Урок-путешествие "Известные места мира"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • закрепить знание табличного умножения и деления, умение решать уравнения,
  • развить умение мыслить логически,
  • расширить кругозор детей, привить любовь к окружающей среде и к активному виду отдыха.

Оборудование: Физическая карта мира, маршрутная лента, макет костра, гитара, магнитофон, газеты, флажки, плакаты с рисунками, раздаточный материал, сертификаты.

Ход урока

- Сегодня у нас не совсем обычный урок математики – урок-путешествие. Мы с вами отправимся путешествовать по самым известным местам мира. Мы с вами – туристы. Кто такой турист? (ответы детей). По определению С.И.Ожегова, турист – это человек, который занимается туризмом, т.е. ходит в походы, целью которых является физическая закалка организма, знакомство с новым и неизведанным. При этом он знает, как вести себя на природе: не ломать деревья, не убивать животных, бережно относиться к окружающей среде.

Мы одеты в подходящую одежду. Она не стесняет движения, удобная, тёплая, обувь по размеру. Но нам чего-то не хватает? Нам нужен головной убор. Из газет на скорую руку делается панама.

- Мы полностью одеты. Что нам необходимо взять с собой? (ответы детей).

- А теперь послушайте стихотворение.

Что в поход с собой возьмем,
Если мы туда идем?
Очень быстро отвечайте,
Но смотрите, не зевайте!
Называю я предмет,
Он подходит или нет?
Если «да» - в ладоши хлопни,
Если «нет» - ногою топни,
Только пол не провали.
Все понятно?
Раз, два, три!
Котелок, утюг, расческа,
Пылесос, сачок и соска,
Вездеход, цветок, духи,
Две засушенных блохи,
Носовой платок, подушка, ласты
Мяч, коньки и клюшка с шайбой,
Молоток, веревка, нож.
Ну, а соль с собой возьмешь?
Спички, гвозди, сала шмат –
Вот и собран наш отряд!

- Сейчас мы узнаем, какие советы дают нам, юным туристам, туристы бывалые. «Советы бывалых туристов» подготовила и прочитает одна из учениц.

Советы туристам

Укладывая груз в рюкзак, придерживайтесь таких правил: мягкие вещи – одежду, смену белья, спальный мешок – кладите к спине. Тяжелые вещи на дно. Хлеб, сухари – сверху. Каждая вещь должна иметь свое постоянное место, тогда в любой момент вы ее достанете. Чтобы рюкзак в походе был сухим и чистым, нужно иметь кусок полиэтиленовой пленки, часть которой укладывается под рюкзак, а свободная часть накрывает его сверху.

Для приготовления пищи сжигать дуб, березу, ольху. Для ночных костров, которые должны гореть долго и медленно, используйте пни и корневища. Для сигнальных костров хороши хвойные деревья. Если вы остановились на привал в болотистой местности, и поблизости нет питьевой воды, надо пить только кипяченую воду, а перед кипячением, долотную воду профильтрировать.

Для предохранения ног от холода теплые носки надевают с таким расчетом, чтобы обувь при этом не стала тесной, иначе кровообращение будет затруднено, а нога скоро озябнут. Поэтому вместо одного толстого носка лучше надеть два тонких: находящийся между ними воздух лучше защитит от холода.

При ожогах лучше всего поливать еще не вздувшийся пузырь холодной водой.

Наклейка из кусочка смолистой сосновой коры или ели останавливает небольшие кровотечения, но кора должна быть свежесрезанной.

Если вас укусила оса или пчела, выдернув жало, обильно смочите ранку белым соком одуванчика.

- Итак, идем в поход. По дороге мы будем вспоминать и повторять то, чем занимались на прошлых уроках математики.

- Первая точка, куда мы отправимся – это река Нил. Сведения о реке Нил подготовил и рассказал ученик:

самая длинная река в мире – это Нил. Протекает в Африке. Ее длина составляет 6671 км. Впадает в Средиземное море. Имеет притоки: Собат, Голубой Нил, Атбара. На реке Нил расположены несколько гидроэлектростанций. На берегу этой реки есть крупные города: Каир, Хартум, Асуан, Александрия.

