Разработка блока уроков с использованием интегральной технологии по теме "Литосфера"

Разделы: География


Я представляю разработку блока уроков в 6-м классе по теме “Литосфера” с использованием интегральной технологии В.В. Гузеева. Урок разбит на 2 блока: 1 блок – “Движение земной коры” 2 блок - “Рельеф земли”.

1 блок – “Движение земной коры” Данный блок включает в себя следующие темы:

  • Земля и её строение.
  • Горные породы и минералы.
  • Движение земной коры.
  • Вулканы, гейзеры

2 блок – “Формы рельефа земной коры” Данный блок включает в себя следующие темы:

  • Рельеф суши. Горы.
  • Равнины суши.
  • Рельеф дна океана.

Для этого я пересмотрела тематическое планирование. I и II блоки.

Темы уроков

Понятие о литосфере

Движение земной коры, землетрясения, вулканы

Тип урока

Лекция

Самостоятельная работа

Практическая работа

Самостоятельная работа

Обобщающий урок. Урок коррекции

Оборудование

Карта полушарий

Атласы

Компьютер

Учебник

Карта полушарий

Атласы

Компьютер, интерактивная доска

Контурные карты, атласы

Карта полушарий

Атласы

Компьютер, учебник интерактивная доска

Карта полушарий. Атласы, учебник.

Компьютер,

Контроль( виды контроля)

 

Работа по карточкам

 

Работа по карточкам

Работа по карточкам, на компьютере

Индивидуальные

задания на уроке

 

Тесты

Дополнительные практические задания

Работа по картине К Брюлова

Тесты

Какая тема оказалась самая интересная, почему?

Домашние задания (в т. ч. Индивидуальные)

§ 16-19, выборочно

Работают по карточкам и самостоятельно определяют д\з

 

 

Темы уроков

Горы суши, равнины суши, рельеф дна океанов

Тип урока

Лекция с элементами беседы

Самостоятельная работа

Практические работы

Обобщающий урок.Урок коррекции

Оборудование

Карта полушарий

Атласы

Компьютер

Учебник

Карта полушарий

Атласы

компьютер

Контурные карты, атласы

Карта полушарий. Атласы, учебник.

Компьютер,

Контроль( виды контроля)

 

Работа по карточкам

Практические работы

Работа по карточкам, на компьютере

Индивидуальные

задания на уроке

 

Тесты

Дополнительные практические задания

Какая тема оказалась самая интересная, почему?

Домашние задания (в т. ч. индивидуальные)

§20-22, выборочно

Работают по карточкам и самостоятельно определяют д\з, подготовка сообщений по теме.

Правила работы для учащихся

  1. Во время лекции слушай и конспектируй.
  2. На уроке “Самостоятельная работа” обязательно необходимо сдать “зачет” на оценку “3”, а дальше каждый ученик выбирает по желанию отвечать на “4” или “5”. При этом это можно сделать без принуждения, есть одно условие: каждый шаг должен быть последовательным, ответив на “3”, надо отвечать на “4”, а только потом на “5” и каждый ученик отвечает самостоятельно.
  3. При работе на уроке можно использовать “помощь друга”, “помощь учителя”
  4. Каждый ученик выбирает темп работы самостоятельно.

Рассмотрим краткий план проведения блока уроков. Перед лекцией каждый ученик получает таблицу, где расписаны требования к блоку уроков

Тема

Минимум

Продвинутый уровень

Творческий уровень

Практические работы, сообщения учащихся

Строение Земли

Строение: ядро мантия, земная кора.

Толщина, радиус, три слоя, различия между океанической и материковой земной корой

Изменение температуры и давления внутри Земли

Сообщение о поверхности Мохо

Горные породы

Классификация пород

Происхождение горных пород, отличие минералов и горных пород

Изучение по образцам. Как ищут полезные ископаемые

Описание горных пород по плану и нахождение их в коллекции

Движение земной коры

Два вида движения земной коры. Землетрясение.

Скорость и направления движения земной коры. Понятие очага и эпицентра землетрясения

Объяснение на основе тектонического строения. Понятие о сейсмичности, магнитуде

Определение силы землетрясения по внешним признакам.

