О профессиональной подготовке учителей

Разделы: Внеклассная работа


Вся наша деятельность предусматривает главную задачу – развитие индивидуальных способностей, инициативы и творчества наших подопечных.
Реально оценивая окружающую действительность, мы осознаем, что старые формы и методы в работе с детьми не годятся. Безусловно, нужны новые подходы, нестандартные решения.

Жизнь предъявляет свои требования к учителю. Являясь предметником, каждый учитель невольно становится организатором внеклассной воспитательной работы в школе, а иногда еще и руководителем какого-нибудь кружка. Занять подростков, особенно трудных, интересной и полезной деятельностью можно лишь при наличии соответствующей материально-технической базы и квалифицированных, увлеченных своим делом специалистов. [1]

В школе работаю 29-й год. И прихожу к выводу, что выпускники вузов приходят в целом с неплохой теоретической подготовкой по предмету, но к воспитательной работе, практически, не подготовлены. Они как правило, не умеют петь, танцевать, рисовать, составлять сценарии, не владеют музыкальными инструментами, не умеют что-либо делать своими руками.

К воспитательной работе с детьми в роли классного руководителя, или руководителя какого-либо кружка они не готовы.
У нас в стране еще не создана система подготовки и повышения квалификации организаторов досуга детей. Отсюда трудности в организации системы воспитательной работы школы. Отсюда – плохо воспитанные, ничем не увлеченные дети.

Дети по своей природе талантливы. Приходят в школу ученики с прекрасными музыкальными данными, прирожденные художники, артисты. Ребята, как правило, очень любят что-то мастерить руками. Именно здесь требовался бы руководитель, который смог бы развить творческие задатки учащихся, ввести в мир музыкальной грамоты, обучить игре на музыкальном инструменте (в старших классах ребята болеют гитарой), сформировать эстетические вкусы. Ведь главное в воспитательной работе – чтобы дети стали хорошими, разносторонне развитыми людьми, независимо от того, кем они станут, когда вырастут. Музыка, с которой они сроднятся, которая воспитает детскую душу, не позволит делать плохое, недоброе, злое. В школах есть часы музыки, есть кружки. Но зачастую нет хорошо подготовленного специалиста. Нет инструментов. Это, наверное, и есть «тупиковая» ситуация, которая убивает лучшие задатки детей.

Существует прекрасное искусство – хореография. Искусство выражать свои чувства в танце. Безусловно хореография помогает развиться личности всесторонне, обогащает духовный мир. Конечно же, нет ни одного факта вреда влияния искусства на детей. Наши дети хотят и любят танцевать. Но нет таких специалистов в школе.
Изобразительное искусство… Какими качествами должен обладать учитель изобразительного искусства? Здесь я согласна с мнением Т. Смирновой. «Он должен быть художником: уметь рисовать и писать красками, владеть всевозможными техниками и материалами. Он должен знать историю, понимать язык изобразительного искусства, разбираться в законах композиции, особенностях видов и жанров, стилях и направлениях и т.д. Задача художника-педагога – помочь узнать мир во всей его сложности, исследовать его и овладеть мастерством его изображения. Но самое главное – разбудить в каждом обучаемом жажду творчества, помочь полюбить искусство. Чтобы человек целиком отдавался воздействию картины, смог пережить процесс творчества художника и принять в нем участие» [2]. Мир чувств такого человека будет широк и жизнь его многогранной, духовно-богатой, интересной. Пришла пора пересмотреть уровень подготовки учителей изобразительного искусства, руководителей изобразительно-художественных кружков. Обратить внимание на оснащение.

Есть немало фактов, когда уроки труда ведут не педагоги, а умельцы: чеканщики, ювелиры, люди, умеющие работать с берестой, лозой. В одной из школ нашего района уроки труда превратились в занятия по прикладному искусству. Мамам на 8 Марта дети готовят букеты берестяных гвоздик и георгинов. Ребятам очень интересно, что и после школы они бегут в мастерскую. Со следующего года они планируют работу с лозой: делать корзины, кузовки, а может даже и мебель. Это не означает, что надо отказаться от столярного или слесарного дела. Но информация для размышления есть.

В воспитательной работе часто сталкиваемся с организацией общешкольных и внеклассных мероприятий. Не секрет, что очень велик их потенциальный воспитательный заряд. Каждый этап, каждый момент может вызвать определенные эмоции. А если проводить не грамотно, не профессионально, можно получить обратный результат. В этом плане, наверное, настал момент, когда в школе необходимо иметь учителей – художественных руководителей. Они же могли бы возглавить школьную театральную студию. Современной школе нужны профессионалы, владеющие теорией, методикой сценического искусства.

Все сказанное выше наводит на мысль, что инновационные меры на сегодняшний день нужны в программах вузов.
Недостаточно того, что в стенах университетов готовят учителей-предметников. Будущим учителям необходимо параллельное образование по воспитательной работе: музыканта, хореографа, художественного руководителя, сценариста, руководителя кружка (прикладного искусства, технического моделирования, аэробики, макраме и др.) Наверное, настало время подумать, как объединить в единую образовательную структуру программы высших и средне-специальных учебных заведений. Может следует тщательнее рассмотреть содержание и возможности факультетов общественных профессий при вузах? Могут ли они дать профессиональную подготовку будущим учителям по воспитательной работе? Если да – включить обучение на ФОПе в обязательную программу, по окончании которого студент будет иметь дополнительно к диплому документ, допустим, организатора досуга детей или руководителя какого-либо кружка. Заодно, подумать, какой разряд будет иметь учитель, имеющий такую подготовку и реализующий на практике свои знания и умения. Возможно, какую-то миссию смогут взять на себя институты повышения квалификации учителей.

Парадоксальные ситуации создаются на местах: учитель бурятского языка не может обучить детей бурятским песням и танцам (не говоря о национальных инструментах). Выпускница бурятской студии культурно-просветительного училища (раньше она была) не может взять дополнительно к нагрузке часы бурятского языка.
На сегодняшний день в создавшейся ситуации очень своевременными являются национальные проекты, провозглашенные Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, которые становятся ориентиром в работе. «Мы должны наконец создать основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности. Очевидно, что нужны особые меры государственной поддержки вузов и школ, активно внедряющих инновационные общеобразовательные программы. В предстоящие два года на приобретение для них лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизацию учебных классов и подготовку преподавателей будут выделяться значительные суммы» [3].

В свете этих решений очень хотелось бы видеть реально обновленные программы вузов, многопрофильную подготовку педагогических кадров и, конечно же, дополнительное материальное и техническое оснащение школ.
Все это, реализованное на практике, будет способствовать достижению главной цели школы – воспитанию разносторонней и гармонично развитой личности каждого школьника.

Литература:

1. Н. Лязина "Что мешает решению воспитательных проблем". Воспитание школьников. № 5, 1983 г.
2. Т. Смирнова. "Развиватьу ребят любовь к искусству". Журн. «Учитель» № 5, 2003 г.
3. В.Путин. "Национальные пректы".