Интегрированный урок повторения и обобщения с использованием технологии концентрированного обучения (модель, погружение в образ)

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Вид урока: урок повторения и обобщения с использованием технологии концентрированного обучения (модель “погружение” в образ)

Цели урока.

1. Образовательные:

- обобщение знаний учащихся о глаголе как части речи;

- систематизация и закрепление собранных сведений об изменениях с приходом весны, о характерных признаках этого времени года;

- знакомство с творчеством А.П.Чехова.

2. Развивающие:

- развитие творческих способностей учащихся, творческого воображения;

- развитие у учащихся умения строить речь в определенной композиционной форме, навыка орфографической зоркости, устойчивого внимания.

3. Воспитывающие:

- воспитание любви к природе, эмоционально-эстетической отзывчивости на произведения.

Средства обучения:

  • презентация;
  • репродукции картин А.К.Саврасова “Грачи прилетели”, И.И.Левитана “Весна. Большая вода”;
  • выставка книг русских и советских поэтов и писателей о весне;
  • портреты А.П.Чехова, П.И.Чайковского;
  • видеотехника, фрагмент из м/ф. “Двенадцать месяцев”;
  • музыкальные записи произведений П.И.Чайковского “Жаворонок”, “Подснежник”.

ХОД УРОКА

1. орг.момент. Вступление.

Весна! Мы не деревья и не птицы,
Не счесть людских забот и дел,
Но как похорошели лица,
Как взгляд у всех похорошел!
Вероника Тушнова.

- Мы с вами сегодня проводим серию уроков, объединенных одной темой: “Весна, весна! И все её радо!”

- С каким настроением вы пришли сегодня в школу? (Высказывания детей)

- С каждым днем все живое больше и больше радуется приходу весны и солнышку. От весеннего тепла всем становится очень хорошо.

Весна – удивительное время года и самое быстрое время года. Новый день – новые события. И мартовские совсем не похожи на апрельские, а апрельские - не будут похожи на майские. Это время года воспето в народных песнях, в музыке композиторов, на полотнах художников изображены картины родной природы, весенние пейзажи. Весне посвящено много стихотворений и рассказов. Сегодня и нам с вами предстоит выразить свое отношение, свои чувства к этому удивительному времени года.

- Так почему же светло и радостно кругом?

- Назовите приметы весны, которые вы заметили?

2. ПРИМЕТЫ ВЕСНЫ:

- солнце;

- проталины;

- ледоход;

- вестники: ручьи, первоцветы в лесу, птицы;

- жизнь деревьев.

- В народе каждый месяц называли по-своему:

СНЕГОГОН ПРОТАЛЬНИК ТРАВЕНЬ

- Подумайте и объясните, как правильно нужно расположить таблички?

ПРОТАЛЬНИК (Весна прилетела на крыльях, делает проталины, солнце начинает одолевать зиму.)

СНЕГОГОН (С гор вода, освобождение из-подо льда воды, тайное движение сока в деревьях, первоцветы.)

ТРАВЕНЬ (Весна начинает одевать лес, все поет, играет.)

3. РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИЙ КАРТИН И ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ.

И.Ендогуров “Начало весны”

  • С.Маршак “Снег теперь уже не тот…”
  • А.Плещеев “Весна”.
  • Я.Колас “Песня о весне”.

А.К.Саврасов “Грачи прилетели”.1871г. Вид русской деревни с небольшой церквушкой, деревянным домом, с нераспустившимися березами. Прилетели первые вестники весны – неугомонные грачи. С веселыми криками они летают над деревьями, хлопочут о своем жилье. Снег едва начал таять, образуя лужи. Картина хранится в Москве в Третьяковской галерее.

  • Ф.Тютчев “Весна”
  • А.Плещеев “Уж тает снег…”
  • А.Фет “Весна”
  • Ф.Тютчев “Еще земли печален вид…”

И.И.Левитан “Весна. Большая вода”. 1897 г. Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березы, которые воспевались в русских песнях.