Сообщение о землетрясениях

Вулканы

Схема внутреннего строения вулкана

Как образуется вулкан, отличительные свойства вулканов на суше и на дне океанов. легенда о Вулкане

Классификация и нахождение вулканов на карте, объяснение действия вулканов.

Отметить вулканы на контурной карте.

Сообщение по картине “Последний день Помпеи”

Гейзеры

Определение

где расположены основные гейзеры

Причины возникновения. Какое практическое значение они имеют

Отметить на контурной карте известные гейзеры. Сообщение о Долине гейзеров

Горы суши

определение гор, различие по высоте

Правила обозначения гор на карте, отличие горы от холма, какие полезные ископаемые добывают в горах

Изменение гор во времени, отличие гор на других планетах, сравнивать ГП гор

Описать ГП гор.

Найти стихи о горах, картины гор

Равнины суши

опеделение равнин, различие по высоте

Признаки холмистой и плоской равнин, изображение на контурной карте

Изменение равнин во времени, отметить на к\к по памяти крупные равнины

Определение ГП равнин

Рельеф дна Мирового океана

Описание рельефа дна океана

Схематический разрез дна океана, процессы, образующие рельеф дна океана, вулканы на дне

Исследование дна в современных условиях, отличие гор суши и океанов

На к\к океанов изобразите хребты котловины и ложе.

Обобщающий урок по теме

       

1. Введение в тему.

Урок-лекция с элементами беседы.

2. Самостоятельная работа.

На данном уроке учащиеся работают над темой самостоятельно, работая с учебником или дополнительной литературой. При подготовке можно работать самостоятельно, в парах, или в группах. На этом же уроке сильные ученики сдают необходимый минимум и в зачетки получают первые оценки “3”, остальные учащиеся тоже могут сдать необходимый минимум

3. Практические работы.

На данном уроке учащиеся выполняют практические работы в тетради. В это время учитель работает по карточкам с учениками, желающими повысить свои оценки в зачетной карточке.

На данном уроке на помощь могут придти ученики-консультанты.

Примечание.

Учеником – консультантом может являться любой ученик класса, выполнивший задания по теме на “5”

4. Самостоятельная работа.

На данном уроке ученики работают по карточкам. Если есть такие ученики, которые выполнили все задания, для них подбираю дополнительные задания олимпийского характера или предлагаю тестирование на компьютере. На данном уроке на помощь опять могут придти ученики-консультанты

5. Обобщающий урок

На этом уроке подводим итог работы по теме. Заслушиваем сообщения по теме, сообщения слушает весь класс. Осуществляем коррекцию. На данном уроке ученики имеют право пересдать некоторые темы и повысить свои оценки.

Это карточки-задания, которые я предлагаю ученикам заранее.

Земля и её строение

На “3”

  1. Расскажи о внутреннем строении Земли.
  2. Что такое литосфера? Расскажи о строении земной коры
  3. Как изучают земную кору?

На “4”

  1. Каков радиус ядра, его температура и давление внутри ядра?
  2. Что такое мантия, расскажи о ней.
  3. Изобрази схематично строение материковой и океанической земной коры, расскажи, в чем их основное отличие.
  4. Зачем надо изучать земную кору и как это можно сделать?

Горные породы и минералы

На “3”

  1. Что такое горные породы и минералы?
  2. Как делятся горные породы по происхождению
  3. Что такое магматические, осадочные и метаморфические горные породы?

На “4”

  1. Чем горные породы отличаются от минералов?
  2. Назовите отличительные свойства минералов.
  3. Как образуются излившиеся и глубинные магматические породы, приведите примеры.
  4. На какие группы делятся осадочные породы.
  5. Заполните таблицу в тетради на стр. 44 учебника.

Движение земной коры

На “3”

  1. Назовите причину землетрясений. Что такое очаг и эпицентр землетрясения?
  2. Какие движения земной коры вам известны? Приведите примеры движений.

