Интегрированный урок внеклассного чтения и музыки. Урок-концерт. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: ввести учащихся в образный мир музыки, поэзии, живописи, показать возможность отражения в нём мира природы; показать многомерность и гармоничность окружающего мира; пробуждать у учащихся стремление рассуждать, размышлять, анализировать; формировать умение работать с поэтическими и музыкальными произведениями; обогащать словарный запас детей; помочь учащимся почувствовать музыку природы, а не просто музыку о природе, внутренним зрением увидеть природу в музыке; научить видеть поэзию в родной природе; воспитывать бережное отношение и любовь к неотъемлемой нашей жизни- природе, родному краю Хакасии.

Оборудование: картина В. Поленова: “Золотая осень”, звукозапись П.И. Чайковского “Осенняя песня” из цикла “Времена года”, видеозапись осеннего пейзажа Хакасии, выставка рисунков учащихся, телевизор, баян.

Ход урока.

Учитель музыки:

- Доброе утро, дети. Доброе утро, уважаемые гости.

Учитель чтения:

- Нам приятно видеть вас, в этот осенний день, в нашем праздничном уютном классе на уроке- концерте и надеемся, что этот день принесет нам удачу и хорошее настроение.

Стук в дверь. Входит Осень.

Осень:

- Здравствуйте, вы узнали меня?
Я - осень золотая.
Поклон вам мой - друзья!
Давно уже мечтаю о встрече с вами я.

Ученица:

- Здравствуй, осень золотая!
Ты, для нас, как мать родная.
Щедрая и добрая,
Урожаем полная.
Приглашаем тебя на наш урок – концерт.

Учитель музыки:

- Дорогая Осень, мы любим тебя за то, что ты придаешь природе особую красоту. Ты создаешь такое обилие цветовых оттенков, что глаза человека будто кружатся в карнавальном танце. А еще, мы любим тебя за щедрое богатство твоего урожая.

Дети встают в хоровод и в их исполнении звучит песня “Урожайная.” (муз. А.Филлипенко, сл. Т.Волгиной).

Учитель музыки:

- Я вижу ваше веселое, радостное, бодрое настроение. От чего оно такое?

Ответы детей.

Учитель музыки:

- А какими интонациями композитор чувствует эту радость?
- Композиторская или народная музыка? (композиторская, в народном духе)

Учитель чтения:

- А ведь осень пора сбора и хлеба.

Выходит ученица с караваем хлеба и читает стихотворение.

Вот он-
Хлебушко душистый, с хрусткой корочкой витой.
Вот он-
Теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом,
На каждый стол
Он пожаловал- пришел.
В нем - здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ученица дарит каравай Осени.

Осень:

- Дорогие ребята, на Руси издавна принято встречать и угощать гостей хлебом и солью.

Осень угощает всех присутствующих караваем.

Учитель чтения:

- А в Хакасии осенью после жатвы устраивают праздник урожая УРТУН – ТОЙ. Из молодого зерна готовят напиток. Застолье устраивают прямо на току,сидя за маленькими хакасскими столиками. Под руководством почетного старца совершается крапление напитком в сторону окружающих гор и читается благословление земле. Во время уборки урожая на краю пашни оставляют пучок не срезанных колосьев по названием “ хыра улузи” - доля “духа хозяина пашни”. На празднике их торжественно завязывали цветными ленточками. Обряд посвящали духу хозяина пашни за полученный урожай.

Учитель музыки:

Также в Хакасии осенью празднуют Айран Солындызы – праздник последнего айрана. Его отмечали после перекочевки на зимник. Как правило, это было 1 октября. Для праздника готовили араку из последнего айрана. С раннего утра собирались сначала у самого уважаемого человека в зале, затем целый день гуляли, переходя из юрты в юрту. Айран Солындызы посвящался проводам “умирающей природы”. Исполняются тахпахи о родной Хакассии на хакасом и русском языках.

Учитель чтения:

- Золотая осень, кто тебе не рад?
Листья, пожелтевшие, по ветру летят…

Учитель музыки:

- Ребята, а есть мелодия у осени? Какая она?

Дети рассуждают.

Учитель музыки:

- Вслушайтесь, весь мир поет:
Шорох, свист и щебет.
Музыка во всем живет.
Мир ее волшебен.

Дети исполняют песню “Я хочу увидеть музыку” муз. Г. Струве, сл. И. Исаковой.

Учитель музыки:

- Какой музыкой наполнились ваши сердца? (Теплой, проникновенной, полетной)
- Вот такое видение осени у девочки из г.Санкт-Петербурга, которая сочинила эту песню.

