Сценарий праздника устного народного творчества для учащихся начальных классов по теме "Весела была беседа"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • приобщение младших школьников к русскому фольклорному искусству;
  • воспитание уважения к русскому слову, обогащение словарного запаса учащихся.

ХОД ПРАЗДНИКА

Выходят Потешницы в русских костюмах.

– Здравствуйте, дорогие гости! Низкий поклон! (кланяются) Всем  почет и уважение. Я - Потешница Дарья, я – Потешница Марья.

Дарья: Собрались мы  позабавиться да потешиться.

Марья: Поиграть, пошутить, посмеяться.

Дарья: Смеха вам, веселья да радости.

Марья: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Дарья: Давно мы вас ждали – поджидали, праздник не начинали.

Марья: Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка.

Дарья: Перво-наперво отгадайте-ка наши загадки.

Марья: «Морщинистый Тит всю деревню веселит» (Гармонь, баян)

Дарья: «В  лесу выросло, из лесу вынесло, в руках плачет, а кто слушает, скачет» (Рожок, дудочка)

Марья: «В лесу тук-тук. В избе ляп-ляп. В руках дзынь-дзынь. На полу топ-топ» (Балалайка)

Дарья:

«Стоит в углу Арина,
Долгий рот разиня.
Пасть открывает,
Что дают глотает.
Зимой она ест и фырчит,
А летом голодная стоит» (Печка)

Марья:  

«Как снег бела,
Как сажа черна,
Вертлява, как бес,
Повертелась и в лес».
А это кто? (Сорока)

Входит Коробейник.

Коробейник:

«Как у нашего соседа весела была беседа.
Гуси в гусли, утки в дудки.
Чечетки в трещетки.
Чайки в балалайки.
Кукушки в колотушки.
Скворцы в бубенцы.
Две синички-крошки заиграли в ложки,
Играют, играют, всех потешают».

Дети берут инструменты в коробе у Коробейника. Поют песню «Посею лебеду на берегу и играют на инструментах.

Дарья: Вот спасибо. Потешили вы нас. И мы вас песней удивим. А ну-ка мои помощники выходите, запевайте. (Поет с ребятами песню с инсценированием «Как на тоненький ледок»).

Марья: Вы про Иванушку, а мы вам про блины.

(Исполняют песню «Блины» с инсценированием. Помогает другая группа ребят).

Дарья: Красна песня ладом, а сказка складом.

У нашего Гришеньки
Под окошком вишенки.
У Семена – в саду клены,
У Алены – дуб зеленый,
У Марины – куст малины,
У Арины – две рябины,
У Тараски – лыка связка.
Хороша ли моя сказка?

Марья:

Жил да был карась,
Вот и  сказка началась.
Жили-были два налима,
Вот и сказке половина.
Жили-были три гуся,
Вот и сказка вся.

Дарья: Сказке конец.

Марья:

А кто слушал,
Тот молодец.

Дарья: И надо бы каждому молодцу с огорода по огурцу.

Марья: Да, покуда вы сказку слушали, огурцы на огороде зайцы скушали.

Вместе:  Вот вам и не осталось. Ну-ка, помощники, мы отдохнем, а вы нас позабавьте – потешьте.

(Дети начинают соревноваться, кто интереснее позабавит).

1 группа ребят:

1 ребенок: Ехала деревни мимо мугчиха. Вдруг из под собаки лают ворота.

2 ребенок:

Крыши испугались,
Сели на ворон.
Избы убежали
Из деревни вон.

Все вместе:

Чепуха, чепуха, чистая чепуха.
Чи-ки, чи-ки, ах-ха-ха.
На самом деле чепуха.

2 группа ребят:

1 ребенок:

Это братцы, да не чудо ли?
Бегала дубинка с мальчиком в руках.
А за ним тулупчик
С бабой на плечах.

2 ребенок:

Кнут схватил собаку парить мужика.
А мужик со страху влез на ворота.

3 ребенок:  Деревня закричала: «Озеро горит, сено со дровами тушить пожар спешит».

МИНИ-СЦЕНКИ:

1 группа ребят:

– Здоров,  кума!
– Да на рынке была.
– Никак глуха?
– Купила петуха.
– Прощай, кума!
– Пять рублей дала.

