Урок чтения в школе VIII вида "Картины родной природы в стихотворениях поэтов XIX века"

Разделы: Литература


Тема: Картины родной природы в стихотворениях поэтов XIX века.

Цель: формирование   и  развитие  умения   правильно   воспринимать   и интерпретировать        художественный         текст         (лирическое произведение).

Коррекционная цель: формирование и развитие умения анализировать и синтезировать по данному алгоритму (устное словесное рисование по плану)

Задачи:

  • Образовательные:
    • формирование представления учащихся о творчестве поэтов XIX века;
    • формирование умения анализировать поэтические стихотворения с точки зрения стиля и языка.
  • Развивающие:
    • развитие умения выразительного чтения;
    • развитие умения самостоятельной работы с текстом;
    • развитие связной речи учащихся.
  • Коррекционно-развивающие:
    • развитие умения анализировать поэтический текст по плану;
    • развитие умения переносить полученные знания на собственный опыт.
  • Воспитательные:
    • воспитание любви к произведениям русской литературы; воспитание любви к родной природе;
    • воспитание патриотических чувств путем понимания лирических произведений.

Оборудование: доклады детей, учебники, компьютеры, аудиоролик Чародейкою Зимою...», презентация «Картины русской природы».

План урока:

1. Организационный момент.
2. Сообщение целей и задач.
3. Вступительное слово учителя.
4. Выступления детей с докладами.
5. Чтение стихотворений наизусть.
6. Анализ стихов разных поэтов (Устное словесное рисование)
7. Физкультминутка.
8. Федор Иванович Тютчев (доклад).
9. Прослушивание стихотворения Тютчева Ф. «Чародейкою зимою...»
10. Анализ стихотворения.
11. Итоги урока.
12. Выставление оценок.
13. Объяснение домашнего задания.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение целей и задач урока

– Наш   сегодняшний  урок   открывает  новую   страницу   в   литературном чтении. Мы начнем читать и изучать произведения о зимней природе. Сегодняшний урок посвящен произведениям русских поэтов XIX века о зиме. Мы не только прочитаем эти стихи, но и попробуем понять, что же хотели сказать авторы именно этими словами. (Приложение 1)

3. Вступительное слово учителя

– Погода нас не балует своим великолепием, на улице то слякоть, то мороз, мы ждем с нетерпением, когда же, наконец, выпадет настоящий зимний снег, когда мы сможем   с наслаждением раскатываться на санках, лыжах, коньках, когда  сможем  построить  снежную  крепость  и  совершить  нападение  на войско воображаемого противника...
А давайте с вами немного помечтаем, отправимся в воображаемый день, когда на улице лежит много пушистого снега, деревья похожи на сказочных героев, которые нарядились по случаю праздника в бальные платья. Какие они?  Кто из героев вам представляется?
Зима всегда и везде вызывала восторги поэтов и писателей. Почему? Почему вообще природа так популярна среди мастеров пера? Как вам кажется?

4. Выступления детей с докладами

– О том кто и как писал о природе расскажут учащиеся класса, а мы не только их внимательно слушаем, но и представим какие картины природы авторы хотели нам показать. Золотым веком русской поэзии считается XIX век. В это время писали поэты, которые стали мировыми: Александр Сергеевич   Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Афанасий Фет, Федор Иванович Тютчев. Все  эти люди любили  и  обожали  свою  Родину.   В  своих  стихах  и рассказах они прославляли красоту русских уголков,  воспевали чистоту и могущество русских людей.

5. Подготовленный ученик читает стихотворение:

Александр Пушкин

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

– Что рисует Пушкин в своем стихотворении?
– Какое время суток описывает автор?
– Как по вашему нравится ли Пушкину такое время года? Почему?

Афанасий Фет.

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она…
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, -
И  радостен для взгляда
Весь ее наряд.
Люблю игру денницы,
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей…

– Если мы сказали, что для Пушкина зима не самое любимое время года, хотя он так красиво описывает ее, как, по-вашему, какие чувства питает А.Фет к описываемому времени года? Почему?
– Какими словами поэт передает свои чувства?
– О чем жалеет поэт? Почему?

6. Устное словесное рисование

– Какие картины хочется нарисовать вам, когда вы слушали эти стихотворения? Какие краски использовали бы вы для своих произведений? Почему именно эту картину вы представили нам?

7. Физкультминутка (проводится гимнастика для глаз и плечевого пояса, т.к. учащиеся сидят за ПК).

8. Выступление учеников с докладом

Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии, ныне Брянской области. Его родители из древнего дворянского рода воспитали мальчика в лучших традициях.
Образование Федор Тютчев получил в Московском Университете. Так как он знал много иностранных языков, то после учебы служил за границей в Коллегии иностранных дел. Более двадцати лет жил вдали от Родины.
Всю жизнь Тютчев скучал по родным местам. Свою любовь к ним он выражал в своих стихах.
Главной героиней его творчества стала природа. Поэт восхищался ею, говорил о ее великолепии.
Умер поэт 27 июля 1873 года в Царском Селе.

– Как вы понимаете слова ВЕЛИКОЛЕПИЕ, ВОСХИЩЕНИЕ?
– Какие стихотворения Тютчева вам уже известны?
– Какие впечатления оставили они в вашей памяти?

9.  Прослушивание стихотворения Тютчева Ф. «Чародейкою зимою...»

– А сейчас я предлагаю вам немного отвлечься от компьютеров и обратить свое внимание на экран. Мы прослушаем стихотворение в исполнении артиста и попробуем раствориться в мелодии музыки и слов (Приложение 2)

Чародейкою Зимою Очарован, лес стоит –
И под снежной бахромою, Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой, –
Сном волшебным очарован,
Весь окутан, весь окован
Лёгкой тенью пуховой...

– Как по-вашему, удалось ли авторам записи передать те мысли и чувства,  которые хотел передать поэт в своем стихотворении?
– Удачно ли подобрана музыка? Почему?

10. Анализ стихотворения

– Как поэт называет Зиму?
– Что значат слова чародейка, очарован? Близки ли им по смыслу слова околдован, волшебный?
– Что околдовало лес? Какие слова и словосочетания передают красоту зимнего леса? Найдите их в тексте.
– Можно ли назвать зимний лес сказочным, волшебным? Почему?
– Каким вы представляете себе зимний лес?

11. Итоги урока

– С произведениями каких поэтов мы познакомились?
– Какие поэты XIX века писали о природе России?
– Что вам больше всего понравилось сегодня на уроке?
– Какую картину захотелось вам нарисовать после сегодняшнего урока?

12. Выставление оценок

13. Домашнее задание

– Выучите стихотворение наизусть. Нарисуйте «картину» зимнего леса при помощи красок и кистей.