  • А.Пушкин “Гонимы вешними лучами…”
  • Ю.Мориц
  • А.Барто “Апрель”
  • А.Прокофьев “Вот-вот и хлопнет…”
  • Ф.Тютчев “Весенние воды”

4. ПЕРВОЦВЕТЫ – ВЕСТНИКИ ВЕСНЫ. Рассказы и мифы о первых весенних цветах.

Примула.

Мать-и-мачеха.

Гиацинт.

Ландыш.

5. Прослушивание музыкальной пьесы П.И.Чайковского “Жаворонок” (Март) из альбома “Времена года”.

- Позовем на помощь воображение, закроем глаза и представим себе, что мы находимся в лесу или на лугу. (Звучит музыка)

Учитель выразительно читает отрывок из рассказа Г.Скребицкого “Жаворонок”.

- Звучала мелодия известного русского композитора П.И.Чайковского, в музыке которого природа нашла удивительно сердечное выражение.

(Выставляется портрет композитора.)

- Что еще интересного вы можете рассказать о жаворонке?

21 марта – день весеннего равноденствия – день с ночью меряется: полсуток - день, полсуток – ночь. В этот день в лесу празднуют Новый год – к весне поворот. Утром по-старинному обычаю пекут жаворонки – булочки с носиком, с изюминками на месте глаз.

С этого дня начинается месяц птиц. Ребята посвящают его своим пернатым друзьям: развешивают скворечники, устраивают столовые для птиц, делают доклады о том, как пернатые армии защищают леса, поля, сады, луга, как надо беречь и привечать веселых крылатых певунов.

6. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ГЛАГОЛЕ КАК ЧАСТИ РЕЧИ.

- Сейчас я предлагаю вам прочитать отрывок из стихотворения В.Жуковского:

На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури ………………звонкий.

- О ком это говорится?

А. Запись под диктовку.

Б. Орфографическая работа (выделение и объяснение изученных орфограмм).

В. Лексическая работа.

- Какое время дня описывается в стихотворении? (Утро.)

- Как вы думаете, что значит “зардел”, “в лазури”?

ЗАРДЕЛ – стал ярко-красным.

ЛАЗУРЬ – голубое небо, синева.

- Найдите и подчеркните глаголы в данном тексте. (Проверка.)

- Как вы думаете, для чего нам в речи нужны глаголы?

Беседа-опрос о глаголе как части речи.

Предполагаемые вопросы:

- Что это такое?

- Что обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

- Что имеет? Почему так называется эта форма?

- Как изменяются глаголы?

- Какие правила правописания знаете?

- Что такое НЕ? Что за часть речи? Когда употребляется?

- Какую синтаксическую роль выполняет глагол?

Разбор глагола как часть речи.

Зардел – что сделал? глагол, н.ф. зардеть, сов.вида, пр.в., м.р., ед.ч.

Белеет – что делает? глагол, н.ф. белеть, несов.вида, н.в., ед.ч.

Запел – что сделал? глагол, н.ф. запеть, сов.вида, пр.вр., м.р., ед.ч.

7. РАЗМИНКА “ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ВЕСНЕ”

Запись пословицы: “Весною сверху печет, а снизу морозит”.

- Объясните смысл пословицы.

- Подчеркните глаголы, определите время.

- Поставьте глаголы в неопределенную форму. МОРОЗИТЬ ПЕЧЬ

- Что интересного заметили? (Глагол ПЕЧЬ, это слово может быть и существительным женского рода, пишется с Ь, произносятся и пишутся одинаково.)

8. РАБОТА С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ А.П.ЧЕХОВА “ВЕСНОЙ”.

1) Вводная беседа.

