Кружковая спортивная работа в общеобразовательной школе (методологическая основа и содержание тренировочного процесса баскетбольной секции)

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


В школьной баскетбольной секции у меня занимаются 50 девочек трех возрастных групп. Младшая группа тренируется 2 раза в неделю, средняя - 3 раза, а старшая 4 раза в неделю по 2 часа. Анализируя свою многолетнюю работу, я пришел к выводу, что подготовить команду, способную на равных бороться и выигрывать ведущие команды сельских районов области, тренируясь 3 раза в неделю, и проводя малое количество контрольных игр, невозможно.(таблица №1)

Цель спортивного кружка: обеспечение качественного уровня физической культуры, физического развития и физической подготовленности, обучающихся через вовлечение к систематическим занятиям баскетболом в спортивном кружке учащихся ощеобразовательных школ Система задач:

  1. Разработка эффективных приемов оптимизации деятельности спортивного кружка по баскетболу на каждом этапе многолетней подготовки в системе общеобразовательной школы.
  2. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни и укреплении здоровья.
  3. Привлечение максимально возможного количества детей и подростков к систематическим занятиям.
  4. Улучшение спортивных результатов и повышение спортивных разрядов каждого учащегося, занимающегося в спортивном кружке.
  5. Быть ведущей баскетбольной командой Клявлинского района по всем возрастам среди девочек.
  6. Девушки старшей группы должны стать ведущей командой Самарской области по баскетболу среди команд девушек сельских районов.

За основу своей работы я взял программы для внешкольных учреждений и школ, а также примерные программы для ДЮСШ и СДЮШОР, разработал собственную программу деятельности спортивного кружка по баскетболу в условиях общеобразовательной школы рассчитанную на 7 лет подготовки.(для детей 10-17 лет)

(программа рекомендована президиумом научно-методического экспертного совета министерства науки и образования Самарской области для использования в образовательных учреждениях Самарской области от 28.06. 2007года).

Набор учащихся в детское объединение “ Баскетбол” осуществляется путем собеседования, с разрешения родителей и допуска врача, после проведения специального тестирования по О.Ф.П. Комплектование новых групп первого года обучения организуется один раз в два года. Рекламными средства являются: средства массовой информации (газеты, телевидение), показательные выступления, соревнования. Баскетбол – командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает юным баскетболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки юных игроков. В баскетболе индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по возрасту, полу, игровому амплуа, антропометрическим признакам, биологическому созреванию. И нельзя требовать от детей больше того, что они могут выполнить на данном возрастном этапе. Особенно это касается соревновательной деятельности, которая строится на основе технического и тактического мастерства.

В таблице ниже представлены сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств, общие для всех детей и подростков. Кроме того, у девочек и мальчиков, а тем более у юношей и девушек, имеются большие различия в становлении физической кондиции. Без учета этих особенностей невозможно рационально построить учебно-тренировочный процесс.(табл.№2)

Юные баскетболисты во всех возрастах значительно отличаются от юных баскетболисток по скоростно-силовым показателям, особенно в метании мяча. Однако до 14 лет функциональные показатели у тех и других существенных различий не имеют. Различия нарастают с увеличением возраста в пользу юношей. Рациональное увеличение тренировочных нагрузок является одним из основных условий роста тренированности. Необходимо стремиться к тому, чтобы интенсивность и объем упражнений возрастали по мере улучшения физической подготовленности юных спортсменов. Следует отдавать предпочтение упражнениям динамического характера и приучать занимающихся различному темпу их выполнения. Когда занимающиеся упражняются в технических приемах, можно значительно повысить физическую нагрузку (для развития специальной выносливости), увеличивая количество повторений, повышая скорость выполнения приема и усложняя перемещение игроков.

Если в программу занятий включены упражнения на быстроту и точность движений, то сначала следует выполнять упражнения, развивающие точность, затем быстроту в сочетании с точностью. Овладение техникой игры успешно осуществляется только при условии параллельного формирования технических навыков и тактических умений. Каждый занимающийся обязан научиться в равной степени точно передавать мяч, вести его, бросать в кольцо с места и в движении, стремительно атаковать, опекать нападающих и цепко защищаться.