- Чтобы сплавиться по реке мы должны будем как-то объехать самых кровожадных из класса пресмыкающихся – крокодилов.

На доске плакат. Река Нил с крокодилами. На крокодилах записаны выражения:

 

Устный счет. По мере решения выражений, крокодилов с плаката снимаем.

- Теперь нашей жизни крокодилы не угрожают. Мы переплавились. Молодцы!

На карте флажочком отмечаем реку Нил. На маршрутном листе записываем – Нил.

- Следующая точка, куда мы направимся – это самая высокая точка мира, гора Джомолунгма. Сведения о горе Джомолунгма подготовила и рассказывает ученица:

Высочайшая вершина на Земле – Джомолунгма, расположена в Гималаях. Высота составляет 8848 м. Впервые покорена в мае 1953 года. Также вершину называют Эверест и Сагарматка.

- Чтобы покорить эту вершину нам надо решить задачки. Решив задачи, мы будем потихоньку подниматься выше и доберемся до вершины.

На доске плакат. Рисунок горы. У подножия мальчик. После решения каждой задачи мальчик поднимается на следующую ступеньку.

Задачи:

  1. Три гуся летят над нами,
    Три других за облаками,
    Два спустились за ручей,
    Сколько было всех гусей? (8)
  2. На коньках катались дети,
    Всех их вместе было десять.
    Семь мальчишек среди них,
    А девчонок, сколько их? (3)
  3. Коля с мамой в лес ходил,
    Там грибы он находил,
    А когда домой пришел,
    Все грибы сложил на стол.
    Тут сестренка его Оля,
    Принялась считать скорей.
    Вы ребята, вместе с Олей
    Сосчитайте-ка грибы.
    Три лисички, пять маслят,
    Боровик и шесть опят. (15)
  4. Мы – большущая семья,
    Самый младший – это я,
    Сразу нас не перечесть,
    Маня есть и Ваня есть,
    Юра, Шура, Клаша, Даша.
    И Наташа тоже наша.
    Посчитай поскорей,
    Сколько нас в семье детей. (8)
  5. Посадила бабка в печь
    Пирожки с капустой печь.
    Для Наташи, Маши, Тани,
    Коли, Оли, Гали, Вани.
    Пирожки уже готовы,
    Да еще один пирог,
    Кот под лавку уволок.
    Да в печи четыре штуки.
    Пироги считают внуки.
    Ели можешь, помоги
    Сосчитать им пироги. (12)
  6. В детсаду есть паровоз,
    Шесть автомобилей,
    Черный пес – блестящий нос,
    Белый кот Василий.
    Восемь кукол в одной
    Кукле деревянной,
    И Петрушка заводной,
    Рыжий и румяный.
    Кто внимательно прослушал,
    Сколько в детсаду игрушек. (19)

- Вот мы и добрались до вершины. Молодцы! Отметим на карте вершину Джомолунгма флажочком и отметим на маршрутном листе. Все мы очень устали. Давайте устроим привал. Усевшись вокруг костра, поем под гитару песню «Алые паруса».

- Сейчас мы с вами отправимся в самую холодную точку северного полушария – в Оймякон, который называют полюсом холода. Сведения об Оймяконе подготовила и расскажет ученица:

Полюс холода - Оймякон расположен в северном полушарии, на территории Республики Саха (Якутия), на берегу реки Индигирка. Находится Оймяконской котловине, из-за этого там очень холодно. Самая низкая температура, зафиксированная в Оймяконе, -72,3° С.

- Вчера на гастроли в Оймякон приехал популярный артист – Пьер Нарцисс. Он не знал, что здесь бывает так холодно. Ведь на его родине всегда тепло. Он одет не по погоде. И мы, надеюсь, ему поможем.

На доске записаны примеры. Вместо звездочек должны расставить арифметические знаки.

72*8*3=27
7*5*25=60
72*22*5=10
99*19*20=100
17*23*5=8

(У детей на партах карточки с таким же заданием).

