Урок-игра по теме "Инфрмация в памяти компьютера или цифровые данные"

Разделы: Информатика


Раздел программы: «Компьютер и информация»
Тип урока: обобщающий урок
Вид: урок-игра
Технология: игровая технология

Цели урока:

  • обобщение и закрепление знаний учащихся о преставлении информации в памяти компьютера;
  • стимулирование интереса учащихся к данной теме и предмету в целом;
  • активизация взаимодействия между учащимися, навыков групповой работы;
  • воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива;
  • развитие мышления, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности;
  • проверить уровень сформированности навыков работы на компьютере.

Задачи урока

1. Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
2. Учебная – закрепление навыков двоичного кодирования чисел, текстов и графики, совершенствование работы на компьютере с прикладными программами.
3. Развивающая – развитие мышления, памяти, внимания.

План урока

1. Организация начала урока

  • Приветствие
  • Организация внимания учащихся

2. Подготовка к выполнения практических заданий

  • Мотивация учащихся – сюжетная завязка игры
  • Сообщение темы занятия
  • Формулирование целей

3. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос)

4. «Внимание! Розыск!»

  • Задание 1. Декодирование текстовой информации по двоичным кодам
  • Задание 2. Растровое кодирование черно-белого рисунка
  • Задание 3. Декодирование текстовой информации по десятичным кодам. Работа с программой Paint (кодирование цвета, раскрашивание рисунка)
  • Задание 4. Работа с программой Калькулятор
  • Задание 5. Векторное кодирование информации

5. Рефлексия

6. Итоги урока. Домашнее задание.

Подготовительный этап

Учащиеся делятся на одинаковые группы по 4-6 человек, в зависимости от наполняемости класса, примерно равные по способностям. В группах назначаются (выбираются) командиры из сильных учеников. Каждый учащийся получает домашнее задание: придумать свой рисунок с помощью векторного способа кодирования и выполнить его описание (Рт. №41 – стр.-35). Каждый учащийся должен решить дома «свою» задачу.
Перед  уроком столы расставляются так, чтобы каждая группа сидела отдельно от других групп. На каждом столе заготовлены листы с раздаточным материалом для выполнения каждого этапа игры.

Ход урока

Учитель. Ребята, сегодня мы проводим урок – обобщение по теме «Информация в памяти компьютера или цифровые данные». Проводим мы его в необычной форме – форме игры.

Эпиграф:
«Задача, конечно, не очень простая
Играя – учить, и учиться – играя.
Но если с учебой связать развлеченье,
То праздником станет любое ученье!»

Я надеюсь, что сегодняшнее наше с вами общение станет для вас действительно праздником.
Вы наверное хотите меня спросить, а во что же мы будем сегодня играть? А играть мы будем в сыщиков и проведем настоящее детективное расследование. Сегодня в процессе игры вам понадобятся все ваши знания по теме, навыки работы на компьютере с ППО. А еще вам понадобятся ум, смекалка, внимание и, конечно же, дружба. Итак, начнем.
Я – начальник следственного отдела. Вы – следственные группы. Чтобы справиться с заданием и грамотно провести расследование мне для начала необходимо проверить, как вы к этому готовы. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.

Фронтальный опрос по теме

  1. Какие виды информации по форме представления вы знаете?
  2. Почему компьютер является универсальной машиной для работы с информацией?
  3. Назовите программы, которые предназначены для обработки числовой, текстовой, графической информации.
  4. Какие данные называются цифровыми?
  5. Почему возникла потребность в цифровом представлении информации?
  6. Как получить двоичный код десятичного числа?
  7. Как осуществить двоичное кодирование текстовой информации?
  8. Какие таблицы кодировок вы знаете?
  9. Какие два способа кодирования графической информации вы знаете?
  10. Опишите эти способы.

Проверку вы прошли успешно. Приступим к расследованию. Итак, к нам поступило заявление о краже. Каждая группа к концу игры должна выявить существенные данные для поиска преступников и отыскать украденное. За оперативность вы получите соответствующую  общую на группу оценку. Для того, что бы узнать от кого заявление, вы должны разгадать загадку.

Он рисует, он считает, проектирует заводы,
Даже в космосе летает и дает прогноз погоды.
Миллионы вычислений может сделать за минуту.
Догадайтесь, что за гений?
Ну, конечно же, КОМПЬЮТЕР.

