Открытый урок литературного чтения в 3-м классе по учебнику Л.А. Ефросининой

Разделы: Начальная школа


 

Тема урока: Стихотворения А.С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя…», «Зимний вечер».

Цели урока:

  1. Познакомить детей с отрывком из романа «Евгений Онегин» «Вот север тучи нагоняя…»,  стихотворением «Зимняя дорога» А.С.Пушкина и раскрыть их идею и смысл.
  2. Развивать умения читать стихотворные произведения, связно рассказывать о своих впечатлениях.
  3. Формировать умения видеть образные языковые средства художественной выразительности.
  4. Развивать эмоционально-чувственное отношение к природе.
  5. Прививать любовь к русской поэзии.

Оборудование:

1) выставка книг А.С. Пушкина;
2) оформленный стенд на тему “ Творчество А.С. Пушкина” (сообщения учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина), памятники А.С.Пушкину;
3) репродукция картины К.Ф. Юона «Русская зима»;
4) магнитофон и аудиозаписи:

- П.И. Чайковского сборник «Времена года»  «Декабрь - Святки», («Январь – У камелька», «Февраль - Масленица»);  
- «Голоса природы»;
- образец выразительного чтения отрывка из романа Е.Онегин А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя …»;

5) модель обложки;

Ход урока

1. Организация внимания учащихся.

2. Постановка цели урока. Актуализация знаний.

Скинуло кафтан зелёный лето,
Отсвистели жаворонки всласть!
Осень в шубу жёлтую одета,
По лесам с метёлкою прошлась,
Чтоб вошла рачительной хозяйкой
В снежные лесные терема
Щеголиха в белой разлетайке –
Русская румяная зима.

- Ребята, как вы понимаете выражение «русская зима»?

- Да, действительно, зима – это снег, мороз, иней…

- Это прекрасное время года воспевали в своих произведениях композиторы.
У П.И. Чайковского в сборнике «Времена года» есть три произведения под названиями    «Декабрь - Святки», «Январь – У камелька», «Февраль - Масленица» (прослушивание небольшого отрывка из любого произведения).

- Кто ещё изображал это замечательное время года? (художники)

- Сегодня на урок я принесла одно из произведений художников. Это картина К.Ф. Юона «Русская зима».

- Рассмотрите внимательно картину и скажите почему К,Ф. Юон назвал её «Русская зима»?

-А кто ещё воспевал красоту русской зимы в своих произведениях? (писатели и поэты)

- Какие стихи и рассказы о зиме вы уже читали?

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями о зиме А.С. Пушкина.

3. Сообщение нового материала.

1)Подготовка к восприятию стихотворения.

Ребята, давайте совершим путешествие в далекое , далекое прошлое, в то время, когда жил Пушкин… Постарайтесь представить себе то, о чём я буду рассказывать. Никогда ещё зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась широкая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он и радовался и грустил. Он почувствовал её скорую гибель… вечером он долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Пушкин вышел на крыльцо. Звёзд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снега, приводит с собой зиму. Заснул поэт поздно. И проснулся поздно… Открыл глаза… В комнату вливался яркий свет. Пушкин подошёл к окну…
Представьте себе, ребята, какую он увидел картину… Все белым –бело, нарядно, празднично… Ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них шапками… Как чудо явилась зима. И по-новому нарядила, украсила природу.

- Вам нравится эта картина?

- А теперь послушайте, как об этой картине пишет Пушкин.

2) Первичное восприятие.

Стихотворение «Вот север тучи нагоняя…» наизусть читает учитель.

3) Проверка первичного восприятия (беседа эмоционально-оценочного характера)

- Поделимся своими впечатлениями от стихотворения.
- Какое настроение у вас вызывает это стихотворение? Почему?
- Какая картина больше всего вам понравилась в этом стихотворении?
- Откройте учебник на странице 86.

4) Вторичное восприятие.

- Перечитайте самостоятельно это стихотворение и подумайте, какие картины и сколько вы бы нарисовали к этому стихотворению.

5) Анализ поэтической речи.

Словесное рисование.