Ожидаемые результаты:

По окончании первого года обучения, воспитанники должны уметь:

  1. Выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги.
  2. Выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу.
  3. Ловить мяч двумя руками на месте.
  4. Передавать мяч двумя руками: сверху, от плеча, от груди, снизу, с места, с отскоком.
  5. Передавать мяч одной рукой с места.
  6. Вести мяч: с высоким отскоком, с низким отскоком, со зрительным контролем.
  7. Выполнять ведение мяча: на месте, по прямой линии, по дугам.
  8. Выполнять броски в корзину двумя руками: от груди, с отскоком от щита, с места, под углом к щиту.
  9. Освобождаться для получения мяча.
  10. Выполнять упражнение “передай мяч и выходи”.
  11. Противодействовать получению мяча.
  12. Противодействовать розыгрышу мяча.
  13. Противодействовать атаке корзины.

По окончании первого года обучения, воспитанники должны знать:

  1. Значение утренней гимнастики и правило ее проведения.
  2. Понятие о гигиене и правило ее соблюдения.
  3. Правило соревнований по мини – баскетболу.
  4. Гигиенические требования к одежде и спортивной форме.
  5. Владеть приемами самоконтроля в процессе занятий.

Коллективные умения:

Во второй половине года начинаются товарищеские игры со сверстницами других секций, не чаще одного раза в месяц.

По окончании второго года обучения, воспитанники должны уметь:

  1. Останавливаться двумя шагами.
  2. Ловить мяч двумя руками в движении.
  3. Ловить мяч двумя руками при поступательном движении.
  4. Передавать мяч двумя руками в движении.
  5. Передавать мяч одной рукой от головы.
  6. Передавать мяч одной рукой от плеча.
  7. Передавать мяч одной рукой с места.
  8. Вести мяч по кругам.
  9. Вести мяч зигзагом, а так же без зрительного контроля.
  10. В командных нападающих действиях разыгрывать мяч.
  11. В защитных действиях подстраховывать партнера.
  12. В защитных действиях противодействовать выходу соперника на свободное место.
  13. Выполнять броски в корзину двумя руками (ближние, средние, дальние).
  14. Выполнять броски в корзину двумя руками: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту.
  15. Выполнять броски в корзину одной рукой с места.

По окончании второго года обучения, воспитанники должны знать:

  1. О профилактике простудных заболеваний.
  2. О достижениях Российских и Самарских команд по баскетболу.
  3. О режиме питания спортсмена.
  4. О пагубном влиянии вредных привычек.
  5. О спортивных разрядах и правиле их присвоения.
  6. Что такое зонная защита.

Командные умения:

В течение сезона организуются дружеские встречи со сверстницами, иногда мальчики играют против девочек. Все воспитанники выступают на школьных соревнованиях за свои классы. В конце сезона лучшие воспитанники играют на районных соревнованиях среди сверстников. Во всех встречах дается установка на победу.

По окончании третьего года обучения, воспитанники должны уметь:

  1. Ловить мяч двумя руками при движении сбоку.
  2. Ловить мяч двумя руками в прыжке.
  3. Ловить мяч одной рукой в движении.
  4. Передавать мяч двумя руками в движении (встречные).
  5. Передавать мяч двумя руками в движении (сопровождающие).
  6. Передавать мяч одной рукой с боку (с отскоком).
  7. Передавать мяч одной рукой снизу (с отскоком).
  8. Передавать мяч одной рукой в прыжке.
  9. Выполнять броски в корзину двумя руками (добивание).
  10. Выполнять броски в корзину одной рукой с отскоком от щита.
  11. Выполнять броски в корзину одной рукой в движении.
  12. В нападении поставить заслон.
  13. В защитных действиях выполнить переключение на другого игрока.
  14. Защищаться системой личной защиты.
  15. Обводить соперника с изменением высоты отскока.

По окончании третьего года обучения, воспитанники должны знать:

Командные умения и ожидаемые результаты:

В течение сезона играется множество дружеских встреч не реже одного- двух раз в месяц. Сборная команда девочек группы соперничает с командами мальчиков своего возраста из других команд. Начинаются матчевые встречи со сверстницами из других районов. В конце сезона лучшие игроки участвуют на районных соревнованиях среди девочек(14-15 лет), ставится задача занять только первое место или второе, если на турнире участвует команда девочек своей школы 14-15лет. Во всех встречах дается установка на победу.

По окончании четвертого года обучения, воспитанники должны уметь:

  1. Ловить мяч одной рукой одной в прыжке.
  2. Ловить мяч одной рукой в прыжке.
  3. Передавать мяч одной рукой (поступательные).
  4. Передавать мяч одной рукой на одном уровне.
  5. Обводить соперника с изменением направления.
  6. Выполнять броски в корзину одной рукой: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту.
  7. В нападающих действиях выполнить “ наведение”.
  8. В командных нападающих действиях выполнить “ скрестный выход”.
  9. В защитных командных действиях использовать “групповой отбор”.
  10. В защитных действиях выполнить “ проскальзывание”.
  11. В защитных командных действиях противодействовать “скрестному выходу”.
  12. Заполнять протокол игры.
  13. Оказать первую помощь при легких травмах.