Сегодня мы с вами говорим о приходе весны, о том, как радуются весне природа и человек. Мы убедились с вами, как художники с помощью кисти и красок изобразили наступление весны, как поэты и композиторы выразили свое отношение к этому времени года. И сейчас мы с вами посмотрим, как писатели с помощью слова могут передать радость, чувства людей с приходом весны. А поможет нам в этом одно произведение.

- Прочитайте название и автора произведения.

- Знакомое имя? (Вывешивается портрет писателя.)

2) Рассказ о писателе.

Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге 29 января 1860 года. Он был не только литератором, но и врачом. Многие его произведения, написанные для взрослых, вошли в круг детского чтения. Это рассказы “Мальчики”, “Ванька”, “Белолобый”, “Детвора”, “Каштанка”.

3) Работа с текстом до чтения.

- Выскажите ваши предположения:

- о какой весне пойдет речь;

- о настроении и чувствах автора.

4) Работа с текстом во время чтения.

А. Чтение текста про себя с заданием: подчеркните глаголы, характеризующие приход весны.

Б. Вопросы после чтения:

- О какой весне идет речь?

- Назовите приметы, описываемые автором.

- С чем сравнивает автор состояние природы в начале весны?

В) Чтение текста вслух с комментированием.

- Как понимаете выражение: “в душу уже просится весна”?

( Весна наступила только по календарю, снег еще лежит, холодно, но сердце человека уже чувствует это прекрасное время года, и весна сама просится в душу.)

- Знакомо ли вам такое состояние?

- Как вы думаете, почему все же так весело, ласково и приветливо кругом?

- Подтвердите ваши предположения.

- Какое необычное выражение использует автор при описании солнца?

(Солнце играет и улыбается, купается в лужах.)

- Для чего автор использует такие выражения?

( Чтобы оживить природу, природа становится похожа на живое существо; солнышко вместе с воробьишками радуется весне.)

- Такие образные выражения называются олицетворением.

- Какие глаголы использовал Чехов при описании речки?

(Надувается, темнеет, проснулась, заревет.)

- Как вы думаете, это как “речка проснулась, скоро заревет”?

(Проснулась – лед стал трескаться, лопаться, как речка начнет разливаться – значит заревела.)

- Глагол “заревет” используется в переносном значении.

- Дайте объяснение выражению “деревья живут, дышат”.

- Чем лучше всего заниматься, по словам Чехова, в это время года?

(Гнать метлой или лопатой воду, пускать кораблики, привязывать скворечни.)

- Почему писатель называет это время счастливым?

(Жизнь оживает после зимы, все радостно, приветливо кругом)

Г) Вопросы после чтения:

- Какие чувства вызвало это произведение у вас?

(Чувства радости, спокойствия)

- Как вы думаете, какова основная мысль рассказа?

Весна – счастливое время года.

А.П.Чехов смог ярко и образно передать описание прихода весны. Его произведение помогает нам почувствовать и насладиться этим временем года – временем пробуждения природы.

9. ПОДСНЕЖНИКИ - ВЕСТНИКИ ВЕСНЫ. Мы с вами говорили уже о том, что первыми вестниками весны являются птицы, ручьи и первоцветы. Каждый из вас изобразил свою корзинку с цветами.

- О каких цветах думали, выполняя работу?

- Какая сказка вам сразу вспоминается?

(“Двенадцать месяцев” С.Я.Маршак.)

Просмотр фрагмента м/ф. “Двенадцать месяцев”

- Послушайте еще одно музыкальное произведение, написанное П.И.Чайковским.

Прослушивание пьесы “Подснежник”.

- Какие картинки представили?

10. РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ.

Работа проводится в парах. Прочитать текст, расставить знаки препинания.

ПОДСНЕЖНИКИ.

Пришла ранняя весна ночью еще наступают холода прозрачные лужицы покрываются звонким ледком а под пушистым снежным ковром трогаются в рост подснежники они пустили цепкие корни в мерзлую землю и тянутся к теплому солнцу почему спешат цветы подснежники очень любят свет а в голос лесу света очень много зацветай же скорей, весенний цветок мы очень ждем тебя

Проверка.

