Интегрированный урок (информатика + история) по теме "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

Разделы: История и обществознание, Информатика


Цель урока: изучить события Великой Отечественной войны, используя компьютерный (мультимедиа) учебник “История России: XX век” путем интеграции образовательных дисциплин (истории и информатики)

Задачи урока:

  • образовательные - охарактеризовать основные этапы и события Великой Отечественной войны, выявить причины неудач Красной Армии в начальный период войны, показать роль советского народа, единство фронта, тыла и интеллигенции в разгроме немецких захватчиков, уяснить итоги и значение победы СССР в войне;
  • развивающие - продолжить работу по формированию умений учащихся работать с картами, документами, дополнительными источниками информации, анализировать прочитанное, выделяя главное и второстепенное, делать собственные выводы и обосновывать свою точку зрения, составлять план- конспект, использовать навык работы с компьютером и работы в локальной сети; умение применять ЦОРы при изучении материала по истории.
  • воспитательные - формировать патриотические сознание учащихся, чувство любви и уважения к истории родной страны и её культурному наследию; формирование информационной культуры.

Тип урока: интегрированный урок - лекция с элементами лабораторной работы (2 часа).

Межпредметные связи: история, информатика, литература, искусство.

Оборудование: компьютерный класс с локальной сетью, ЦОР: компьютерный (мультимедиа) учебник “История XX век” М.: “Клио Софт”, 2001г., карта “Великая Отечественная война Советского Союза (1941- 1945)”, тетради, учебник Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. “История России XX век” 11 класс.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (2-3 минуты).

II. Переходный момент (постановка цели и задач, тема, порядок работы)

Беседa с учащимися по ранее изученному материалу:

1. Как складывались отношения между СССР и Японией накануне войны?

Военные конфликты на о. Хасан (1938 г.) и р. Халкин - Гол (1939 г.)

2. Какие договоры подписали СССР и Германия накануне войны?

23 августа 1939 года - “Договор о ненападении” сроком на 10 лет 28 сентября 1939 года - “Договор о дружбе и границе”

3. Какие еще документы прилагались к этим договорам и о чем в них шла речь?

Секретные протоколы о разграничении сфер влияния в Восточной Европе (сфера влияния СССР - Прибалтика, Финляндия, восточная часть Польши и Бессарабия).

4. Как на практике СССР реализовывал условия советско-германских договоров?

17 сентября 1939 года СССР начал оккупацию восточных земель Польши (к СССР отошли Западная Украина и Западная Белоруссия) В сентябре - октябре 1939 года СССР навязала “договоры о взаимопомощи” Латвии, Литве и Эстонии.

В 1940 году там прошли выборы в сеймы, победу на которых одержали коммунисты, позднее обратившиеся с просьбой о включении республик в состав СССР. СССР потребовал от Румынии возвращение Буковины и Бессарабии, которые в июле 1940 года были включены в состав СССР.

5. Когда была советско-финская война? В 1939-1940гг.

6. Как эта война отразилась на международном положении СССР?

СССР исключили из Лиги Наций.

7. Как называется план нападения на СССР? План “Барбаросса”.

8. Как отразились сталинские репрессии на боеспособности армии?

Репрессиям подверглись почти все командиры корпусов и бригад, около половины командиров полков.

9. Какие ошибки допустил Сталин относительно основного направления удара сил противника?

Сталин предполагал, что основной удар будет нанесен на районы Украины.

10. В чем состояла военная доктрина СССР накануне войны?

Война будет вестись на чужой территории и малой кровью.

11. Была ли армия приведена в состояние боевой готовности?

Из-за опасений дать повод Берлину к разрыву пакта о ненападении Красная Армия не была приведена в боевую готовность.

12. Какова была социальная политика советского руководства накануне войны?

В колхозах с 1939 введен обязательный минимум трудодней. Запрещен переход с одного предприятия на другое. За 20 минутное опоздание увольняли с работы. Ввели 7-дневную рабочую неделю и 8-часовой рабочий день.

13. Каким образом шло идеологическое воспитание советского народа?

Шло переосмысление истории. Возродили офицерские и генеральскиезвания.