На “4”

  1. Как называется наука о землетрясениях? Какая существует шкала землетрясений?
  2. Изобразите на контурной карте сейсмические пояса.
  3. Приведите примеры доказательства медленных вертикальных и горизонтальных колебаний земной коры.
  4. Расскажите об образованиях горста и грабена.
  5. Координаты центральной части озера, расположенного в грабене, 520 с.ш. 1080 в. д. Назовите это озеро.

    Вулканы. Гейзеры

    На “3”

  1. Что такое вулкан? Расскажите о строении вулкана.
  2. Расскажите о действующих и потухших вулканах, приведите примеры.
  3. Что такое гейзер? Где можно увидеть гейзеры ?

На “4”

  1. Опишите картину извержения вулкана. Найдите на карте полушарий вулканы. Почему вулкан назвали вулканом? (ответ найди в книге “Я познаю мир” География)
  2. На каком материке нет вулканов?
  3. Координаты вулканов 380 сш 150 вд, и 60юш 1060 вд Что это за вулканы?
  4. На контурной карте обозначьте вулканы Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Килиманджаро, Килауэа. Какие из них действующие?
  5. Почему извергаются гейзеры. Где находятся знаменитые гейзеры.
  6. Как можно использовать гейзеры?

На “5”

  1. Что нового вам стало известно о ядре; о мантии; о земной коре? Какова температура и размеры Земли? ( См. книгу “За страницами учебника географии”, стр. 9.)
  2. Чем отличается материковая земная кора от океанической?
  3. Земная кора

    Материковая

    Океаническая

    ?

    ?

  4. Что нового вам известно об изучении земной коры (см. в книге “За страницами учебника географии”, стр. 24)?
  5. Из чего состоит земная кора?
  6. Чем минералы отличаются от горных пород?* (Найди ответ в книге “Я познаю мир”).
  7. Заполни таблицу на стр. 44 учебника
  8. Как возникли сокровища Земли? (“За страницами географии”, стр. 44)
  9. Кратко опиши процесс землетрясения.
  10. Подготовь 1 сообщение о землетрясениях.(использовать дополнительную литературу по своему усмотрению или книгу “За страницами географии” стр. 46 – 51)
  11. Что такое магнитуда? (“За страницами географии”, стр. 47)
  12. Как “действует” вулкан?
  13. Чем уснувший вулкан отличается от потухшего?
  14. Какая шкала существует для определения силы землетрясения? Где находится долина гейзеров?
  15. Выполни задание:

Название вулкана

На каком материке
Его координаты

Абсолютная высота

Действующий или потухший

Ключевская Сопка
Везувий
Кракатау
Эльбрус

     

Примечание. Задания № 1,5,9,10 являются не обязательными и могут выполняться по желанию учащегося.

Задания, которые я предлагаю учащимся ко второму блоку

ЗАДАНИЕ НА 3

  1. Что такое рельеф?
  2. Какие две формы рельефа вы знаете?
  3. Что такое горы?
  4. Как горы различаются по высоте?
  5. Приведите примеры гор.
  6. Как различаются равнины по высоте?
  7. Приведите примеры равнин.
  8. Как вы представляете дно океана?
  9. По карте океанов проведите примеры котловин и хребтов.

ЗАДАНИЕ НА 4

  1. Назовите причины разнообразия рельефа?
  2. На рисунке покажите горный хребет, горную долину, вершину.
  3. Приведите примеры низких, высоких и средних гор, пользуясь атласом.
  4. Как горы изменяются во времени?
  5. Каково значение гор?
  6. Опишите горы по плану учебника на стр 56.
  7. Как изменяются равнины во времени?
  8. Каково значение равнин?
  9. Опишите ГП равнин по плану учебника на стр 62
  10. Что такое шельф?
  11. По карте определите, у каких материков наиболее широкий и узкий шельф?
  12. Выполни задание на стр 66. учебника.
  13. Назовите острова вулканического происхождения.

ЗАДАНИЕ НА 5.

  1. Чем гора отличается от холма?

  2. Обозначьте по памяти на контурной карте известные вам горы.

  3. Высота высочайшей горы на Марсе более чем в 2 раза превосходит высоту Джомолунгмы. Почему?