В заявлении говорится, что злоумышленники похитили некоторые устройства компьютера. Каждая группа будет заниматься розыском одного из них. Какого именно, вы узнаете, выполнив задание №1.

Задание №1

Названия устройств закодированы. Декодируйте их с помощью таблицы КОИ-8. У вас на столах есть эта таблица и листы с заданием под №1.

1 группа
11101101 – М
11101111 – О
11101110 – Н
11101001 – И
11110100 – Т
11101111 – О
11110010 – Р

2 группа
11110000 – П
11110010 – Р
11101001 – И
11101110 – Н
11110100 – Т
11100101 – Е
11110010 – Р

3 группа
11101011 – К
11101111 - О
11101100 – Л
11101111 – О
11101110 – Н
11101011 – К
11101001 – И

Что искать вы определили. Продолжим наше расследование. Так как преступников было несколько, чтобы замести следы, они решили разделиться и скрылись в разных направлениях. А теперь надо определить в каком направлении вести поиск. Это вы сможете сделать, выполнив следующее задание.

Задание №2

Нарисуйте черно-белые изображения, которым будут соответствовать двоичные коды (закрасьте клетки с единицами).

1 группа




2 группа

3 группа

Задание №3

Известно, что злоумышленники скрылись каждый на своей машине. А вот вам необходимо определить марку, цвет и номер каждой машины.

  • Названия машин закодированы десятичными кодами. Декодируйте их с помощью таблицы Windows. У вас на столах есть эта таблица и листы с заданием под №3.

1 группа
194, 206, 203, 195, 192 – ВОЛГА

2 группа
205, 200, 209, 192, 205 – НИСАН

3 группа
206, 207, 197, 203, 220 - ОПЕЛЬ

  • Войти в программу Paint. Открыть меню Файл. Открыть файл «Машина». Закрасить рисунок, определив цвет по коду, приведенному в карточке с заданием №4.

Рисунок 1

1 группа
красный – 50
зеленый – 205
синий – 81

2 группа
красный - 167
зеленый - 166
синий - 222

3 группа
красный – 180
зеленый – 215
синий – 168

Определите номер машины, переведя двоичный код, данный в карточке №5,  в десятичное число с помощью программы Калькулятор.

1 группа
11111011 – 251

2 группа
11000011 – 195

3 группа
11010101 – 213

Задание №4

Ребята, только что мне позвонил «доброжелатель» - он  сообщил, что устройства, которые мы разыскиваем, преступники запрятали в ячейках камеры хранения. Вы сможете открыть эти ячейки, если определите их номера. Для этого переведите с помощью программы Калькулятор десятичные числа в двоичные коды. Задание на карточке №6.

1 группа
125 – 1111101

2 группа
242 – 11110010

3 группа
179 - 10110011

Ну, что же, вы справились с заданием и разыскали пропавшие устройства компьютера, дали сотрудникам милиции ценную информацию о преступниках. Теперь осталось выполнить еще одно задание, последнее.

Задание №5

Определить район поиска, чтобы выслать ближайшую оперативную машину для задержания, если известно, что поиск необходимо осуществлять в пределах следующей фигуры на карте города:

1 группа

Описание:

Установить 20, 40
Линия к 50, 80
Линия к 90, 80
Линия к 90, 40
Линия к 20, 40
Окружность 60, 60, 10

2 группа

Описание:

Установить 30, 40
Линия к 30, 80
Линия к 80, 80
Линия к 100, 40
Линия к 30, 40
Окружность 50, 60, 10

3 группа

Описание:

Установить 40, 20
Линия к 20, 60
Линия к 70, 60
Линия к 70, 20
Линия к 40, 20
Окружность 50, 40, 10


Учитель. Спасибо группам за активную работу. Вы работали дружно, оказывали друг другу помощь. По итогам игры группы получают следующие оценки… Игра окончена.
Для того, чтобы определить, насколько понравился вам урок, я предлагаю вам выполнить задание в листах рефлексии.

Домашнее задание

Учитель. Вы должны были придумать рисунки, используя векторный способ кодирования, и составить для них описание. Поменяйтесь в группе своими заданиями друг с другом. Выполните эти задания дома.