Правописание букв -е- – -и- в чередующихся корнях, 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Представленное нами учебное занятие в 5-м классе по русскому языку направлено на формирование как предметной компетентности (правописной компетентности, под которой в методике преподавания русского языка понимают овладение системой орфографических и пунктуационных понятий, а также правописных умений, обеспечивающих уровень относительной орфографической/пунктуационной грамотности), так и общепредметной компетентности (умение выдвинуть гипотезу, проверить ее, умение использовать модельно-схематические средства при работе с учебным материалом, рефлексивные умения, умение сотрудничать друг с другом).

Основные положения, на которых построено данное учебное занятие:

  1. Предъявление учебного материала в виде задач и проблем, принятие их учащимися.
  2. Имитационно-игровое моделирование социальных ролей (спикер, консультант, секретарь, ответственный за тишину и т.д.).
  3. Диалог как преобладающий стиль общения на занятии.
  4. Равноправное участие всех школьников в коммуникации.
  5. Рефлексивные высказывания учащихся.
  6. Самоконтроль, самооценка, взаимоконтроль, взаимооценка.
  7. Взаимообучение. Возможность выполнять роль руководителя.
  8. Внимание и на предметную задачу, и на умение работать в группе.
  9. Ясные и понятно измеряемые результаты совместной работы.

Тема учебного занятия: “Правописание букв е/и в корнях с чередованием”.

Цель занятия: познакомить с новым орфографическим законом (чередованием гласных е/и); научить применять данный закон на практике.

Тип занятия: постановка орфографической задачи и применение открытого способа решения в работе с частными задачами.

Оборудование: памятка консультанта, спикера; критерии оценивания работ; светофоры, карточки с буквами е, и, словари, учебник “Русский язык” для 5-го класса общеобразовательных учреждений (авторы: Баранов М. Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.). М.,. “Просвещение”, 2006 г.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Мы начинаем свою работу. Готовы? Все ли группы имеют рабочие принадлежности? Все ли роли в группе распределены?

II. Фонетико-грамматическая зарядка.

Открывайте рабочие тетради, записывайте: Двадцать шестое марта.

Классная работа.

- Какой раздел лингвистики мы изучаем? (Морфологию)

- Что изучает морфология? (Части речи)

- Фонетико-грамматическая зарядка. Определите часть речи слова “работа” (существительное). Что оно обозначает? (Действие как предмет). От какого глагола образовано? (Работать). Что это за форма глагола? (Инфинитив) Как вы определили? (По вопросу и формальному признаку -ть). Что можно еще определить по вопросу? (Вид глагола – несовершенный вид).

В результате грамматической зарядки появляется следующая запись: НСВ

Классная работа <— работать

Ш. Ситуация успеха.

Перед вами 5 инфинитивов:

1. Выр…стить. а

2. Предл…гать. а

3. Пол…жить. о (Обратить внимание на произношение)

4. Повзр…слеть. о

5. Сберечь р…сток. о (искл.)

- Назовите лишний по виду глагол (предлагать – несовершенный вид).

- Сейчас ваша задача – вставить буквы в слова с пропущенными орфограммами, пишите только буквы в столбик.

- Проверьте себя. Оцените свою работу. Критерии оценки: нет ошибок – 5; 1 – 4, 2 – 3. Поставьте оценки на полях. Поднимите руки, у кого 5. Похвалите себя за отличную работу. Кто сделал ошибки? В каких словах?

- С какой орфограммой вы работали? (С чередующимися гласными в корнях)

- Каковы условия выбора чередующихся гласных? (Корневой согласный)

IV. Проблемная ситуация.

Мы продолжаем с вами заниматься чередующимися гласными в корнях. В русском языке чередуются не только о и а. Обратите внимание на материал для наблюдения. Перед вами слова с чередующимися корнями. Понаблюдайте, какие гласные чередуются в выделенных корнях (Учитель зачитывает):

Собирать – соберу

отпирал – отпереть

замираю – замер

стираем – стереть

расстилать – расстелю

блистал – блестеть, блеснуть

выжигать – выжечь

(и/е)

- Назовите корни, в которых происходит это чередование.

- Сформулируйте тему нашего занятия (Правописание е / и в чередующихся корнях).

- Какова наша задача? (Нам нужно выяснить, отчего зависит правописание данных корней).

V. Решение орфографической задачи. (Работа в группах).

- Сейчас вам предстоит обсудить этот вопрос в группах. Кто регулирует работу в группах? (Спикер группы), Кто помогает оформить решение на бумаге? (Секретарь группы). Спикер знает свои обязанности? Воспользуйтесь памяткой. Помните, мнение каждого дорого.

- Даю на работу 6 минут. Соблюдайте этикет работы в группе.

VI. Выступление групп.

- Итак, группы готовы представить результат своих наблюдений?

Какая задача перед вами стояла? (Выяснить, отчего зависит выбор буквы в рассматриваемых корнях)

2 представителя от группы: один вывешивает листок, другой объясняет.

(Наша группа пришла к выводу, что выбор гласной в корне зависит от наличия или отсутствия – а. Например: Собирать – соберу).

Это общий закон? Будут ли ему подчиняться все глаголы с данными корнями?

VII. Общеклассная дискуссия. Групповая рефлексия.

- У вас есть вопросы к группе?