2 группа ребят:

– Андрейка, сыночек, ты пирог съел?
– Нет, не я.
– А ещё хочешь?
– Хочу.

Потешницы: Дружно смеялись, дружно и в круг вставайте.

Игра «Баба-Яга»

По считалке выбирается Баба-Яга. Затем рисуется круг. Баба-Яга берет в руки ветку – помело и становится в центр круга. Затем Потешница Марья говорит слова:

На плетне зеленый крюк,
На крюке висит сундук.
В сундуке пять ребят
Смирно рядышком сидят.
Вдруг рассыпался сундук,
Все рассыпалось вокруг.

После её слов ребята бегают вокруг круга и дразнят:

Баба-Яга,
Костяная нога,
Печку топила,
Кашу варила,
С печки упала,
Ножку сломала.
Пошла на базар –
Раздавила самовар.
Пошла на улицу –
Раздавила курицу.
Пошла на лужайку –
Испугала зайку.
Пошла гулять в сад –
Рассмешила всех ребят.
Пошла в огород –
Рассмешила весь народ.

(Баба-Яга скачет по кругу на одной ноге и старается коснуться ребят помелом. Кого она запятнает, тот замирает на месте. Кто из играющих приподнимет запятнанного и внесет в круг, но сам при этом не будет запятнанным, тот становится новой Бабо-Ягой. Игра проходит в два кона).

Дарья: Интересно, а кто кого переговорить сумеет?

(Соревнуются дети из обеих групп).

1 группа: Петр Петру пек пироги.

2 группа: Шёл косой козёл с косой.

1 группа:

Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей.
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.

2 группа:

За пять мышей
Берут пять грошей.
За мышей поплоше –
Берут по два гроша.

1 группа: Босой Сысой сено косит косой.

2 группа:

Носит Сеня в сени сено.
Спать на сне будет Сеня.

Марья: Мастера скороговорить соревновались. Певцы тоже. И веселье наше мы закончим пляской «А я по лугу».

(С пляской дети поют и затем садятся на свои места).

Потешницы (обращаясь к ребятам): Спасибо, ребята, что вы пришли к нам на праздник.

Дарья: Делу время – потехе час.

Марья: Конец – всему делу венец.

Примечания:

Класс делится на две группы. В роли Потешниц – мамы. Потешницы, Коробейник, дети – в русских национальных костюмах.

Тексты песен

«А я по лугу»
(русская народная песня)

А я по лугу,
А я по лугу,
А я по лугу гуляла,
А я по лугу гуляла.

Я с комариком (2 раза)
С комариком плясала (2 раза)
Мне комар ножку,
Мне комар ножку,
Комар ножку отдавил (2 раза)

«Как на тоненький ледок»
(русская народная песня)

Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Зимушка, зима,
Зима снежная.

Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка-дружок.
Ехал Ваня, поспешал,
Со добра коня упал.

Он упал да лежит,
Никто к Ване не бежит.
Две подружки увидали,
Скоро к Ване подбежали.

Скоро к Ване подбежали,
На коня его сажали.
На коня его сажали,
Путь-дорогу казали.

«Посею лебеду на берегу»
(русская народная песня)

Посею лебеду на берегу (2 раза)
Мою крупную рассадушку
Мою крупную зеленую.

Сама по  воду пойду я с ведром, (2 раза)
Чтоб полить мою рассадушку,
Чтоб полить мою зеленую.

Погорит ведь лебеда вся без воды, (2 раза)
Моя крупная рассадушка,
Моя крупная зеленая.

«Блины»
(русская народная песня)

В квашне новой растюрили,
Два часа блины ходили.
Ой, блины, блины, блины
Вы блиночки мои!

Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.

На поднос она кладет
И сама к столу несет.
«Гости, будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы».

Используемая литература:

  1. Чудесный короб. Составление, запись и обработка Г.Науменко. М.: Детская литература, 1981.
  2. Тридцать три пирога. Составил М.Булатов. М., 1973.
  3. Русский детский фольклор. Составил М.Н.Мельников. М., 1987.