- Какие картины и сколько вы бы нарисовали к этому стихотворению.
- Нарисуйте словами 1 картину, которую вы увидели?
- Откуда пришла зима?
- Почему Пушкин называет ее волшебницей?
- Нарисуйте словами 2 картину, которую вы увидели, какие краски использовали бы, почему?
- Прочтите описание этой картины у Пушкина и скажите, как вы понимаете выражения Брега с недвижною рекою? Пухлой пеленою?
- Скажите, употребляет ли поэт при описании зимы слово снег? (нет)
- Правильно, так как в разных местах снег разный.
- Найдите и прочитайте, какой он на деревьях?
- На полях и холмах?
- На берегу реки?
- Нарисуйте словами 3 картину, которую вы увидели?
- А как вы себе представляете картину Блеснул мороз?
- Что поэт называет проказами матушки зимы?
- Перечитайте стихотворение еще раз и скажите, почему поэт называет зиму волшебницей, матушкой?
- Кого она ему напоминает?
- Какие слова говорят о том, что поэт относится к зиме как к живому существу?
- В этом стихотворении  А.С.Пушкин говорит о зиме, как о человеке, живом существе. Такие образные языковые средства художественной выразительности в литературе называют олицетворением.
- Прочтите самостоятельно вывод на странице 87.
- Подумайте, Пушкин в этом отрывке описал один день зимы или не один?
- Найдите и прочитайте слова, которыми поэт показал долгую зиму, а не одно ее мгновение.

6) Работа над основными компонентами интонации.

- Послушайте, как воет ветер зимой (прослушивание аудиозаписи «Шум ветра»).

- А автор вой ветра изображает с помощью звуков.

Вот север тУчи нагонЯя
ДохнУл, завЫл…// (выделяю голосом эти звуки и чуть протягиваю)

- Прочитаем хором эти строки с выделением звуков и прежде чем перейти, к чтению следующих строк делаем долгую паузу (дети работают с карандашами в учебнике).

- Далее читаем хором с радостным настроением:
И вот сама идет волшебница зима.//

- С чтением следующих строк чувство радости усиливается. Читаем неторопливо и стараемся показать каждую деталь картины.

Пришла,/ рассыпалась; // (показываем детям долгую паузу) клоками
Повисла на суках дубов;//
Легла волнистыми коврами/
Среди полей,/ вокруг холмов;//
Брега с недвижною рекою/
Сровняла пухлой пеленою;//
Блеснул мороз.// (происходит смена интонации и далее читаем бодрым, веселым тоном)
И рады мы/
Проказам матушки зимы.

- Ребята, послушайте, как прочитает это стихотворение мастер слова
(прослушивание аудиозаписи).

- А теперь, самостоятельно постарайтесь прочитать это стихотворение выразительно.

Выразительное чтение стихотворения хорошо читающими учениками.

4. Физкультминутка.

Зимняя зарядка.
А сегодня у зимы – новоселье, мы с тобой приглашены на веселье.
Чтобы сильным стать и ловким, приступаем к тренировке.
Дом построен из сугроба.
А какой вышины?
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога. А какой ширины?
Вот такой ширины.

5. Продолжение изучения нового материала.

а) Следующее стихотворение А.С.Пушкина, которое мы с вами попытаемся понять, прочувствовать, называется “Зимний вечер ”.
Анализ заголовка.

б) Первичное восприятие стихотворения. Читает учитель.

в) Проверка первичного восприятия.

- Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали стихотворение?
- Какие картины вы нарисовали в своем воображении?

г) Вторичный синтез.

- Прочитайте внимательно стихотворение, приготовьтесь к размышлению над его содержанием.
- Какое настроение было у поэта, когда он писал «Зимний вечер»?
-Что помогает нам это понять?

д) Анализ содержания.

- Найдите и прочитайте, как поэт изображает бурю?
- С кем ее сравнивает?
- Как поэт обращается к няне?
- О чем он ее просит?
- Как называет?
- Что в этом стихотворении тебя волнует, печалит, радует?
- Какие образные языковые средства художественной выразительности применил автор?
- Найдите и прочитайте.

е) Отработка выразительности стихотворения хором.

ё) Упражнение с готовой моделью обложки.

- К какому стихотворению подходит эта модель? -О чем эти стихотворение? (О природе). -Чем различаются? (Заглавиями). 8. Обобщение материала. - Какими приемами воспользовался поэт, чтобы мы смогли лучше представить картины природы и разделили его чувства? 9. Подведение итогов урока. - Что можно сказать о самом поэте, читая его стихи? - Много красивых произведений написано А.С.Пушкиным (работа с выставкой книг). -Не зря его называют великим поэтом. А.С. Пушкину поставлены памятники во многих городах нашей страны (работа со стендом «Памятники А.С. Пушкину») 10. Домашнее задание. Выразительное чтение одного из стихотворений наизусть, работа в тетради.