихся; тексты песен; гитары.

Методические приёмы: рассказ учителя; сообщения учащихся; прослушивание аудиозаписей, просмотр видеофрагментов, клипов и компьютерных презентаций; аналитическая беседа 

ХОД УРОКА

На экране первый слайд: Урок-презентация: «Авторская песня»
Звучит шуточная песня «Что такое авторская песня?» под аккомпанемент гитары в исполнении Дм. Овсянникова.

1. Слово учителя

– Сегодня у нас не совсем обычный урок, а, как заявлено в теме, презентация.
Как вы понимаете значение этого слова? (Учащиеся отвечают)
После ответов на экране: Презентация (от латинского praesentatio) – представление, предъявление.
– А, прослушав песню в исполнении Димы, как бы вы сформулировали цель нашего сегодняшнего урока?
– Значит, цель нашего урока – представить авторов и их творчество, узнать, что такое авторская песня, её место в истории литературного процесса, выяснить, какую роль она играет в воспитании культуры и нравственности подрастающего поколения.
Авторскую песню относят к произведениям синкретического искусства, то есть это искусство, соединяющее в себе Слово и Музыку, заметьте, на первом месте – Слово, следовательно, предпочтение в авторской песне отдаётся стихам.
Что же такое авторская песня, когда возникла, причины её возникновения – об этом   уже более серьёзно, нежели в песне Дмитрия, нам расскажут Оля Ткаченко и Юля Клокова .

2. Сообщение учащихся «Роль авторской песни в литературном  процессе».

3. Вопросы к докладу:

– Что подразумевает название «авторская песня»?  (Творчество «поющих поэтов», сочетающих в одном автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора.)
– Чем обусловлено появление авторской песни? (В годы «оттепели» появилась как противовес официальной советской песне.)
– Что составляет её главную притягательную силу? («Неформальность», дух романтики, дух свободы, простота мелодии и глубина смысла, заложенного в стихотворный текст.)

4. Звучит стихотворение Геннадия Васильева (читает Пинаева Настя)

Посвящено 10 туристскому фестивалю песни памяти Валерия Грушина:

Есть на свете такая страна
Без названья и без столицы,
Где негромкой гитары струна
Служит пропуском через границы.
В этой стране с незапамятных пор
Есть обычай – найдёшь ли чудесней?
В царстве рек, подземелий и гор
Петь свои самодельные песни.
Эти песни, бывает, грустят,
Эти песни, бывает, хохочут
Эти песни ошибки простят
Без намёков и мнимых пощёчин.
Им по праву отведена роль
Пробиваться сквозь штормы и бури,
Боль тупую и острую боль
Познавая «на собственной шкуре».

– Предлагаю совершить путешествие в страну, о которой говорится в прочитанном Настей стихотворении.

5. Реализация групповых домашних заданий

Учащимся было дано опережающее домашнее задание: подготовить презентацию с использованием специальных компьютерных программ, куда должен быть включён материал по биографии выбранного автора и его творчеству с включением фотографий, аудиозаписей, видеофрагментов; творческое задание: «Если бы вы были издателем, то какую книгу под названием «Избранное» вы бы издали?» (выбрать стихотворения, обосновать выбор, проанализировать одно из них); разучить и представить одну из песен выбранного автора под аккомпанемент гитары).

Материал просматривался предварительно учителем, а  форма презентаций и последовательность преподнесения материала – произвольная по выбору групп учащихся.

  • 1-я группа – «Булат Окуджава» представляет свои слайды с аудио-и  видеозаписью, во время показа идёт рассказ о жизни и творчестве, затем исполняет песню «Будьте добры». (Приложение 1)
  • 2-я группа – «Юрий Визбор» предлагает текстовое сопровождение, видеоматериалы и исполняет песню «Ты у меня одна». (Приложение 2 – данное приложение намного превышает возможный размер. За ссылкой можно обратится к автору статьи – прим. ред.).                                          
  • 3-я группа – «Виктор Цо»й предлагает клип песни В. Цоя «Группа крови», затем видеоматериал группы по биографии Цоя с комментарием учащихся, исполняет песню «Звезда по имени Солнце». (Приложение 3 – данное приложение намного превышает возможный размер. За ссылкой можно обратится к автору статьи – прим. ред.).
  • 4-я группа – «Олег Митяев» рассказ об Олеге Митяеве и исполнение песни «Лето – это маленькая жизнь». (Приложение 4).