11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

- Списать текст с расставленными знаками препинания, подчеркнуть глаголы. Разобрать 2 глагола как часть речи.

12. ЧТЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ СОЧИНЕНИЙ О ВЕСНЕ.

- Мы с вами сегодня увидели, как настроение и чувства, навеянные весной писатели и поэты, художники и композиторы выражали и выражают по-разному: поэты – в стихотворениях, художники – в картинах, композиторы – в музыке, писатели – в рассказах. Как вы постарались выразить свои чувства и настроение мы сейчас узнаем.

Чтение учащимися своих сочинений.

Весна, весна! И все ей радо!

Вот и прошла зимняя пора. Весна уже проснулась, торопится вступить в свои права. Солнце радостно смеется, посылая лучики на землю. Оно ослепительно яркое и теплое. Воздух прозрачен и дышит весной. Небо голубое и бездонное. Солнце растопило снега, и зазвенели весенние ручейки веселыми переливчатыми песенками. Грачи, жаворонки, скворцы вернулись в родные края. Защебетали беззаботные птички. Журавли караваном возвращаются на родину. С приходом весны просыпаются лесные обитатели. Медведи выбираются из своей берлоги, ежи и насекомые покидают свои норки. Лес просыпается от песен и звуков своих обитателей. Все согрето дыханием весны, и просыпаются первые цветы: нежные подснежники, душистые фиалки, разноцветные примулы. И в деревьях просыпается жизнь. Надулись почки, скоро распустятся клейкие листочки, зацветет душистая черемуха, зашумят зеленые травы. Весна все разбудила от долгого зимнего сна. Всю землю обняла и согрела, вдохнула новую жизнь. Все весной поет и радуется!

(Куковякина Екатерина)

Весна, весна! И всё ей радо!

Наступила весна. Радостно посылает солнце свои лучи на землю. Появились первые проталины. Снег сделался грязным, почернел и осел. Потёк говорливый ручеёк. Быстро бежит он, торопится, журчит громко, будит сонную речку, как будто говорить ей: “Просыпайся, речка! Весна пришла!” Прилетают первые вестники весны: грачи, жаворонки, скворцы. Грачи шагают важно, говоря тем самым, что они открыли весну, прилетели первыми. А жаворонки с весёлым пением летают над лесом. Просыпаются лесные жители. Медведи, ежи покидают свои зимние квартиры. В лесу появляются первые цветы: подснежники, мать-и-мачеха. У деревьев начинается тайное движение сока. Набухают почки. Показываются первые стрелки зелёной травы. Ну и силища у этого солнца! Все снега растопило, землю высушило и пригрело. Солнце всех веселит, весна всех радует!

(Заграфова Наталья)

Весна, весна! Души отрада!

Светлеет воздух. Яснеет небо, ласкает солнышко безлистые березы, что-то нашептывает им ветер. Набухли тройчатые березовые почки. Если сломать веточку, из нее, как слеза на весеннем солнце, закапает сок. За березами темнеет речка с одиноко плывущими льдинами. Побурели, осели снежные сугробы. Побежали бурливые ручейки. На припеке показались первые проталинки, запели над ними жаворонки. Пернатое царство возвращается на родину. В березняке слышен неугомонный шум грачей, скрипучий свист скворцов. Голубенький подснежник пробивается в лесу из-под прошлогоднего листа. Кое-где появляется желтенький цветок мать-и-мачехи. Лилово-розовый анемон наклонил нежную головку. Просыпаются, покидают свои зимние квартиры медведи, ежи, насекомые. Все радуются приходу весны.

Весна, весна кругом живет и дышит,
Весна, весна шумит со всех сторон!..

(Карцев Дмитрий)

13. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.

- Что нового, интересного вы сегодня узнали?

- Что вам понравилось больше всего?

- Какая работа, какое задание вызвало наибольшую трудность?

14. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.