Внеклассное мероприятие "Поклонимся великим тем годам…"

Разделы: Внеклассная работа


Цели мероприятия:

  • подвести итог проведенным на классных часах беседам о Великой Отечественной вой не, прочитанным книгам, просмотренным фильмам;
  • воспитывать чувство гордости за свой народ, свою историю, свое наследие;
  • сохранять и чтить великие традиции;
  • донести до сердца каждого ученика, что нужно готовить себя к подвигу все время, начиная со школьной скамьи.

Оборудование: Документальный фильм из цикла “Россия. Забытые годы. Великая Отечественная война”. Фонограмма песни “Поклонимся Великим тем годам”, фонограммы вальса, взрывов, голоса Левитана о начале войны; песни “Священная война”, “Песня о трубаче”, песни “День Победы”, “Журавли”; каска, военная фляжка, кружка, свечи, бумажные журавлики.

Оформление: на стене плакат “Поклонимся Великим тем годам…”, таблички с годами войны 1941,1942,1943,1944,1945, силуэты журавлей.

Ход мероприятия

Звучит фонограмма песни “Поклонимся Великим тем годам…”

Ведущий:

Поклонимся Великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым.
Поклонимся и мертвым и живым.

Ученик исполняет песню “Я по свету не мало хаживал”.

Ведущий: Мы, люди XXI века, не должны быть Иванами, родства не помнящими.

За нами многовековая культура, тысячи замечательных людей, служащих для нас примером.

Дети:

Родина,
Отчизна,
Родина-мать.

Ведущий: Ни в одном языке мира нет таких слов. Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками.

Монтаж стихотворения В. Фирсова

- Не ходите на Русь!
Мономах обращался к соседям.
- Кто с мечом к нам придет,
От меча и погибнет! – сказал
Храбрый князь Александр
И в не меркнущей вечно победе
Правоту этих слов
Справедливым мечом доказал.
Сколько ж пахарей
Ты потеряла, Россия,
Сколько лучших сынов
Отдала ты кровавым векам?
- Не ходите на Русь! –
Об одном ты просила,
Не к друзьям обращалась,
А только к врагам.
- Не ходите на Русь!
Но враги наступали кроваво.
И тогда нам вручила родная страна
Вместе с грозным оружием –
Поля нашей славы,
Наших предков великих
Святые для нас имена.
- Кто с мечом к нам придет,
От меча и погибнет!
Вся страна поднялась
На святую борьбу
И Мамаев курган
Будет вечно гордиться сынами,
Что живыми и павшими
Родине были верны.
Над священным Кремлем
Ныне реет победное знамя,
На века освятив
Ратный подвиг патриотов страны.

Ведущий: 9 мая 2008 года в 63 раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы бессмертные страдания военных лет и безмерное мужество народа. События ВОВ никогда не должны изгладиться из памяти людей, сколько бы не сменилось поколений после ее окончания.

Год 1941. Июнь… Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не затронет нашу страну.

Выходят три пары одиннадцатиклассников и говорят:

Июнь… Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.

Июнь… Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
Окончится она лишь в 45-м, в мае.

Фонограмма вальса. Старшеклассники танцуют вальс .

Звучат взрывы бомб. Старшеклассники убегают. Звучит голос Левитана о начале войны.

Звучит фонограмма песни “Священная война”. Появляются мальчики- старшеклассники.

Ведущий: Добровольцы! По порядку номеров рассчитайся!

Старшеклассники:

Первый!
Первый!
Первый!

Ведущий: В первый день войны им было по 17, 18, 19. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100. Вот она, война!

Просмотр документального фильма “Великая Отечественная война”.

Ученики: ВОВ была самой разрушительной: 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране.

Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек как мы.

Ведущий: В этой войне не только взрослые, но и дети становились настоящими героями.

Ученик исполняет “Песню о трубаче” сл.Крылова, муз. Никитина

Ведущий: Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах и блокадном Ленинграде. Что чувствовали и переживали дети?

Об этом расскажут записи Ленинградской девочки Тани Савичевой.

“Женя умерла 28 декабря, в 12 ч 30 мин утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года. Лека умер 13 апреля в 2 ч. ночи 1942 г. Мама - 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра

1942 года. … Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня”.

Ведущий: Это было написано 11-летней школьницей, которая не намного пережила своих близких.

А вот воспоминания тех, кто выжил.

Рассказывают ученики.

