Формирование приемов исследовательской работы в курсе экономической и социальной географии мира

Разделы: География


География как учебная дисциплина обладает уникальными возможностями, позволяющими развивать такие качества личности, как искусство познавать и мыслить, искусство общения и речи, интерес к осмыслению и преобразованию действительности, склонность к самореализации, способность к нравственным поступкам, готовность к эстетическому восприятию действительности. Но как сделать так, чтобы вовлечь в процесс познания всех учащихся, чтобы каждый из них имел возможность понимать, рассуждать, обмениваться имеющимися знаниями и опытом? Многие основные инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения, то есть таких способов организации учебной работы, которые предполагают совместную деятельность учащихся. Каждый вносит свой особый, индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению задач. В процессе такого общения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа информации, взвешивать альтернативные мнения, участвовать в дискуссии, общаться с другими людьми. Таким образом, интерактивное обучение развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению контактов между учениками, приучает прислушиваться к мнению своих товарищей.

Для изучения экономической и социальной географии мира в профильном экономическом классе отводится 3 часа на 10-11 классы. Таким образом, появляется возможность в региональной части курса уделить больше времени на совершенствование знаний и умений, приобретенных при изучении общей части курса, а также на организацию исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Например, при изучении первого региона - стран Зарубежной Европы - проводится исследовательская работа по теме “Особенности населения стран Европы и связанные с ними проблемы”.

Учащимся заранее раздается план работы для отбора необходимой информации и построения графиков, диаграмм, схем и таблиц. Необходимые для этого умения сформированы в предыдущих курсах географии и при изучении общей части экономической и социальной географии мира. На уроке идет обсуждение полученных результатов: сравниваются показатели, анализируются изменения , определяются причины, формулируются выводы, составляются прогнозы. Помимо содержания, анализируется и форма представления материала: что нагляднее схема или карта (картосхема), столбчатая, полосная или круговая диаграммы? В заданиях предлагается построить схему, но ученик может заменить ее таблицей, если считает, что для представления данного материала эффективнее будет именно она. То есть, ученик может придерживаться предложенной формы работы, а может предложить свой вариант, главное чтобы так или иначе все пункты плана были выполнены. Такой порядок работы обговаривается заранее, поэтому работы учеников бывают непохожи друг на друга. После анализа работ и подведения итогов создается компьютерный вариант работы в виде презентации, можно один коллективный, отдельными группами или индивидуальные по желанию. Таким образом, к моменту изучения данной темы по другим регионам имеется и алгоритм ее характеристики, и образцы выполнения (в тетради и компьютерный вариант). В дальнейшем часть учащихся выбирает данную тему для самостоятельной исследовательской работы на научно-практическую конференцию или для итоговой аттестации за курс 11-летней школы. (естественно регионы берутся другие: страны Азии, Африки, отдельные проблемы наиболее характерные для какого-то региона или страны, разрабатываются проекты решения данных проблем).

Завершающий курс географии позволяет выбрать практически неограниченное число тем ( факторы развития хозяйства, изменение роли отдельных факторов, особенности развития хозяйства, изменения отраслевой и территориальной структуры хозяйства группы стран или отдельно взятой страны, изменение места страны в мировом хозяйстве, особенности интеграции стран, влияние внешней политики на изменение хозяйства страны, изменение геополитического положения страны и связанные с ним особенности хозяйства и т.п.). Следовательно, можно организовать исследовательскую деятельность всех желающих, а их становиться больше именно в старших классах, т.к. проявляется интерес к самопознанию, определение своего места в жизни, выбору своего жизненного пути. Особо значимыми в этом возрасте становятся работы творческого и исследовательского характера, позволяющие испытать удовольствие от умственного труда, проверить свои силы, найти собственное решение в процессе сосредоточенной , неторопливой работы, когда удается открыть новые стороны в уже известном, когда возникают неожиданные идеи, ассоциации, когда мобилизуются творческое воображение, догадка, интуиция, фантазия, когда удается выразить себя.

Кроме того, созданные учащимися презентации окажут реальную помощь учителю и в проведении уроков в последующих классах, и в организации исследовательской и проектной деятельности последующих поколений.

План исследовательской работы по теме “Особенности населения стран Европы и связанные с ними проблемы”.

Презентация

1. Численность населения:

  • По тексту учебника стр. 179 определите численность населения Европы.
  • Подсчитайте долю населения Европы в населении мира.
  • Используя данные таблицы 2, стр. 62, постройте график “Изменение численности населения Европы в XX веке”. (масштаб в1 см 100 млн.чел.).

Сделайте вывод об изменении численности населения и темпах изменения, используя дополнительную информацию 5, стр. 211. Определите возможные причины изменения численности населения.

2. Естественное движение населения:

  • Используя данные таблицы 12, стр. 387 учебника и карт атласа стр. 10-11, определите тип воспроизводства населения, проведите классификацию стран по особенностям воспроизводства населения (выделите три группы).
  • Подсчитайте долю каждого вида (40 стран – 100%). Постройте круговую диаграмму.
  • Проанализируйте полученный результат (что общего у стран, входящих в определенную группу: размеры, история развития и т.п.). Сделайте вывод о причинах снижения темпов роста численности населения.
  • Предположите возможные варианты развития демографической ситуации.
  • Нужна ли странам Европы государственная демографическая политика? На что она должна быть направлена?