III. Объяснение нового материала.

Перед учащимися ставится проблемный вопрос, обсуждение которого осуществляется после изучение темы.

После начала Великой Отечественной войны английские и американские военные эксперты предсказывали, что сопротивление Советского Союза германии продлится один, максимум 3 месяца.

На чем основывались подобные пророчества и почему они не оправдались? Что явилось силой, опровергнувшей такого рода предсказания?

5 декабря 1940 года Гитлер принял окончательное решение начать войну с СССР. К началу 1941 года был выработан подробный план военных “Барбаросса”. Он был рассчитан на “молниеносную войну” и основывался на согласованных действиях 4-х армейских групп:

  • финляндская группа армий (командующие немецкий генерал фон Дитл и финский фельдмаршал Маннергейм) - в район Мурманска, Беломорья и Ладоги;
  • группа армий “Север” (командующей генерал-фельдмаршал Лееб) - цель: уничтожить советские войска в Прибалтике, захватить порты Балтийского моря и Ленинград;
  • группа армии “Центр” (командующий генерал-фельдмаршал Бок) - наступление на Минск, Смоленск и Москву;
  • группа армии “Юг” (командующий генерал-фельдмаршал Рундштедт) - цель: выйти на Днепр и наступление на юго-восток, оккупация Украины.

Весь ход военных действий историки обычно делят на три периода:

  1. начальный период (22 июня 1941-18 ноября 1942 гг.);
  2. период коренного перелома (19 ноября 1942-конец 1943 гг.);
  3. период освобождения СССР и разгрома фашистской Германии (1944-9 мая 1945 гг.).

В рамках Второй мировой войны СССР вступил в войну с Японией (9 августа-2сентября 1945 г.)

Информатика. Перед уроком на рабочий стол каждого компьютера учащиеся, используя доступ в локальную сеть, из папки “Общие документы” на столе учителя перетаскивают папку “К уроку”. В папке находятся инструкции по загрузке диска (презентация), подробные рекомендации по работе с главным меню, по поиску информации, составлению плана-конспекта, организации контроля знаний (в форме тестирования).

Учителем даются рекомендации по пользованию главным меню электронного учебника. Главное окно программы – вид на условный школьный класс. Часть объектов рисунка изображены цветными, это – кнопки для управления программой. Если подвести курсор мыши к такому объекту, то рядом появится подсказка, объясняющая его назначение. Щелчок по левой кнопке мыши при размещении курсора на объекте приведет к вызову соответствующей функции программы.

  • Глобус – карты.
  • Дверь выход из программы.
  • Календарь – хронология.
  • Картотека термины.
  • Книга список литературы.
  • Кубок – приз.
  • Лозунг – видеоанекдоты.
  • Лупа поиск.
  • Папка – фонодокументы.
  • Портрет – персоналии.
  • Солнце титры.

Информатика. Учитель задает путь к необходимому разделу и параграфу.

  • Открыть журнал.
  • Внести в него свою фамилию и выставить необходимый уровень. работы (для 11-го класса 2 уровень).
  • Войти в раздел III параграф 31 “Фашистское нашествие”.
  • Выбрать п. 2 “Вероломное нападение” и п.З “Трагическое начало”.
  • Просмотр фрагментов фильма.
  • Осуществить выход в меню.

Информатика. Откройте папку “К уроку”, в ней папку с именем “Совершенно секретно. Документы ВОВ” и файл Документ 1-2-3 на рабочем столе.

История. Работа с документами. Выявить причины поражения Красной армии в начальный период войны.

Причины неудач:

  1. Военно-экономический потенциал Германии, использовавшей ресурсы почти всей Западной Европы, значительно больше военноэкономического потенциала СССР.
  2. Гитлеровская армия была отмобилизована, вовремя имела двухлетний опыт ведения современной войны, в то время, как профессиональный уровень советских войск, особенно командного состава, массовых репрессий снизился.
  3. Крупные просчеты советского руководства военной тактики, в частности, недооценка роли механизированных соединений, устаревшие представления о способах ведения войны начальный период.
  4. Просчеты Сталина и его окружения в анализе международного положения, в определении сроков возможного начала войны, что привело к внезапности нападения противника.

