Классный час в 6-м классе "Мы и другие"

Разделы: Классное руководство


Цель: Познакомить учащихся с правилами речевого этикета.

Задача: Учить учащихся общению, быть терпимым друг к другу, учитывая, что у каждого свой характер и темперамент.

Оснащение урока: правила речевого этикета (в конвертиках), энциклопедия этикета (на каждый стол), раздаточный материал для игры: “общительный - ли ты?”

Ход урока.

1. Поздравление с праздничным мероприятием.

Сейчас я чувствую радость оттого, что мы собрались и что мы все вместе и оттого, что у нас сегодня много гостей. И я говорю вам:

  • Здравствуйте, кто сегодня с радостью пришел в школу!
  • Здравствуйте, кто любит учиться!
  • Здравствуйте, все те, кто любит веселиться!
  • Здравствуйте все те, кто любит играть на компьютере!
  • Здравствуйте все те, кто любит танцевать!
  • Здравствуйте все те, кто пришел к нам в гости!
  • Здравствуйте все те, кто настроен участвовать в нашем кругу друзей и одноклассников!

Как вы думаете, зачем я провела эту игру? Изменилось ли ваше состояние?

Здравствуйте, легко и привычно произнесла я первую фразу. А вы легко и привычно ответили на нее. Но представляю ваше удивление, если б начало было таким: “Ели Вы сегодня?”

Давайте вспомним, что обозначало это приветствие в Древнем Китае, Монголии, Египте? - Здоров ли Ваш скот? (Желали животным у скотоводов здоровья. Здоровы животные - хватает еды - все благополучно в семье. Пал скот от хвори и бескормилицы - и у людей голод, болезни и смерть. Вот и получается: пожелать здоровья рогатым кормилицам скотовода - все равно, что пожелать здоровья ему самому и его близким).

Какими только приветствиями не пользуются люди. Скажите, как приветствуют друг друга: взрослые, девочки, мальчики, немцы, англичане и американцы? А бывают ли приветствие у танцоров?

(Учащиеся, занимающиеся танцами показывают приветствие)

Вспомните стихотворение Владимира Солоухина, прочтите его вслух, и не торопясь.

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
- Здравствуйте –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”, больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Вот видите, вы поздоровались “на капельку радостней сделалась жизнь”. А ведь поздороваться с человеком так “чтобы на капельку солнца прибавилось в мире” тоже надо уметь.

Давайте ответим на вопросы из энциклопедии этикета. Откройте страницу 39. “Пожалуйста, подумайте и ответьте, например, кто здоровается первым, если встретились младший и старший? Мальчик или девочка? Два мальчика? И кстати, кто первым подает руку?”

А следующие вопросы посложнее.

“Вы идете с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым вам человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и вам?”

“Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?”

“С вами, наверно, такое бывало: встречаете вы человека часто, например, в скверике, через который ходите в школу. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?”

“Можно ли вместо “здравствуй” говорить “привет”?

“В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: “Здравствуйте, Игорь Семенович”. Не скажите ли вы, какая допущена ошибка? А может быть, все в порядке?”

Не исключено, ребята, что мнения ваши разойдутся. Одним покажется, что лучше поступать так, а другим иначе. А между тем спорить тут особенно нечего. Дело в том, что для подобных случаев существуют определенные правила поведения, которые называются красивым словом “ЭТИКЕТ”.

(Учащиеся зачитывают некоторые правила в конвертиках)

Что же такое этикет? А этикет определяет, как человек обращается с другими людьми, определяет его внешний вид, манеру вести себя. Но ведь жесты, движения, позы, способы приветствия, поведение за столом, вкус в одежде и т.п. являются своеобразной этикеткой. Именно эти наши свойства и особенности, прежде всего, бросаются в глаза при знакомстве, и по ним нередко судят о нас самих.

В чем же отличие в словах ЭТИКЕТ и ЭТИКЕТКА?

Казалось бы, что между этими словами ничего общего. Этикетку видели все, все знают. На спичечных коробках, на бутылках с газированной водой, на новых брюках, купленных в магазинах, яркая наклейка, цветной ярлычок, которые привлекают наше внимание и рассказывают о предмете. И все таки этикетка много значит. Ну, представьте себе на бутылке вкуснейшего лимонада наклейка “Уксус”. Захочется ли кому-нибудь поближе познакомиться с содержимым бутылки? Полагаю, нет. Так и в отношениях с людьми. Неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий часто отталкивают от нас тех, кто мог бы любить и уважать нас, будь мы чуточку воспитаннее.

Каждый день вы ходите в школу и выполняете правила для учащихся. Давайте вспомним, каковы эти нормы поведения учеников в здании и на территории школы.

(Заслушиваются ответы учащихся, после чего проводится “Минутка “оруна”)

Стихотворение Г. Сапгира “Оруны” читается вместе с учащимися сначала громко, затем все тише и тише, доходя в конце до шепота.

Мы играли в игру.
Вовка крикнул: - Не ори!
- Мне обидно: - Я ору?
Сам потише говори! –
Мы забросили игру. Он орет,
И я ору.
Он вопит,
А я - сильней:
- Иго - го! Иа! Эгей!
Всполошили весь двор:
Это что за страшный ор?
Цирк приехал?
Где пожар?
Безобразие!
Кошмар!
Вовка смолк - и ни гугу.
Я ответить им хочу,
Но сдержаться не могу –
На всю улицу кричу!

Привели меня домой.
Мама шепчет: - Что с тобой?
Бедный мальчик, ты в жару!
- Я не болен! - я ору.

Папа рявкнул: - Не орать!
-Я свалился на кровать,
Я заткнул подушкой рот,
Но во мне
Все
Орет!

Изо рта - не крик,
А хрип,
Наконец-то я охрип...

Хорошо, что я охрип
И от крика не погиб.

Некоторые ребята думают “Мое поведение - мое личное дело!” Что ж, это правильно, но только в одном единственном случае: когда, человек как Робинзон, живет на необитаемом острове.

Мы с вами не Робинзоны. Мы живем среди людей и наши слова, жесты, поступки небезразличны для окружающих. Надо учесть также, что отличаются друг от друга не только люди, с которыми мы общаемся, но и обстоятельства общения: мы работаем и играем вместе, требуем и просим, ссоримся и миримся. Разобраться во всем этом не так-то просто. Поэтому среди многих наук, без которых не обойтись человеку есть одна, совершенно для всех необходимая это наука ОБЩЕНИЯ. С самого детства надо усваивать науку общения, овладевать умением вести себя среди людей так, чтобы им было хорошо, приятно, удобно.

(Проводится игра “Социологический опрос”, “Как ты думаешь, я общительный человек?”)

Ход игры.

I. Изучить опросный лист.

  1. Ты очень общительный человек - 4 балла.
  2. Ты общительный, но есть более - 3 балла.
  3. Извини, я тебя не знаю - 0 баллов.
  4. Ты не общительный, но есть хуже - 2 балла.
  5. Ты совсем не общительный - 1 балл.

II. Провести подсчет и построится в кругу по убывающей.

(Рассказать притчу “ Все в наших руках”)

“Пришел завистник к мудрецу с вопросом о жизни, держа в руке мотылька, и думает, если мудрец скажет, что мотылек жив, я возьму его и задавлю. Если скажет, что мертв, я возьму его и отпущу. Как вы думаете, что сказал мудрец?

(Выслушать мнения учащихся)

“Мудрец сказал: “Все в твоих руках”. А у нас (сказать всем вместе, держась за руки) все в наших руках.

Примечание

Перед проведением данного классного часа необходимо провести серию часов общения на нравственную тематику.