Тема урока. Полезные ископаемые края.
Цель. Обобщение и систематизация знаний учащихся.
Вид. Обобщающий.
Тип. Комбинированный с использованием ИКТ (компьютерная презентация).
Оборудование: компьютер, проектор, дидактические материалы для учащихся: контурные карты, тексты, коллекции горных пород.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Обобщение изученного материала
1. Выступление учащегося со стихотворением К. Лисовского.
«…..А какие тут дивные весны!
А какие тут звонкие сосны!
Тихо кедры мохнатые дремлют,
Разбежались цветы по увалам.
Поглядишь - и поверишь: на землю
Словно радуга с неба упала.
А какая тайга вековая,
А какие тут горные цепи,
А какие—от края до края-
Медуницей пропахшие степи!
Воздух чище воды родниковой,
Только выйдешь в просторы--- и сразу
Пьешь и пьешь его жадно, готовый
Пить еще и еще, до отказа.Всем Сибирь и щедра и богата!
Здесь для юности край непочатый….
Впрочем, что убеждать вас стихами?
Приезжайте…. Увидите сами!
2. Слово учителя. Ребята, сегодня закрепляем материал по теме: «Полезные ископаемые нашего края». Сегодня к нам приехали необычные гости. А кто они вы должны будите определить сами.
3. Выступления учащихся, представляющих полезные ископаемые разных групп. Остальные учащиеся определяют эти полезные ископаемые.
Уголь. Я черен, как ворон, а грею как солнце. Наш край богат моими запасами. Мой знак……, бываю бурым и каменным.
Железо. Я притягиваю к себе магнит. Встречаюсь на юге края. Без меня не сможет работать ни одна машина.
Мрамор. А мною выстланы полы у вас на 1-2 этажах и лестницы в театрах. Бываю разного цвета, но очень твердый.
После каждого выступления учитель демонстрирует компьютерную Презентацию. (См. Приложение 1. Данное приложение можно получить у автора статьи.)
4. Работа учащихся в группах. Каждая группа получает тексты и задания к ним.
Прочитать текст и выполнить следующие задания
1 группа - выбрать из текста признаки своей группы магматических полезных ископаемых.
2 группа - выбрать из текста признаки своей группы осадочных полезных ископаемых.
3 группа - выбрать из текста признаки своей группы метаморфических полезных ископаемых.
4 группа - описание способов добычи полезных ископаемых.
5 группа - описание видов использования полезных ископаемых.
Полезные ископаемые - это природные продукты, которые приносят пользу. Они могут быть в недрах земли, и тогда приходится добывать их шахтным способом, или лежат на небольшой глубине, и тогда экономнее их извлекать открытым способом - карьерами.
Полезные ископаемые различны по происхождению. Они могут быть магматические. Осадочные и метаморфические.
Магматические породы находятся в недрах земли и представлены веществами магмы. Это рудные ископаемые, железо – Ирбинский рудник, Приангарье.
Осадочные полезные ископаемые имеют органическое происхождение, образуются из останков растений и животных. К ним относятся мел, уголь, нефть,газ. В крае это Канско–Ачинский угольный бассейн, Минусинский, Таймырский.
Под влиянием высокого давления и температуры породы могут изменяться, и тогда образуются метаморфические породы - графит, мрамор, гнейс. В крае они встречаются: соль - Тасеевский район - Троицкий солеваренный завод.
В зависимости от свойств полезные ископаемые используются в металлургии, топливной и химической промышленности, сельском хозяйстве и строительстве.
5. Отчет групп.
6. Практическая работа на контурных картах, с использованием компьютерной презентации.
Учащиеся отмечают на своих картах месторождения полезных ископаемых согласно карте в презентации (см. Приложение 2).
7. Индивидуальная работа учащихся с тестом (см. Приложение 3).
III. Рефлексия
Учащиеся заполняют таблицу.
Ф.И. учащегося ______________________
Основные понятия по теме |
Интересные сведения |
|
|