Учитель чтения:

- А вот какой хакасскую осень представляют в своих стихах ребята нашего класса. (Стихи написаны на осенних листочках, которые дети изготовили сами)

Учащиеся читают стихи.

Дети дарят осенние листья со стихами Осени.

Звучит “Осенняя песня” П.И. Чайковского.

Учитель музыки:

- Какое душевное состояние вызывает у вас прослушанная музыка? (Грусть, тоску, печаль)
- А какими интонациями пронизана эта мелодия? (Певучими, плавными, мелодичными)
- Как вы считаете, какому композитору принадлежит эта музыка: русскому или зарубежному? ( Русскому, П.И. Чайковскому)

- Да, он очень любил природу и сочинил цикл пьес “Времена года”. “Любить природу - значит любить Родину” – писал известный русский писатель М. Пришвин. А П.И. Чайковский любил и гордился своей Родиной. Он говорил: “ Я не встречал человека более меня влюбленного в Русь!”

Учитель чтения:

В Таштыпском районе есть маленькое село КАРАГАЙ. В этом селе жил мальчик, который очень любил играть на гармони. Слушать песни на различных праздниках. Любил бродить по лесу и слушать пение птиц, Он восхищался красотой своего села. Все думали, что он вырастет и станет художником. А он стал известным композитором. Это Георгий Иванович Челбораков. Это песни о его любимой Хакасии, о красивой природе.

Исполняется песня Г.И.Челборакова.

- Природа одаривает нас своей красотой. И все зависит от человека, сумеет ли он принять этот дар, не растерять его, сохранить и поделиться с другими.
- Каким образом поделился с нами композитор? (Он сделал это с помощью музыкальной интонации.)
- А когда вы сочиняли стихи, чем выражали свое состояние? (Словом.)
- А при помощи чего еще можно это сделать? (Кисти и красок.)

Работа по картине В. Поленова: “Золотая осень”.

Учитель чтения:

- Посмотрите на эту картину и продолжите предложение:

Смотришь на картину и чувствуешь…

Дети дают свои ответы, заканчивая предложение.

Учитель дает свои варианты:

… чувствуешь, как художник учит тебя любить пышную золотую парчу и мажорные краски великолепной осени, как осенний пейзаж пробуждает в тебе любовь к родной земле, неожиданно открывая прекрасное в обыденном и тем самым помогая стать лучше, добрее.

Известный русский поэт Н. Заболоцкий в своём стихотворении “Вечер на Оке” пишет: В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.

-Как вы думаете, кому видна “подлинная радость” русского пейзажа? Кто может её открыть?

Дети рассуждают.

Учитель музыки:

- В чем особенность осени на картине В. Поленова и в произведении П.И. Чайковского. ( У П.И. Чайковского природа засыпает, а у В. Поленова благоухает.)
- А какая осень у нас в Хакасии сейчас?
- Созвучна ли она с музыкой П.И. Чайковского или с картиной В. Поленова?

Ученики рассуждают, высказывают свои предположения.

Учитель чтения:

Во все времена красота осенней природы, ее буйные краски, и вместе с этим тихая грусть увядающей жизни, вдохновляла художников, писателей, поэтов. Даже мы с вами не остались в стороне. И вот какой увидели и изобразили осень в своих рисунках ребята нашего класса.

Учитель обращается к выставке рисунков.

- А вот такой увидели осень в Хакасии кинооператоры.

Просматривается видеозапись.

- А такой увидел осень известный русский писатель К. Паустовский.

Ученики читают отрывок из рассказа К. Паустовского “ Наедине с осенью,” под музыку “Осенней песни” П.И. Чайковского.

Осень в этом году стояла, вся напролет, сухая и теплая. Березовые рощи не желтели. Долго не увядала трава… Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, что в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти заполняли все пространство между рекой и небосводом. Это курлыкали журавли.

Учитель чтения:

- Какая осень описана в рассказе К. Паустовского?
- Что насторожило автора, когда он плыл в лодке?

Ответы детей.

Учащиеся исполняют песню Э. Колмановского “Журавленок”.

Учитель музыки:

- Созвучна ли песня “Журавленок” с рассказом К. Паустовского?

Ответы детей.

Учитель чтения:

- “ Искусство отображает жизнь”.
- Вы согласны, ребята, с этим высказыванием?

Следуют рассуждения детей.

Учитель чтения:

- Русские писатели, поэты, художники, композиторы глубоко чувствуют, зорко видят, преданно любят, а поэтому прокладывают дорогу нам в замечательный мир родной природы, и поэтому всегда будут волновать нас и русские пейзажи, и душевное родное слово …

Учитель музыки:

- … и мелодический звук.