3. Механическое движение населения:

  • Какие варианты миграций (эмиграция, иммиграция) наиболее характерны для отдельных частей Европы (Северной, Западной, Восточной, Южной)?
  • По рис. 47, стр. 184 определите страны Европы, для которых характерна иммиграция. Постройте столбчатую диаграмму “Доля иностранных рабочих в отдельных странах Европы”. (масштаб в 1см 200 тыс. чел.).
  • Сделайте вывод. Каким образом миграции могут оказать влияние на численность населения. Какие проблемы могут быть вызваны миграциями?

4. Состав населения:

А. Возрастной состав:

  • По рисунку 14, стр. 63 определите особенности возрастного состава населения стран Европы.
  • Сравните показатели со среднемировыми:
Показатели Доля детей Доля трудоспособных Доля пожилых
Европа      
Весь мир      
  • Сделайте вывод о различиях и причинах данных различий, используя данные таблиц 12, стр. 387 и 15, стр. 388.
  • Какие проблемы, связанные с трудовыми ресурсами, существуют у стран Европы?
  • Сделайте прогноз возможного дальнейшего развития ситуации.

Б. Половой состав:

  • По карте атласа стр. 11 разделите страны на две группы по преобладанию женского или мужского населения.
  • С помощью рис. 46, стр. 184, а также карт атласа стр. 10-11 определите причины , характерные для выделенных групп стран.

В. Этнический состав:

  • Используя текст учебника стр. 182, дополнительную информацию 6-7, стр. 211,карты атласа стр. 12-13, задание 5, стр. 216, разделите страны на три группы: однонациональные, двунациональные, многонациональные. Какие исторически сложившиеся проблемы Вы знаете?
  • Сделайте вывод о современных тенденциях изменения этнического состава и возникающих в связи с этим проблемах.

Г. Религиозный состав:

  • По тексту учебника стр. 182 и карте атласа стр. 12 определите главные религии народов стран Европы
  • Составьте схему.
  • Найдите зависимость между миграциями, этническим и религиозным составом населения.
  • Какие проблемы ожидают Европу в будущем?

5. Размещение населения:

  • Проанализируйте особенности размещения населения по карте плотности в атласе стр.14. Для этого выделите ареалы повышенной и пониженной плотности и объясните причины различий.
  • Сравните среднюю плотность населения по странам Европы со среднемировой
  • Сделайте выводы.

6. Урбанизация:

  • Определите средний уровень урбанизации для стран Европы по тексту учебника стр.182.
  • По данным таблицы 17, стр. 389 и рис. 18, стр. 77 сравните уровень урбанизации отдельных стран Европы со среднеевропейским.
  • Какие формы урбанизации наиболее характерны для стран Европы?
  • С помощью рис. 48, стр. 185 проведите классификацию городов-миллионеров по их географическому положению (задание 6, стр. 217 учебника).
  • Почему в настоящее время для многих европейских стран характерна субурбанизация ?
  • Какие проблемы, связанные с высоким уровнем урбанизации, характерны для стран Европы?

7. Подведите итог работе и кратко сформулируйте выводы об особенностях населения и проблемах характерных для стран Европы.

В результате выполнения данной работы учащимися 10 Э класса были выделены для обсуждения следующие проблемы:

- Снижение темпов роста населения, вызванное переходом к современному типу воспроизводства населения. В перспективе возможна депопуляция, демографический кризис, в крайнем случае, демографическая катастрофа.

- Незначительный рост численности населения обеспечивают миграции, которые приводят к проблемам другого характера, а именно изменению этнического и религиозного состава населения.

- Изменения демографической картины приводят к “старению нации”, сокращению трудоспособного населения, данная проблема решается опять же за счет миграций, которые в свою очередь могут привести к ассимиляции народов и вытеснению одного народа другим.

- Исторически сложившаяся сложная этническая ситуация в отдельных странах (Испания, Франция, Великобритания) дополняется современными миграциями, которые и в этих странах и в других странах Европы приводят к образованию многонационального общества. В результате возникают проблемы понимания и уважения традиций и религиозных особенностей других народов, проблемы различия в образовании и оплате труда, социального места в обществе, проблема терроризма и т.д.

- Неравномерность размещения населения сказывается на уровне развития отдельных районов внутри страны.

- Рост городов и городских агломераций, формирование мегалополиса приводят к экологическим проблемам: “увеличению нагрузки на землю”, сокращению площади плодородных земель, транспортным проблемам, загрязнению воды, воздуха, почвы, истощению ресурсов и т.п.

Таким образом, в результате выполнения данной и других работ в завершающем курсе географии мира учащиеся получают возможность использовать имеющиеся у них знания и совершенствовать уже сформированные умения как чисто географические (читать карту), так и общие (определять причинно-следственные связи, сравнивать, составлять прогнозы, формулировать выводы). В процессе выполнения работы активизируются творческие способности, т.к. решаются вопросы оформления работы, выбора более доступной и эффективной формы подачи материала. Не менее важным является создание комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.