- Оцените работу группы светофорами. Какие группы имели такую же гипотезу? Все ли в группе имели возможность высказать свое мнение?

- Действительно, в русском языке есть глаголы, написание корневой гласной которых зависит от суффикса А. Он характерен для глаголов несовершенного вида. Молодцы, я поздравляю вас с открытием общего закона.

VIII. Выводы.

Напишем схематически этот закон в тетрадях.

Это правило очень интересно, так как в некоторые слова с суффиксом А “забралось” сочетание букв, похожее на женское имя. Кто догадался какое?

(Показ на мультимедийном экране)

    • бИРА - - дИРА-
    • пИРА - - тИРА - - мИРА-

Другие сочетания тоже немножко похожи на женские имена:

    • стИЛА - - блИСТА-
    • ИГА -

- Еще хочу вам заметить, что открытый вами закон действует не только в глаголах, но и в словах других частях речи, образованных от этих глаголов.

Посмотрите на экран:

Зажигать – зажигание, зажигательный, зажигающий, зажигая.

Избирать – избирание, избиратели, избирательный, избирая, избирающий.

IX. Применение открытого способа действия на практике.

Итак, вы открыли орфографический закон. Какова наша задача теперь? (Научиться применять данный закон в ходе решения задач)

а) Орфографический разбор (устное упражнение с объяснением).

- Прежде чем писать, мы должны научиться рассуждать, применяя открытый закон. Перед вами грамотно написанные слова. Посмотрите, как я рассуждаю, работая с ними.

Соберемся компанией, подбирать мусор, блистать знаниями.

- Всем понятен ход рассуждений? При этом я использовала формулу “поэтому, значит”, а не “потому что”.

б) Предупредительно-осложненное списывание (коллективное).

Теперь мы работаем все вместе, рассуждая. К доске я приглашаю по одному из консультантов от каждой группы (каждому – по словосочетанию).

Раст.. реть мел, зап…ртые ворота, наст…лать полы, соб…рать коллекцию, бл…стящие способности, заж…гательный танец.

После работы с данными словосочетаниями вопрос классу:

- Чем интересны, с точки зрения лексики, последние два словосочетания? (Слова в них употреблены в переносном значении).

в) Предупредительно-осложненное списывание (групповое).

Все ли консультанты готовы возглавить работу в своих группах? Напоминаю, консультант берет на себя роль учителя. Открывайте учебник, упражнение 654, часть I.

Выполнение упражнения. Групповая рефлексия.

Консультанты, доложите о результатах работы группы. Все ли ориентируются в этой орфограмме? Есть ли ребята, которые не совсем чувствуют уверенность в своих силах и хотели бы еще потренировались? (Да)

Эти ребята с тетрадями идут за “круглый стол”. Кто из консультантов хотел бы им помочь? Вы выполняете 2 часть упражнения 654. Выписываете только слова с орфограммами. Как только ваша работа будет закончена, консультант доложит об успехах, и вы присоединитесь к нам.

г) Полусамостоятельная работа с сигнальными карточками.

- Остальные работают со мной с помощью сигнальных карточек. Я смотрю, как вы поработали с орфограммой, и сможете ли вы наслух определить ее.

(Учитель читает по одному примеру, дети показывают карточку с буквой, затем записывают пример в тетрадь с обозначением орфограммы). В ходе работы учитель задает попутные вопросы:

- Что такое “неразбериха”? (Запутанное положение)

- Не разбираться. Как напишите не со словом?

- Кто знает, что такое парапет? (Невысокая стенка, перила). Уточните в словаре правописание этого слова.

Река заблестела, холодное обтирание, общая неразбериха, замер на месте, расстелить постель, не разбираться в музыке, опереться о парапет, блеснул на солнце, ослепительно блистать.

- Готова ли группа за круглым столом присоединиться к нам? Консультант докладывает об успехах. Если твои подопечные показывают безупречные знания, ставлю 5.

- Я рада, что все справились с этим заданием. А это значит, что работа в группах была успешной.

д) Объяснительный диктант с взаимопроверкой. “Проверяю товарища”.

- Следующее задание сложнее, так как мы будем работать с текстом.

- Я читаю текст, а вы думаете о его названии и типе речи.

Восхождение

Снежная вершина Таганая бл…стела на со…нце.

Туристы взб…рались на гору медленно, вместе выб…рали путь. Каждый знал что в сложной ситуаци… он может оп…реться на плеч… друга.

Ура! В…ршина! Ребята зам…рли от в…сторга. Их вн…мание привл…кла ра…ст…лающаяся впереди вел…чественная крас…та гор.

Вече…р. Заж…гают…ся звезды. Друзья ра…ж…гают к…стер и поют песни под г…тару.

- Вы что-то знаете о горе Таганай?

- Как озаглавите текст? Какой тип речи?

- Ваша задача – выписать слова на изучаемую орфограмму. Затем выделенное предложение выписать, расставив знаки препинания. Написать его схему.

(После работы – взаимопроверка по контрольной карте. Критерии оценок: нет ошибок – 5; 1–2 ошибки – 4; 3 ошибки – 3)

- Поставьте друг другу оценки, указав на ошибки. Суммируйте оценки всех членов группы и выведите групповой балл. Секретари доложат о результатах. (Написать на доске)

- Результаты групп свидетельствуют об успешной работе каждого на занятии.

X. Групповая рефлексия.

XI. Индивидуальная рефлексия.