Урок математики. Закрепление знаний и повторение по теме "На сколько больше… На столько меньше". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: обобщение и закрепление знаний

Программа: ИНОС

Время проведения: март

Учебник: С.И. Волкова. Математика. 1 класс. 2 часть. – М..ИНОС

Цели и задачи:

Образовательные:

  • Закрепление изученных случаев сложения и вычитания в пределах 10; сравнение чисел и выражений;
  • Формирование умения анализировать задачи и решать их; составлять новые задачи, изменяя сюжет или вопрос.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность учащихся;
  • Развивать умение работать сообща, парами, коллективно;
  • Развивать умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя;
  • Развивать память, мышление, гибкость ума, воображение, внимание.

Воспитывающие:

  • Воспитывать активность, любознательность, заинтересованность, ответственность.

Оборудование:

Картинки доктора Айболита и Обезьянки, картинки с изображением животных( верблюд, черепаха, барсук, змея), карточки с математическими выражениями, дифференцированные задания для устного счёта, дифференцированные задания “Замочки”, полоски настроений, учебник.

Этапы урока

Содержание

Задачи этапа

1. Организационный момент Сегодня на уроке математики у нас необычный гость из сказки. Я опишу его, а вы отгадайте, кто это.

Это мужчина, ходит в белом халате с чемоданчиком, очень добрый, любит и лечит зверей, и спешит к ним на помощь в любой конец света./Доктор Айболит/

Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица…
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит/хором/.

Мы заканчиваем изучение чисел от 1 до 10. На уроке нас ждут удивительные и непредвиденные ситуации. Чтобы их преодолеть, потребуются ваши знания и умения. Ещё нам понадобится ваша дружба, взаимопонимание и уважение, внимательность.

Мотивационный компонент урока. Создание эмоционально-положительного настроя. Сообщение целей урока.
2. Диагностика знаний и умений. У Айболита всегда бывает на приёме много больных. Решите примеры (каждый ряд на отдельном листочке) по “цепочке”. Ответ последнего примера укажет номер животного.

На доске животные (сзади прикреплены номера-ответы последних примеров 9,6,3)

Снимите животных, посмотрите на их номера и поставьте их в порядке убывания.

Кто первым попадёт на приём к Айболиту?/Верблюд, черепаха, барсук/

Повторение изученных случаев сложения и вычитания. Упражнения требуют от учащихся не только знания соответствующих случаев, но и знания состава чисел, порядка выполнения действий в выражении, содержащим несколько действий, а также знание натурально ряда чисел. Использованы задания, дифференцированные по уровню трудности /3 уровня/. Работа выполняется по группам.
3. Работа по теме урока Пока вы решали примеры, к нам приползла числовая змея. К Айболиту она может попасть, если вы ей поможете.
  • На доске:

Рисунок змеи и выражения:

10-2 9-6 10-8 8-4 9-2 10-5 2+4

Расположите выражения так, чтобы значение следующего было на 1 больше предыдущего/ если затруднения возникают – помочь: “Чтобы сравнить значения, надо их сначала вычислить”/

/Выстраиваем выражения:

10-8 9-6 8-4 10-5 2+4 9-2 10-2/

Придумайте своё выражение, которое будет продолжением этого “хвостика”.

/Предлагают выражения со значением 9/

Молодцы! Справились.

  • Злой Бармалей и пираты мешали попасть Айболиту к больной Обезьянке. Выполнив следующее задание, мы поможем Айболиту .

Это задание спряталось в учебнике на с.72. №3

/Задание читает сильный ученик/

Найдите верные и неверные записи. Исправьте ошибки и запишите исправленные выражения в тетрадь.

/Выполняют задание с рассуждением/.

Продолжается работа по развитию логического мышления, отработке умения анализировать и сравнивать выражения. Это задание способствует и развитию мыслительных процессов. Работа выполняется фронтально.
4. Физкульминутка Сейчас у нас привал. Кто знает, что означает это слово? Где можно узнать его значение?

/Подготовленный ученик зачитывает из словаря С.Ожегова значение слова “привал”/

Я показываю цифры, вы делаете упражнения.

2 - сделайте на 2 приседания больше.

5 - выполните столько же прыжков

9 - прохлопайте в ладоши на 3 хлопка меньше

4 - встаньте на носочки и потянитесь на 1 раз больше.

Охрана здоровья детей и предупреждение утомляемости. Снимается усталость, развивается внимание, повторяется пройденный материал по математике, поддерживается эмоциональный настрой.
5. Работа по теме урока 1. Пираты устраивали ловушки для Айболита, мы вместе поможем эти ловушки преодолеть. Ловушка находится в задаче №5.

/Читает ученик/

Составьте задачи по схематическому 1 чертежу.

/На одной тарелке 7 груш, а на другой – на 3 груши больше. Сколько груш лежит на второй тарелке?

Запишите решение задачи в тетрадь.

/7+3=10(гр.)/

Составьте задачу по 2 чертежу.

/На одной тарелке 7 груш, на другой – 10 груш. На сколько груш на второй тарелке больше, чем на первой?(…меньше на первой, чем на второй?/

Какое правило нам помогает это узнать?

/Чтобы узнать, на сколько число больше( меньше) другого, надо из большего вычесть меньшее/

Какое число здесь больше? Какое меньше?

Запишите решение.

/10-7=3(гр.)/

Чем похожи эти задачи?/Есть одинаковые данные в условии/

Чем отличаются?/Известное в первой задаче становится неизвестным во второй задаче и наоборот./

Составьте задачу с этими данными, но с другим сюжетом.

/На стоянке стояло 10 машин. 7 из них были КамАЗы, остальные – легковые. Сколько легковых машин было на стоянке?

В вазе лежало 10 яблок. 7 яблок съели. Сколько яблок осталось на тарелке? И т.д./

Спасибо, вы меня порадовали тем, как преодолели препятствие!

2. Нам предстоит ещё подняться а гору, где Бармалей заточил в замке Айболита.

Математика

Поднимаемся по лестнице и запоминаем слова. Назовите 1 слово, 4 слово, 2 слово.

Прочитаем все слова.

3. Поможем открыть замочки. У вас есть на партах замочки. Дорисуйте недостающую фигуру, сохраняя правило, по которому заполнена таблица, и замок откроется.

/У каждой группы своё задание/

Вот замочек открылся и мы с Айболитом успеваем спасти Обезьянку. Она для вас приготовила бананы, которые вручит самым активным ученикам на уроке.

/Вручаются бананы /

Во время выполнения этого задания развивается речь учащихся, внимание, память, формируются аналитико-синтетические способности. Задание творческого характера формирует воображение и вырабатывает умение применять знания на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание развивает память учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

Открывание “замочков” направлено на развитие мыслительных операций. Задание имеет дифференцированный характер по уровню трудности.

6. Итог урока Что вам больше всего удалось сегодня?

За что можете себя похвалить?

Что не удалось? Почему?

У меня сегодня хорошее настроение, а у вас? Покажите мне своё настроение.

/Показывают настроение/

Всем спасибо за урок!

Регулирующий момент урока. Вызывает у учащихся чувство радости, удовлетворённости от урока, чувство равноценности и сопричастности.