  4. Найдите в художественной литературе описание гор в стихах.

  5. Вспомните сказ П. Бажова “Каменный цветок”. Что охраняла Хозяйка Медной горы и что это за горы?

  6. Какие силы разрушают горы? (смотри в книге “За страницами учебника географии” стр. 59-60 и стр 61-63.

  7. Как называется наука, изучающая строение гор? (смотри в книге “ Я познаю мир” стр. 184.

  8. Это интересно. (Прочитай в книге “Я познаю мир” на стр185 Восхождение на Эльбрус.)

  9. Как образуется овраг?( в книге “За страницами учебника географии” стр. 58-59.

  10. Как изучают дно океана?

  11. Как образуются срединно-океанические хребты? (см. учебник стр.65).

  12. Что такое атолл?

  13. Из чего образуются органические горные породы в океане.

ЭТО ИНТЕРЕСНО.

Самые глубокие впадины (см. в книге Е Н. Селищев “География для любознательных” стр.136).

  1. Найдите, где находятся эти горы: Эльбрус, Эребус, Эльбурс. Одна из них- потухший вулкан, другая -действующий вулкан, третья – горная цепь, вершиной которой является потухший вулкан Демавенд.

  2. Найди 3 вулкана на букву “К”.

ЭТО ИНТЕРЕСНО.

На острове Ява (Индонезия) растет экзотический цветок – королквская примула, который называется “ цветком разрушения” или “цветком смерти” С чем связаны эти названия?

Зачетный листок учащегося 6-го класса

 

Тема “Литосфера”

Оценки

Коррек.
 

Темы уроков

3 4 5  
1 Земля и её строение        
2 Горные породы и минералы        
3 Движение земной коры        
4 Вулканы, гейзеры        
5 Равнины суши        
6 Горы суши        
7 Рельеф дна океана        

Такие листы получает каждый ученик в начале темы и сдает на последнем уроке, данные заношу в сводную таблицу

Сводная таблица результатов по теме “Литосфера” на обобщающем уроке.

Фамилия имя  ученика

разминка

Теоретические вопросы

Сообщения. Работа с доп. литературой

Тесты

Контурная карта

Работа по карточкам

Итоговая оценка по теме “Литосфера”

Земля, её строение

Горные породы

Движение коры

Горы суши

Равнины суши

Рельеф дна океана

1

Архипова Е

                       

2

Бабчук А

                       

3

Бойдарико М

                       

4

Игнатова Д

                       

5

Верховилов А

                       

6

Клецина Н

                       

7

Рабаданов Р

                       

8

Яшина М

                       

На последнем обобщающем уроке подводим итоги и каждый ученик может повысить любую оценку по темам уроков

Анкета, которую я провожу в конце блока (рефлексия)

  1. Понравилась ли вам тема “Литосфера”? (да или нет)
  2. Довольны ли вы своей работой на уроке? (да или нет)
  3. Понравилось ли вам работать по интегральной технологии. (Да или нет)
  4. Хотели бы вы вернуться к работе как прежде, по урокам или следующую тему тоже будем изучать по интегральной технологии. (Работать по интегральной технологии, поурочной системе) Можно использовать такую карточку для рефлексии.
  5. Такие карточки получают ученики в начале каждого урока.

Выводы работы по данной технологии можно посмотреть в Приложении 1.

Используемая литература:

  1. Т.П. Герасимова, Н П. Неклюкова. Начальный курс географии. Москва Дрофа 2006 г.
  2. Н.А. Никитина. Поурочные разработки по географии. 6 класс Москва “Вако” 2006 г.
  3. Г.П. Пивоварова. За страницами учебника географии. Москва “Просвещение” “Учебная литература” 1997 г.
  4. Энциклопедия для детей. Том 3. География М. Аванта 2004
  5. Н.Н. Петрова. Мультимедиа учебник “География. Начальный курс” для учащихся 6 класса Москва.
  6. Е. Н. Селищев. География для любознательных
  7. Энциклопедия. Я познаю мир. География. Транзиткнига. Москва.2006 г.