Центральным событием первого периода войны стала битва за Москву. Немцы разработали план захвата Москвы “Тайфун”. Хронологически битва за Москву делится на два периода:

1. оборонительные мероприятия (30 сентября - 5 декабря 1941г.),

2. наступательные мероприятия (5 декабря 1941-20 апреля 1942гг.)

Информатика. Учитель сообщает входные данные для работы с ЦОРом. Просмотр фрагмента п.5. “Бои за Москву”

Учащиеся самостоятельно организовывают выход к фрагменту. Возврат в меню программы.

На рабочем столе ученики открывают в папке “К уроку” документ “План-конспект”. Используя рекомендации в файле создать собственный план- конспект “Битва за Москву”.

История. Вывод. Итоги первого периода: несмотря на провал плана “молниеносной войны”, большие потери немцев (около 200 тыс. человек, свыше 1.5 тыс. танков и 1 тыс. самолетов) и переменный успех сражений, военная кампания 1941 -1942 гг. в целом для СССР складывалась неудачно.

К началу весенне-летней кампании 1942 года преимущество по-прежнему на стороне Германии. Главное наступление вермахта ожидалось на Москву, поэтому Сталин распорядился собрать под столицей значительную часть танковых сил и авиации и тем самым обескровил войска, которым предстояло наступать в соответствии с его планом. На самом же деле стратегия Гитлера на лето 1942 года: разгромить советские армии на юге, овладеть районом Кавказа, выйти к Волге, захватить Сталинград, Астрахань. Повинуясь директивам Ставки, советские войска в мае 1942 перешли в наступление в Крыму и под Харьковым. Оно закончилось тяжелым поражением. В июле пал Севастополь, были оккупированы Донбасс и важные сельхоз районы Украины и юга России. Враг вышел к Северному Кавказу, стремясь захватить богатые нефтяные месторождения и одновременно начал штурм Сталинграда с целью перерезать Волгу - одно из ключевых транспортных артерий СССР. Начался второй период Великой Отечественной войны.

2 период - Коренной перелом - это перехват стратегической инициативы, переход от обороны к стратегическому наступлению, изменение соотношение сил.

Большинство Российских Историков считает, что основными событиями 2-го этапа войны стали: разгром немецких войск под Сталинградом (19 ноябрь 1942 года - 2 февраля 1943), Курская битва (5 июля - 23 августа 1943 года), битва за Днепр (сентябрь - ноябрь 1943), освобождение Кавказа (январь - февраль 1943 года).

Перед учащимися ставится проблемный вопрос

В числе решающих битв Второй мировой войны американские историки называют сражение в районе Эль-Аламейна Северной Африке, в котором против английских войск действовали всего лишь четыре немецких и семь потрепанных в боях итальянских дивизий. Можно ли, как это делает американский генерал Маршалл, сравнивая Сталинградскую битву с боевыми действиями у Эль-Аламейна или, как фельдмаршал Монгомери, называть этот бой одним из самых решающих сражений, поворотным пунктом войны? Приведите конкретные факты Сталинградской битве, показывающие абсурдность подобных сравнений. Как вы думаете, с какой целью даётся такая завышенная оценка, по сути дела, рядового сражения периода Второй мировой войны?

Информатика. Задача перед учащимися: самостоятельно организовать поиск информации о Сталинградской битве.

Просмотр найденного ими фрагмента фильма из параграфа 34 п.1 “Разгром немецких войск под Сталинградом”. Возврат в меню программы.

История. Обсуждение проблемного вопроса.

Готовясь к летней кампании нацистские стратеги сконцентрировали внимание на Курской дуге. Так назывался выступ линии фронта, обращенный на запад. Здесь Гитлер намеривался взять реванш за поражение под Сталинградом.

Информатика. Просмотр фрагмента фильма п.З “Огненная дуга”. Возврат в меню программы.

