Урок по теме "Кислоты"

Разделы: Химия


Цели:

  1. Овладение знаниями о составе и классификации кислот. изучение общих химических свойств кислот.
  2. Развитие внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию химии; развитие личности учащегося средствами данного учебного предмета, содействие адаптации ученика к постоянно изменяющимся условиям жизни.
  3. Воспитание коммуникативных навыков. навыков самостоятельной работы, самопроверки и самооценки.

Задачи:

  1. Обобщить знания о составе и классификации кислот. познакомить учащихся с общими химическими свойствами кислот.
  2. Развивать коммуникативные навыки учащихся при работе в парах, навыки обращения с лабораторным оборудованием.
  3. Воспитывать бережное отношение к материальным ценностям.

Оборудование:

  1. “Дневник наблюдения учащихся”.
  2. Реактивы: молочная кислота (кефир), лимонная кислота, соляная кислота; индикаторы: синий лакмус и метиловый оранжевый; магний. медь, серная и соляная кислота.

Ход урока

Организационный момент

Учитель:Тема нашего урока зашифрована в шараде:

Мы первым слогом позовем кота,
Вторым измерим с судна толщу вод,
Союз на окончание пойдет,
И целым станет слово...

Ученики: Кислота.

Актуализация знаний

Учитель: Итак, тема урока “Кислоты”. Ваша задача вспомнить определение кислот. их классификацию, отличительные признаки, окраску индикаторов в растворах этих веществ, одну из реакций получения. А так же изучить общие химические свойства.

(Беседа с учениками по вопросам:

1) Дайте определение кислот.

2) По каким признакам мы выбираем кислоты среди предложенных формул веществ? Как определяется валентность кислотного остатка ? Какова общая формула кислот?

Учитель: Теперь мы поиграем в игру “Назови меня” (Учитель показывает карточки с формулами кислот, а ученики называют их.) Учитель: А сейчас выполните задание № 1 из “Дневника наблюдений учащегося”. Задание выполняется по вариантам, в течении 3 мин. (По истечении отведенного времени, ученики проверяют правильность заполнения таблицы. а уравнения реакций образования кислот записываются ребятами на доске. Организуется проверка и оценка результатов на местах).

Актуализация с элементами нового материала.

Учитель: Вспомним известные вам классификации кислот. Для этого заполним таблицу из задания №2 первую. вторую и четвертую строчки (На выполнение задания отводится 3 мин), проверяют правильность заполнения таблицы в ходе беседы. Учитель напоминает об оценивании результатов работы по предложенной бальной системе оценки. (см. “Дневник наблюдения учащихся”.)

Далее учитель организует беседу по вопросам:

1) Какие вещества называют индикаторами?

2) Какие индикаторы вы знаете?

3) Какова их окраска в растворах кислот?

Учитель На лотках вам даны: молочная кислота (кефир), лимонная кислота. соляная кислота.

Исследуйте действие этих кислот на индикаторы: лакмус и метиловый оранжевый. Результаты

Своих наблюдений запишите в таблицу “Дневника наблюдений…”

После выполнения лабораторной работы, учителем организуется беседа по вопросам:

1) Какова окраска лакмуса в растворах предложенных кислот?

2) Какова окраска метилового оранжевого в растворах предложенных кислот?

3) Почему интенсивность окраски индикаторов в предложенных растворах неодинакова? (Ребята формулируют вывод о том. что кислоты бывают по силе сильными и слабыми ). Заполняем третью строку таблицы из задания №2 “Дневника…”

Изучение новой темы

Учитель: Одним из способов получения кислот является взаимодействие кислотного оксида с водой. Посмотрите внимательно опыт взаимодействия оксида фосфора (V)и запишите уравнение наблюдаемой реакции. Проверьте и оцените результат своей деятельности. Рассмотрим химические свойства кислот.

1) Взаимодействие металлов с кислотами. Посмотрите внимательно ролик и запишите уравнение реакции о которой в нем говорится. Проверьте и оцените результат своей деятельности. Возникает вопрос: все ли металлы взаимодействуют с растворами кислот ? Ответить на него нам поможет эксперимент (учитель демонстрирует взаимодействие магния с раствором серной кислоты и меди раствором соляной кислоты; организует беседу по вопросам:

  1. Что наблюдаем в каждом случае?
  2. Соотнесите свои наблюдения с положением металлов в ряду активности металлов.

Результатом обсуждения наблюдений является вывод учащихся о том, что металлы. стоящие в ряду активности металлов до водорода вытесняют его из растворов кислот, а металлы. стоящие в ряду активности металлов после водорода не вытесняют его из растворов кислот. Ребята дописывают уравнения осуществимых реакций в “Дневниках…”. Один из учеников воспроизводит запись на доске, а остальные проверяют правильность выполнения задания и оценивают свою деятельность.

2) Следующее свойство: взаимодействие кислот с основными оксидами.. В пробирку с оксидом меди (II) прилейте 1-2 мл серной кислоты. Полученную смесь нагрейте. Что наблюдаем? Напишите уравнение реакции. Проверьте и оцените результат своей деятельности.Составьте уравнение аналогичной реакции.

Один из учеников воспроизводит запись на доске, а остальные проверяют правильность выполнения задания и оценивают свою деятельность.

3) Третье свойство: взаимодействие кислот с растворимыми и нерастворимыми основаниями.

Учитель. Посмотрите опыт взаимодействие гидроксида меди (II) и запишите уравнение наблюдаемой реакции. Проверьте и оцените результат своей деятельности.Составьте уравнение аналогичной реакции. Один из учеников воспроизводит запись на доске, а остальные проверяют правильность выполнения задания и оценивают свою деятельность.

Учитель акцентирует внимание учеников на тот факт. что вещества с одинаковыми свойствами друг с другом не взаимодействуют.

Закрепление.

Учитель: Для закрепления нового материала, я предлагаю вам кроссворд, в котором вместо многоточия необходимо вставить формулы соответствующих веществ, а так же следует расставить коэффициенты там, где это необходимо. (Через 3 мин два ученика, по одному от каждого варианта. воспроизводят запись на доске, а остальные проверяют правильность выполнения задания и оценивают свою деятельность)

Рефексия

Предлагаю ребятам письменно в “Дневниках…” ответить на следующие вопросы

  1. Оцените. насколько удалось нам достичь поставленной цели?
  2. Что было самым сложным на уроке? Почему?
  3. Что нового вы узнали?
  4. Как высчитаете. где могут пригодиться вам новые знания?

Оцени себя

Каждый свой шаг на уроке вы оценивали по предложенной бальной системе. Посчитайте сумму баллов. определите уровень усвоения материала. оцените свою деятельность на уроке по пятибалльной системе.

Домашнее задание

Параграф 40. №1,2 (письменно в тетради)

ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ (Приложение)