Ученица играет на фортепиано осеннюю мелодию..

Учитель чтения:

- Людям с поэтической натурой присуще еще одно чувство- удивление. Они не перестают на протяжении всей жизни поражаться красоте, неповторимости и непостижимости природного бытия.

Звучит музыка П.И. Чайковского, ученики читают стихи.

Кокетничает осень с нами:
Красавица на западе своем,
Последней ласкою, последними дарами
Приманивает нас нежнее с каждым днем.

(П. Вяземский)

Есть время природы особого света.
Неяркого солнца, нежнейшего зноя,
Оно называется бабье лето,
И в прелести спорит с самою весною.

(О. Бергольц)

Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят,
Лишь в бору поникшей ели
Зелень мрачную хранят.

(М. Лермонтов)

Не тронется трава, камыш не шевелится,
Безлюдны берега, молчит полей простор,
И солнце на покой торжественно садится
И в золоте горит недвижный бор

(И. Никитин)

Прощай, прощай, сияние небес!
Прощай, прощай, краса природы!
Волшебного шептания полный лес
Златочешуйчатые воды.

(Е. Бородинский)

Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия…

(И. Бунин)

Природа Хакасии особая, а осень неповторима. И поэты Хакасии не могли обойти вниманием красоту родного края. Не могли не отразить это в своем творчестве.

В исполнении детей звучат стихи хакасских поэтов.

Лета долгая пора
Не бывает все же вечной.
Ходит ниже в небесах
Солнце- белое светило.
Грустью у птичек в голосах
Трели звонкие сменила.
Собираются скворцы
В отлетающие стаи.
На вершинах белых гор
Кружат белые метели.

(М. Кильчичаков)

То не снежные сугробы.
Дунет сиверко едва-
И летит, летит на тропы
Золотой сентябрьской пробы
Тополиная листва.
Птичьи стаи рвутся к югу.
Журавлям зима страшна.
И прощальному их кругу-
Из любви к родному лугу-
Клич сопутствует:
“Тур-рна!”

(П.Штыгашев)

Осенний ветер, как хозяин,
Явился, чтоб земле помочь.
В горах, в степях, над лесом дальним
Опять шумит и день, и ночь.
Опять размашисто сметает
Он спор с земли в порыве злом.
И так дороги расчищает,
Что только пыль стоит столбом.
Сорвав изношенное платье
С берёзок в роще над горой,
Цветными пятнами раскрасил
Вечерний воздух голубой.
Журчит листва, что оборвал он,
Как будто с гор летит поток.
В нём силы яростной немало,
Ему не встанешь поперёк!

(И. Котюшев)

Учитель музыки:

-Сегодня мы размышляем о прелести родной природы Хакасии. Это открывается не каждому, а лишь тому, кто умеет всматриваться и вслушиваться в окружающий мир, кто умеет беречь и любить природу. Если эта любовь проснулась у человека еще в детстве, то он с этими чувствами живет всю жизнь. Сегодня у нас в гостях городской ансамбль “Росиянка”, которые споют для нас песню об осени “Золотая поземка”, композитора из Саяногорска С.Волошанина, на слова З. Ешиной.

Учитель чтения:

-“Да что говорить! Каждый осенний лист шедевр, тончайший слиток из золота и бронзы. Каждый лист совершенное творение природы, произведение её таинственного искусства, недоступного нам, людям. Этим искусством владеет только она, только природа, равнодушная к нашим восторгам и похвалам” К. Паустовский.

Дети и гости исполняют песню “Цвети, моя Хакасия” С. Волошанина.

Учитель чтения:

- Мы рады были пообщаться с вами и надеемся, что после этого урока не останется ни одного человека равнодушного к природе, и вы будете любить и охранять её.

Известный русский писатель Л.Н.Толстой говорил: “Счастье быть с природой, видеть её,
говорить с ней”. Так будьте счастливы.

Осень благодарит всех присутствующих за урок и угощает своими дарами.

Учитель музыки:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

(Ф.И.Тютчев)

Дети под музыку выходят из класса.

Литература:

  1. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Пособие для учителей. Абакан. Хакасское книжное издательство, 1996г.
  2. Чебодпев П.И. Истории Хакасии. Абакан. Хакасское книжное издательство, 1992г.
  3. Баринова И.И. География природы России. Москва. Дрофа, 1998 г.
  4. Прокофьев С.М. Пособие. Природа Хакасии. Абакан. Хакасское книжное издптельство, 1993 г.
  5. Кошелева А. Поэтическое слово Сибири. Учебное пособие. Абакан. Хакасское книжное издательство, 1996 г.