“Зимой 1941-1942 гг не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзали на 20-30 см. В ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня, ребенка, что это ночь (даже если это день), а ночью никто не кушает, надо потерпеть. Блокадный паек – 120 г хлеба из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось, и чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний моего детства…”

(Л.Т. Шепелева, профессор, доктор исторических наук)

“Белорусская деревня Хатынь.

Это было так: 22 марта 1943 года небольшую деревню Хатынь окружили немцы. Солдаты врывались в крестьянские хаты и выбрасывали людей на улицу. Жителей сгоняли в сарай . В нем становилось все теснее и теснее.

Матери пытались успокоить детей, но сами не могли сдержать слез. В Хатыни было немало многодетных семей. Например, у Барановских – 9.

У Новицких, Иотко – по 7. А 19 – летняя Вера Яскевич на руках качала 7 - недельного сына. В сарай прикладами затолкали стариков. Каратели Обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Их сжигали живыми. Многие пытались вырваться из огня. Тщетно! Эсэсовцы хладнокровно, без промаха расстреливали их из автоматов. Для 149 жителей

Хатыни этот день стал последним. Мученическую смерть приняли 75 детей. Осталось 3 свидетеля происшедшего. 7-летний Виктор выскочил с матерью из сарая. Пуля настигла женщину. Падая, она прикрыла собой мальчика. Так он пролежал до ухода убийц из деревни.

12-летний Антон Барановский тоже выпрыгнул. Автоматная очередь – и он неподвижно распластался на земле. Мертв – решили гитлеровцы.

Однако Антон был ранен. Третий – Иосиф Иосифович Каминский. Израненый, обгоревший, он поднялся среди трупов”.

“17 июля началась величайшая битва Второй мировой войны – битва за Сталинград. История войн еще не знала такого скопления живой силы и техники на территории почти в 100 квадратных километров. В битве одновременно участвовали 2 тысячи самолетов.

23 августа немецкая авиация совершила массированный налет на Сталинград. Загорелись зернохранилища и резервуары с горючим. Город застлал черный дым . Горела Волга. Тысячи жителей погибали под бомбами в огне пожаров. Генерал А.И.Родимцев вспоминал: “Пламя пожаров поднималось на несколько сот метров. Фашистские самолеты пролетали над головой. Не только небо дрожало от разрывов. Тучи дыма и пыли резали глаза. Здания рушились, падали стены, коробилось железо.

Героизм сталинградцев был поистине беспримерен. Почетное место в героическойлетописи защитников Сталинграда занимает имя сержанта Якова Федотовича Павлова. Под его руководством группа солдат чуть больше 20 человек 58 суток защищала четырех -этажный дом на площади 9 Января. Гарнизон дома поклялся не отступать, биться до последнего патрона. “А если патронов не хватит? – спросили сержанта Павлова. Он ответил: “Кирпичи есть, ими бить будем. Зубы есть, зубами горло немцу грызть будем. А живыми не сдадимся”.

Ведущий: Как и весь советский народ, озерчане встали на защиту своего Отечества.

В их рядах были и наши дорогие гости, ветераны ВОВ. Им слово.

Ученица:

Я родилась после войны,
Я выросла под иным небом.
Каким живу духовным хлебом?
Чем я дорожу в эти дни?

Ученики:

Мы не слышали взрывов бомб,
Не стояли зимними ночами за хлебом.
Мы не знали, что такое похоронки.
Но когда мы расспрашиваем взрослых о войне,
То почти в каждой семье кто-то погиб, пропал без вести, умер от ран.

Ведущий: Около 40 млн. советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит – 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит – каждый четвертый житель страны погиб.

В наших сердцах с огромной силой стучат сорок миллионов жизней погибших . Почтим их память минутой молчания.

Видеозапись Минуты молчания. Ученики 4 класса медленно идут с зажженными свечами и ставят их на стол, где лежат военные атрибуты.

Ученица исполняет песню “Журавли”.

Ведущий: Птица для человека - символ свободы и мечты. Голубь символизирует мир, лебедь – любовь и верность. А журавли стали символом возвращения мира и спокойствия в жизнь природы и людей.

Мы желаем Вам мира и спокойствия. (Всем гостям ученики дарят бумажных журавликов, сделанных своими руками).

Ученики:

В 9 день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!

Уже нигде не затемняли света
В продымленной Европе города.
Ценою крови куплена ПОБЕДА,
Пусть это помнит шар земной всегда!

Звучит песня “День Победы” (Д. Тухманов, В. Харитонов).

Просмотр видеозаписи “Парад Победы на Красной площади”.