Решив первый пример, мы надеваем Пьеру куртку, второй – штаны, третий – шапку, четвертый – унты, пятый – шарф.

- Мы помогли Пьеру. Отметим на карте флажочком Оймякон. Запишем в маршрутный лист и отправимся дальше. Следующая точка, куда мы направляемся – это самая «сухая» точка мира – пустыня Атакама. Сведения о пустыне Атакама подготовил и рассказывает один из учеников:

Пустыня Атакама находится в Чили в Южной Америке. Тянется вдоль берега Тихого океана. Пустыню пересекает река Лоа. Атакама считается самым сухим местом в мире. Дожди там бывают в среднем один раз в тридцать лет. Осадков выпадает менее пятидесяти миллиметров в год.

- Чтобы пройти пустыню, нам нужна, будет вода. Мы знаем, что человек без еды может прожить до 40 дней, а без воды – 8 дней. И чтобы не умереть в пустыне, мы будем искать в пустыне оазисы – места, где есть вода. Для этого надо решить уравнения и, найдя значение х, на рисунке откроем эти числа.

На плакате нарисована пустыня и записаны числа. За правильными значениями х нарисованы фляги с водой.

Х´ 9=54

56:Х=8

25+Х=100

Х:93=0

9´ Х=72

43-Х=20

Х-17=27

Х´ 1=1е

(У детей на партах карточки с этими уравнениями). Дети, находя значения Х, подходят и убирают эти числа с плаката.

- Пустыню мы прошли без потерь. Отмечаем на карте пустыню Атакама флажочком, записываем в маршрутный лист. Чтобы двигаться дальше, мы с вами отдохнем и устроим привал.

Все садимся вокруг макета костра и поем песню «Ты да я, да мы с тобой».

Ну, а сейчас мы отправимся на одно из семи чудес света, которые сделаны руками человека. Находится это чудо в Египте.

Сведения о пирамиде Хеопса подготовил и рассказал один из учеников:

Первое чудо в списке чудес света – древнеегипетские пирамиды в Гизе, самая большая из которых – пирамида Хеопса. Названа она так по имени создателя – фараона Хеопса. Ее высота составляет более ста сорока шести метров, что соответствует высоте 50 этажного небоскреба. Площадь основания 230 на 230 метров: надо пройти почти километр, чтобы обойти ее. Вес пирамиды составляет 6 миллионов 400 тысяч тонн. Строительство шло 20 лет, более ста тысяч рабов участвовали в нем. Пирамида состоит из блоков, высеченных из камня и весящих до семи с половиной тонн. Блоки так тесно притирались друг к другу, что между ними нельзя было вставить даже лезвие ножа. Выступы заложили камнями, а поверхность облицевали белыми плитами, которые были отшлифованы так, что пирамида блестела на солнце и при свете луны, словно кристалл.

- Мы с вами попробуем сделать макет такой пирамиды. Пирамида, по сути, геометрическое тело. А какие мы знаем геометрические фигуры и тела? (Ответы детей). У вас на столах есть треугольники. Что мы знаем о треугольниках? Это равносторонний треугольник. Из него мы сделаем пирамиду. Отметьте середину каждой стороны и соедините друг с другом. По полученным линиям согните, и получится пирамида. Молодцы, отметим флажочком Египет.

- А сейчас нам надо вернуться домой. Там нас ждут родители, друзья, учителя. Садимся в самолет, летим домой! Во время воображаемого полета проводим медитацию под расслабляющую музыку с пением птиц, с шумом прибоя и нежного колокольчика. По карте и маршрутному листу еще раз называем места, где мы сегодня побывали, вспоминаем, чем они знаменательны.

- Вернувшись домой, мы обнаружили, что дома каждого из нас ждет большой конверт. А что в конверте? Каждому ученику вручается, в котором есть сертификаты о прохождении начального курса «Юный турист» и дифференцированное домашнее задание.

Подводится итог урока

- Что нового узнали?

- Понравился ли урок?

Благодарим друг друга за урок.