Победа под Сталинградом и на курской дуге надломила силу германской армии. Общие потери фашистского блока достигли 2 млн. человек. Стратегическая инициатива полностью перешла в руки советского командования. Наступил коренной перелом в ходе войны. В августе 1943 года были освобождены Ореол, Белгород, Харьков, в сентябре Смоленск. Тогда же началось форсирование Днепра, а в ноябре освободили Киев.

Информатика. По изложенному учителем истории материалу учащиеся в меню самостоятельно определяют выбор темы просмотра соответствующего сюжета. Просмотр фрагмента фильма п.5 “Бои за Днепр”. Возврат в меню программы.

Битва за Кавказ изучается отдельно как региональный компонент. 1944 год отмечен серией грандиозных побед, в результате которых освобождена территория СССР и начался освободительный поход в Европу.

Информатика. Просмотр фрагмента фильма п.5 “Берлинская операция” (учащиеся самостоятельно работают с фрагментом). Возврат в меню программы.

Проблемный вопрос.

Почему столь велики, оказались людские потери СССР в минувшей войне?

Выскажите ваше отношение к утверждению, будто победа достигнута благодаря нашей готовности заплатить за неё любую цену, то есть не умение побеждать, а “большой кровью”?

Информатика. Просмотр сюжета п.9 “Итоги и цена победы”.

Учащиеся составляют план просмотренного сюжета. Заполняют таблицы и консолидируют их. Сохраняют результаты своей работы в папку “ К уроку”

Итоги войны.

Война унесла до 28 млн. человек, в том числе на фронтах наши безвозвратные потери составили 8668400 человек (по другим оценкам до 10 млн. человек). Безвозвратные потери немцев составили 5,5 млн. человек. Была уничтожена 1/3 часть национального богатства страны. Война отбросила нас на 5-10 лет назад по основным экономическим показателям. Для сравнения: Англия потеряла 0,8%, Франция-1,5% национального богатства, США - 0%, получив за время войны 117 млрд. долларов чистой прибыли.

Информатика. Используя вышеприведенные данные и ваши заполненные таблицы, построить диаграмму, отражающую в сравнении потери части национального богатства стран, участвующих в войне.

Главные источники победы:

1. Великое мужество, героизм, самоотверженность советского народа, его патриотическое единство

На Нюрнбергском процессе Геринг говорил, что фашистское руководство хорошо знало, сколько и какого качества орудий, танков, самолётов имела Красная армия. Но оно не знало таинственной души русского человека, и это не знание стало роковым для Германии.

2. Боевая мощь Вооруженных сил, советское военное искусство.

3. Организаторская роль партии, сумевшей мобилизовать все силы армии и народа на отпор врагу.

4. Эффективная внешняя политика в годы Великой Отечественной войны

5. Единство фронта, тыла и советской интеллигенции.

Годы и события Великой Отечественной войны сплотили весь советский народ. Советская интеллигенция, откликнувшись на призыв сталинского руководства, много сделала для формирования патриотического сознания людей. Это и создание агитплакатов, стихи и песни, поддерживающие и питающие моральный дух воинов и работников тыла, картины, фильмы. Предлагаем вам послушать некоторые из них в авторском исполнении или в исполнении выдающихся деятелей культуры.

Информатика.

Открываем в меню “Авторские чтения” и выбираем:

1). Стихотворение А. Ахматовой “ Мужество” (запись 1960г.)

2). Стихотворение К. Симонова “ Жди меня” (запись 1962 г.)

3). Глава из поэмы А. Твардовского “Василий Тёркин”. По дороге на Берлин.

4). Песня “Священная война”. Слова В.Лебедева-Кумача Музыка

А.В.Александрова. Исполняет ансамбль имени А.В. Александрова

Возврат в основное меню программы

IV. Закрепление.

1. Обсуждение проблемного вопроса.

2. Информатика. Тестирование на компьютере по выбранному параграфу и занесение результатов в общую сводную электронную ведомость журнала. Сброс результатов тестирования осуществляется по локальной сети. Распечатка ведомости. Анализ результатов.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

VI. Домашнее задание. Параграф 53. Опережающие индивидуальные задания по региональному компоненту: подготовить сообщения (презентации, видеоролики) по темам: “Герои-земляки в Великой Отечественной войне”, “Они освобождали родное село”.