Научите ребенка познать самого себя

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Известный психолог С.Л.Рубинштейн писал: «Представление человека о самом себе, даже о своих психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отображает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремиться правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают его побуждения, реально определяющие его действия».

Сложное это дело – понимание самого себя. Иногда лишь к старости человек находит своё «я». Иногда не находят совсем. Мы хотим добра своим детям. Главное добро,    которое мы можем им дать  – умение понимать себя и действовать на основе этого. «Познай самого себя!» – гласит древнейшая формула. Чем старше ребёнок,  тем сложнее его «Я» и тем труднее процесс самопознания. В детстве, дети учатся смотреться,  как в зеркало,  в других людей. Замечать их реакцию на себя и на свои поступки, сравнивать и делать выводы. В этих отражениях своих поступков ребёнок познаёт самого себя.

Высшая мудрость и главный признак зрелости личности – понимание этой личной связи с другими людьми. Прекращение этой связи, разрыв с другим человеком – это ущерб для личности, мы живём, соизмеряя себя с другими людьми. Воспитывая «Я» ребёнка, мы готовим и его взрослую жизнь,  и его старость. Кто-то сказал,  что за все поступки детей надо наказывать родителей. А дети всегда, даже до глубокой старости, остаются детьми. Значит мы всегда в ответе за них. За то, чему мы их научили, и за то чему мы их не научили. Мы ответственны за «Я» наших детей.

Каким же может быть «Я»? Прежде всего – устойчивым или неустойчивым. Как реагирует ребёнок на ваши похвалы, замечания? Насколько он зависим от внешних оценок, настолько неустойчиво его «Я». Здесь нет ничего страшного, «Я» до определённой степени должно быть «неустойчивым», гибким, иначе трудно приспособиться к жизни. В одном психологическом тесте есть очень хороший вопрос: доставляет ли вам удовольствие комплимент, если вы заведомо знаете, что он – ЛОЖЬ?  Если «да», то ваше «Я» неустойчиво, если «нет», значит, вы знаете своё «Я». И оно не слишком зависит от внешних оценок. В этом случае вы человек самоуправляемый.

Ещё «Я» бывает адекватным, т.е. соответствующим реальным достижениям человека или неадекватным, т.е. несоответствующим.  Если не соответствует, то плохо –  ребёнок не считается с реальностью и не делает поправки, оценивая себя. Когда «Я» адекватно, то всё в порядке. Если неадекватно, то может быть завышенным (эгоисты, зазнайки), либо наоборот–заниженным (неудачники, пришибленные). И то и другое плохо, но в разной степени.

Люди с заниженным, недооценённым «Я» редко бывают счастливы. Главная причина их невезения – их пассивность.

При в меру завышенном «Я», человек активен, он добивается своего и держится он гораздо увереннее. Но всё хорошо в меру!

Вы можете оценить ребёнка какое у него «Я» по 3 пунктам:

а) устойчивое – неустойчивое;
б) адекватное  – неадекватное;
в) завышенное – заниженное.

Потом поговорить с ним и выяснить, как он оценивает себя. Это и будет у ребёнка ключом к самому себе. Ведь высшая цель педагогики – это самовоспитание. Затем попробуйте вместе с ним наметить программу воспитания «Я» – исправления каких-то негативных и укрепления позитивных моментов. Это будет началом сложной работы над своим «Я», работы на всю жизнь.

Составить программу совершенствования помогут советы, разработанные специально для учащихся из книги Виктора Пикелиса  «Как найти себя». Вот некоторые из них:

1. Попробуй,  разговаривая с человеком о нём самом,  стараться не оценивать его как личность, а описывать его поведение.

2. Знай,  что есть памятка, цель которой помочь тебе в самовоспитании. Прежде всего, ответь себе на вопрос: ради чего ты учишься?

  • хочешь быть полезным обществу;
  • чтобы заслужить чьё-то одобрение;
  • получить глубокие знания;
  • за отметку;
  • или есть другие причины.

3. Выясни свои недочёты,   для этого посмотри на себя глазами окружающих,  за что тебя хвалят или ругают родители, учителя,  друзья и другие.

4. Научи себя правильной организации труда и времени. Главное, здесь установить очередность дел. Их три по степени важности. Случается,  человек устанет, ему кажется, что сил уже нет. Есть выход. Садись на стул и ничего не делай! Не более  чем через 15 мин., почувствуешь способность к действию.

5. Контролируй своё настроение. Плохое настроение обременительно для психики.  Есть несколько способов от него избавиться:

а) анализ и устранение причины;
б) физическая работа, движение;
в) музыка или стихи;
г) общение с близкими людьми.

6. Не забывай о том,  что выставлять напоказ настроение– признак невоспитанности. Чаще всего настроение портится не от реальных неудач, а от неверных недоверчивых мыслей, что тебя недооценивают и к тебе несправедливы.  НАДО БЫТЬ ДОВЕРЧИВЕЕ И СПРАВЕДЛИВЕЕ САМОМУ!

7. Помни о чудотворном действии смеха. Смех– показатель здоровой психики. Считают, что способность смеяться – мера приспособляемости человека к окружению. Умение посмеяться над собой никогда не повредит, а поможет обрести душевное спокойствие и равновесие.

В заключение приведу слова Гёте,  «Как можно познать себя? Только путём действия, но никогда – путём созерцания. Попытайся выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

Человек познаёт себя только тогда, когда может дать себе самооценку. Помочь ребёнку стать успешным должны родители и учитель.

Приложение