Урок окружающего мира в 1-м классе по программе "Школа-2100" по теме "Человек – разумное чущество"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Образовательные: систематизировать знания учащихся о природе, рассмотреть специфику особого живого организма и животного- человека, выявить признаки, объединяющие человека и животного (сходство строения, дыхания, питания, роста, размножения, гигиены.) и признаки, отличающие человека от животных (умеет говорить, думать, мыслить, трудиться, создавать, жалеть, оценивать свои поступки, т. е человек – разумное существо)
  2. Развивающие: мышление, внимание, наблюдательность, любознательность, речь детей.
  3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, уважительные отношения друг к другу.

Оборудование: Иллюстрации с изображением животных и растений, таблички с надписями: растения, грибы, животные, звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, насекомые, пауки, люди, человек- разумное существо, говорить, мыслить, думать, трудиться, создавать, жалеть, понимать, оценивать свои поступки.

План урока

1. Организационный момент.

Мы начинаем наш урок. Пожелаем друг другу удачи.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.Формулирование темы урока.

Ребята, можно ли сказать, что окружающий мир и природа – это одно и то же? (нет). Почему? (потому, что условно все можно разделить на природу и то, что сделано руками человека).

Что общего у комара и камня ? ( они относятся к природе)

Чем отличаются? (комар относится к живой природе, а камень к неживой).

На какие группы можно условно разделить всю природу? ( живую, неживую, силы природы).

Что относится к силам природы? (ветер, солнечный свет, течение рек, ураганы…)

Игра “Найди лишний предмет” (На доске картинки растений, грибов, животных и сосульки.)

Какой предмет лишний? (сосулька). Почему? (все предметы относятся к живой природе, а сосулька к неживой).

Назовите признаки живого. (рождается, дышит, растет….) Сосулька тоже рождается, растет, тает. Значит, она относится к живой природе? Докажите.

Каким общим словом назвать оставшиеся предметы ?( живые организмы).

Докажите, что они живые.

Что необходимо для жизни живым организмам?( свет, воздух, тепло, вода).

Откуда они берут все необходимое для жизни? ( из природы).

Являются ли живые организмы частью природы? ( да). Докажите.

В этом ряду я вижу человека. Можно ли считать, что человек тоже является частью природы? Почему?.

Посмотрите внимательно и подумайте, на какие части можно условно разбить все живые организмы ( грибы, растения, животные.)

Куда же отнести человека? Кто догадался, какой будет тема нашего урока?

3. Совместное открытие нового.

Как называется первая группа? (грибы)

Вторая группа? (растения).Что у них общего? (корень, стебель, листья, зеленый цвет). Лягушка тоже зеленого цвета, значит она относится к растениям? ( нет, к животным). Почему ?

Как назвали третью группу?(животные) Чем отличаются животные от растений? (Животные едят растения, а растения животных нет. Растения – кормильцы. Животные двигаются, а растения нет. Животные имеют разную окраску.)

Кто относится к животным ? (звери, птицы, пресмыкающиеся, рыбы, земноводные, насекомые, пауки)

Чем они похожи? Куда отнесли человека ?(к животным ) Почему? Все ли согласны с этим? Кто думает иначе?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте понаблюдаем, какие общие черты есть у человека и животных?

4. Работа с учебником. Откройте учебник на с.33 и найдите сходные органы у человека и животного. Чем похожи человек и животное?

с.32 Найдите сходство между действиями людей и животных. Соедините карандашом похожие случаи. Что еще их объединяет? (движение, питание, гигиена).

Какой вывод можно сделать? (Человека можно отнести к животным). Согласны ли вы с этим?

Но человек – особое существо.!

Чем же мы отличается от животных ? Давайте научимся различать эти особенности человека.

Вспомним, как общаются животные между собой?

Как люди понимают друг друга? Значит, человек, в отличие от животных, может говорить.

говорить

(вывешивать карточки по ходу беседы)

Что помогает людям учиться?( память и ум). Значит, человек может думать, рассуждать, мыслить. У него есть разум.

думать, рассуждать, мыслить

Что еще умеет делать человек? (Трудиться и создавать).

трудиться и создавать

Вначале урока вы сказали , что окружающий мир условно можно разделить на природу и то , что сделано руками человека. Что же создал человек?

Благодаря своей разумности, человек сумел изобрести разные инструменты и орудия труда, как бы дополнительные органы, помогающие выполнять свои функции основным органам. У человека множество органов и снаружи и внутри организма. Каждый орган имеет свое назначение, как бы профессию.

Посмотрите на рисунки на с 30 и подумайте :

Каким органам помогают нарисованные здесь инструменты и машины? Соедини их. .( очки – глазам, мясорубка – зубам, компьютер – мозгу.)

Благодаря таким дополнениям к органам, человек может превосходить в своих различных функциях многих животных.

Посмотрите на пары рисунков на с. 29, соедините их и подумайте : как же человек может состязаться с разными животными, ведь у него нет острых зубов, крыльев и быстрых ног.

Да, Человек сумел изобрести машины , помогающие быстро передвигаться по суше, воздуху, воде.

Что еще изобрел человек?

Именно возможность изобретать вещи, как бы заменяющие (имитирующие) органы, в сочетании со способностью обучаться и передавать свои знания другим позволили человечеству построить современную цивилизацию, без которой мы себя уже не мыслим.

Итак, кто же такой человек ? Какой можно сделать вывод?

Человек – разумное существо. Он умеет

Говорить. Думать. Мыслить. Трудиться. Создавать.

РАЗ ЧЕЛОВЕК РАЗУМНОЕ СУЩЕСТВО, ТО ВСЕ ЕГО ПОСТУПКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДОСТОЙНЫ ЧЕЛОВЕКА.

В чем они должны проявляться?

5. Первичное закрепление. Задание на с.30 Отчего страдают все эти животные? Кто им сможет помочь? Как? Любой живой организм требует бережного отношения, с ним нельзя обращаться как с вещью, иначе ему станет плохо и он может погибнуть. Значит, человек еще умеет жалеть, помогать другим.

Задание на с.31. Отметьте знаком плюс только те рисунки, где человек ведет себя как разумное существо. Объясните, почему вы так считаете? Как человек должен относиться к природе?

Подумайте, что будет с природой, если исчезнут растения? Животные?

Если их останется совсем мало?

А как влияет природа на здоровье людей ? Какой должен быть воздух? Что для этого нужно делать? (беречь растения ). Почему? Какой должна быть вода?

6. Итог урока.

Какой главный вывод можем сделать?

Человек – разумное существо, поэтому он отвечает за судьбу всей природы и человечества, от него зависит, какой будет наша планета Земля.

Рефлексия.

Что вам понравилось, довольны ли вы собой? Что нового узнали на уроке? Где будем использовать новое знание?

7. Дома с. 34 На рисунке изображены поступки Лены и Миши, достойные человека. Раскрасьте те из них, которым ты уже научился.