По окончании четвертого года обучения, воспитанники должны знать:

  1. Как необходимо настраиваться на игру.
  2. Как избежать переутомления.
  3. Какие существуют восстановительные мероприятия.
  4. Как строить самостоятельные занятия по совершенствованию физических качеств и техники движений.

Командные умения и ожидаемые результаты:

Команда группы переходит в среднюю возрастную группу и участвует на всех соревнованиях по этому возрасту. Во всех матчевых встречах и на районных соревнованиях ставится установка, занять первое место. Команда преимущественно готовится к соревнованиям в играх против сверстников (мальчиков). Проводятся встречи и турниры с участием команд сверстниц из соседних районов и малых городов Самарской области (г. Похвистнево, г. Отрадный, г. Кинель). По окончании пятого года обучения, воспитанники должны уметь:

  1. Ловить мяч одной рукой при встречном движении.
  2. Передавать мяч одной рукой (сопровождающие).
  3. Передавать мяч одной рукой на большое расстояние (14-16 метров)
  4. Выполнять обманные действия: финт на рывок, финт на бросок, финт на проход.
  5. Обводить соперника с изменением скорости.
  6. Перехватывать мячи при передаче его соперником.
  7. Умело действовать в нападении при выходе двух нападающих против одного защитника(2х1).
  8. Умело действовать в нападении при выходе трех нападающих против одного или двух защитников(3х1, 3х2).
  9. Умело в нападающих командных действиях использовать систему “быстрого прорыва”.
  10. Умело в нападающих командных действиях использовать “малую восьмерку”.
  11. Умело действовать в защите при выходе двух нападающих против одного защитника(1х2).
  12. Умело действовать в защите при выходе трех нападающих против одного защитника, или двух защитников(1х3, 2х3).
  13. Перестраиваться в защите, чтобы противодействовать “быстрому прорыву” соперников.
  14. Эффективно действовать в защите против “малой восьмерки”.

По окончании пятого года обучения, воспитанники должны знать:

  1. Четко разбираться в правилах и проводить судейство школьных соревнований вместе с учителем.
  2. Что такое тренировочная нагрузка.
  3. Значение тренировочных и контрольных игр.
  4. Основные понятия о врачебном контроле.

Командные умения и ожидаемые результаты:

Команда остается в средней возрастной группе и участвует на всех соревнованиях по этому возрасту. Во всех матчевых встречах и на районных соревнованиях ставится установка, занять первое место. Команда преимущественно готовится к соревнованиям в играх против сверстников (мальчиков). Проводятся встречи и турниры с участием команд сверстниц из соседних районов и малых городов Самарской области(г. Похвистнево, г. Отрадный, г. Кинель). Лучшие игроки периодически играют в составе сборной команды Клявлинского района старшего возраста, а некоторые, самые одаренные воспитанники, в составе старшей группы принимают участие в Спартакиаде учащихся Самарской области. По окончании шестого года обучения, воспитанники должны уметь:

  1. Обводить соперника без зрительного контроля.
  2. Вести с асинхронным ритмом движений руки с мячом и ног.
  3. Выполнять дальние(3-х очковые) броски двумя руками.
  4. Выполнять дальние(3-х очковые) броски одной рукой.
  5. Умело пользоваться системой зонной защиты.
  6. Умело пользоваться системой зонного прессинга.
  7. Противодействовать дальним (трехочковым) броскам.
  8. Эффективно бороться против зонной защиты.
  9. Эффективно бороться против зонного прессинга.
  10. Настраиваться на игру.
  11. Контролировать эмоции и вести борьбу в духе “Fear-play”, независимо от хода.
  12. Применить восстановительные мероприятия после тяжелых тренировок и соревнований.
  13. Сделать технический отчет игры и сделать анализ технико-тактических действий команды.

По окончании шестого года обучения, воспитанники должны знать:

  1. Основные приемы спортивного массажа.
  2. Понимать что такое игровое амплуа.
  3. Правильно заполнять протокол игры.

Командные умения и ожидаемые результаты:

Команда переходит в старшую возрастную группу. Весь сезон, все встречи проводит в форме сборной Клявлинского района, на всех без исключения соревнованиях ставиться установка - победить. В течение сезона проводится 16-18 контрольных игр, преимущественно против юношеских команд, а так же 4-5 турниров с командами сверстниц из соседних районов и городов. По возможности организуется выезд на первенство Самарской области среди ДЮСШ. В Спартакиаде учащихся сельских районов Самарской области ставится задача занять призовое место в финальных соревнованиях.