– Как вы думаете, есть ли будущее у авторской песни или сегодня она уже не интересна вашему поколению? (Безусловно есть! Она обращена к каждому, и она про каждого. Массовость проявилась в сформировавшемся стихийно целом движении авторской песни: проводились и проводятся слёты и фестивали, возникают клубы авторской, или самодеятельной, песни. Подтверждение тому – Грушинский фестиваль и клуб бардов в нашем городе.)

6. Реализация индивидуальных домашних заданий:

  • Грушинский фестиваль – Солёная Анна (Текстовый материал предложен в приложении и видеоматериал о фестивале)
  • Приложение 5 о фестивале.  Мирнинский  клуб бардов «Зелёная карета» – Гнеушев Александр (региональный компонент
  • Приложение 6 о местном клубе (Текстовое сопровождение предлагаю, слайды Power Point также)

(Приложения намного превышают возможный размер. За ссылкой можно обратится к автору статьи – прим. ред.).

7. Звучит стихотворение Леонида Мартынова (читает Пинаева Настя)

Что-то новое в мире! Человечеству хочется песен!
Люди мыслят о лютне, о лире. Мир без песен – неинтересен!
Ветер, ветви, весенняя сырость
И черны, как истлевший папирус, прошлогодние травы.
Человечеству хочется песен. Люди правы.
И иду я по этому миру, я хочу отыскать эту лиру.
Или, как он зовётся он ныне –
Инструмент для прикосновенья
Пальцев, трепетных от вдохновенья.
Города и пустыни, шум, подобный морскому.
Песен хочется роду людскому!...
…На деревьях рождаются листья, из щетины рождаются кисти.
Холст растрескивается с хрустом, и смывается всякая плесень…
Дело пахнет искусством! Человечеству хочется песен!
И жить этой песне на воле под звёздным дырявым шатром,
Сгорать от восторга и боли,
И сердце сжигать нам, доколе на грешной земле мы живём!

8. Вывод урока (учащиеся читают сами или учитель может прочитать)

На экране слова В. Высоцкого: «Авторская песня – тут уж без обмана, тут будет стоять перед вами весь вечер один человек с гитарой, глаза в глаза. И расчёт в авторской песне только на одно – на то, что вас беспокоят точно так же, как и меня, те же проблемы, судьбы человеческие, одни и те же мысли. И точно так же вам, как и мне, рвут и скребут по нервам несправедливости и горе людское. Короче говоря, всё рассчитано на доверии. Вот что нужно для авторской песни: ваши глаза и уши и моё желание вам что-то рассказать, а ваше желание что-то услышать». 

– Как вы их понимаете эти слова? Какая она, авторская песня? (Делается обобщение.)

9. Звучит отрывок из стихотворения Д. Сухарева (читает Пинаева Настя)

Мы живы, покуда поём,
Покуда не ищем наживы,
Пока мы стоим на своём,
Пока наши песни не лживы.
А песню подхватит любой,
А песне найдётся работа,
Покуда в ней нашей судьбой
Оплачена каждая нота.

Продолжает учитель:

– Ребята! И всё-таки хочется петь,
Даже когда в сердце песням нет места,
Только б не сдаться и только б успеть
Спеть свою самую главную песню!

– А сейчас и мы с вами исполним песню, которую с полным правом можно назвать нашей главной песней!

10. Звучит песня Б. Окуджавы «Пожелание друзьям», посвящённая Юрию Трифонову (учащиеся вместе с учителем исполняют её под аккомпанемент гитар).

Если позволяет время, то закончить урок целесообразно рефлексией: письменно дать оценку уроку, например, «Моя оценка сегодняшнего урока» или «Моё мнение о сегодняшнем уроке».