По окончании седьмого года обучения, воспитанники должны уметь:

  1. Эффективно действовать на любой позиции.
  2. Знать свое игровое амплуа.
  3. Организовать и провести соревнования в младшей группе без участия учителя.
  4. Руководить командой класса на школьных соревнованиях.
  5. Проводить судейство соревнований на первенство школы.
  6. Эффективно атаковать соперника в численном большинстве.
  7. Эффективно атаковать соперника в численном меньшинстве.
  8. Эффективно защищаться в численном большинстве.
  9. Эффективно защищаться в численном меньшинстве
  10. Организовать атаку с участием центрового игрока.
  11. Организовать атаку без участия центрового игрока.
  12. Выкладываться на тренировках и соревнованиях для достижения поставленных задач.

По окончании седьмого года обучения, воспитанники должны знать:

  1. Как управлять командой класса или младшей группой во время игры.
  2. Как составляется конспект занятия.
  3. Как составляется индивидуальный план подготовки.

Командные умения и ожидаемые результаты:

Команда остается в старшей возрастной группе. Весь сезон, так же все встречи проводит в форме сборной Клявлинского района, на всех без исключения соревнованиях ставиться установка - победить. В течение сезона проводится 16-18 контрольных игр, преимущественно против юношеских команд, а также 5-6 турниров с командами сверстниц из соседних районов и городов. По возможности организуется выезд на первенство Самарской области среди ДЮСШ. В Спартакиаде учащихся сельских районов Самарской области ставится задача занять призовое место в финальных соревнованиях. Еще раз о бросках. Без точных попаданий сложно чего-то серьезного достичь в баскетболе.

При проведении бросковых тренировок необходимо требовать особой концентрации внимания, упущенная маленькая деталь может привести к искажению техники броска. А в последствии уменьшению процента попадания во время игры.( Табл. № 3)

Последовательность изучения бросков.

  1. Броски с места.
  2. Броски одной рукой сверху (от плеча или от головы) в движении: после получения мяча от партнёра, после вышагивания и после ведения.
  3. Броски в прыжке.
  4. Броски в движении после вышагивания, после ведения и в прыжке.(Табл. № 4)

Организационные мероприятия и воспитательная работа в секции.

а) Общее собрание команды (план соревнований мероприятий на весь год, подведение итогов, достигнутые успехи).
б) анализ и самоанализ выступлений на соревнованиях, контрольных играх.(табл.№5)
в) коллективные дни рождения баскетболисток.
г) Зимние прогулки в лес на лыжах.
д) Обучение ведению “дневника самоконтроля”.

е) Проверка состояния здоровья в начале и конце учебного года и перед соревнованиями. Родительские собрания в начале и в конце учебного года (приглашение родителей на соревнования, план мероприятий, расписание занятий, обсуждение поездки на игры чемпионата с участием команды ЦСКА (ВБМ СГАУ), вручение благодарственных грамот).

Микроклимат в команде строится на непререкаемом авторитете старшей команды, они – пример для остальных во всем (не только на тренировках, но и в участиях в мероприятиях школьного масштаба, пример в учебе).,

- Перед каждым матчем межрайонного и спартакиадного масштаба приводится статистика: кто, сколько матчей сыграл, сколько набрано очков, средняя результативность, средняя оценка за игру, за период с 1998 – 2007 г.

Грандиозное событие состоялось 12 ФЕВРАЛЯ 2007 года!(рис.№1) По приглашению администрации школы(директор Харымова Л.Н) и содействию ОСДЮШОР г.Самара(директор РомашкинВ.А), несмотря на сверхзанятость, Клявлинскую СОШ № 2 посетила и показала мастер- класс игрок сборной РОССИИ и команды ЦСКА по баскетболу призер чемпионатов мира и Олимпийских игр ОЛЬГА АРТЕШИНА!!! С ее разрешения баскетбольная команда теперь гордо носит имя Ольги Артешиной. 15 мая 2007 года на станции Клявлино на базе школы № 2 прошел первый баскетбольный турнир для девочек(13-14 лет) с участием лучших команд Самарской области на призы именитой чемпионки. Призы вручала лично Ольга Артешина- это был ее второй визит нашу школу. С согласия чемпионки соревнования станут традиционными, на которые она будет приезжать по окончании спортивного сезона. Школа приложит все усилия, чтобы соревнования стали в последствии Всероссийскими. Приглашаем всех заинтересованных лиц на наш турнир которые состоятся в мае 2008 года.

Рисунок