Цель урока: определить причины и значение победы Советского народа над фашистской Германией.
Задачи урока:
- Актуализация знаний учащихся по теме “Великая Отечественная война 1941-1945 г.” при выявлении факторов и значения победы советского народа.
- Формирование умений и навыков анализировать данные таблиц и делать выводы.
- Формирование умения на основе имеющихся знаний решать проблемные задания.
- Формирование умения аргументировано выражать свою точку зрения.
- Формирование умения использовать знания по краеведению при изучении учебной темы.
- Формирование умений и навыков ведения учебной дискуссии .
- В конце урока учащиеся должны знать: факторы победы советского народа в Великой Отечественной войне; значение победы Советского Союза в войне с германским фашизмом.
- Воспитание патриотических чувств, уважения к историческому прошлому России. Сохранение в сознании учащихся памяти о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Формирование гражданской позиции, чувства ответственности за судьбу своей Родины. Формирование интереса к истории как науке и учебной дисциплине. Раскрытие творческого потенциала учащихся.
План урока.
I. Организационный момент.
- Объявление темы урока.
- Постановка учебных задач.
II. Изучение нового материала.
- Источники победы советского народа в Великой Отечественной войне.
- Значение победы.
III. Заключительный этап.
- Подведение итогов урока.
- Постановка домашнего задания.
- Выставление оценок.
Виды деятельности.
Учителя
- Постановка проблемных заданий.
- Постановка наводящих вопросов.
Учащиеся
- Анализ данных статистических таблиц.
- Чтение и анализ текстов дополнительных источников.
- Высказывание своей точки зрения.
- Аргументация выводов.
- Выступления с сообщениями.
Оборудование урока:
- Карта “Великая Отечественная война 1941-1945г.г.”
- Тексты таблиц, заданий.
Ход урока
- Объясните значение термина “источник” (то, что даёт начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь)
I. Источники победы.
Постановка учебной задачи.
Сегодня на уроке мы должны выяснить источники победы советского народа в Великой Отечественной войне, а также определить значение Победы.
Экономический фактор.
- Тексты заданий №39, 55 – Вопросы к ним:
№39 – О чём, свидетельствуют приведенные факты? Согласны ли вы с оценкой Ал. Верта проведенных мер по эвакуации промышленности на восток?
№55 – Можно ли на основе приведенных фактов согласиться с существующей в западной историографии т.зр., что победу СССР в войне с Германией обеспечила помощь союзников по лендлизу? Можно ли вообще сводить значение сотрудничества с США и Англией в годы воны, только к поставкам по лендлизу? А что , на ваш взгляд, ещё было не менее важно?
- Проанализируйте статистические данные таблиц о соотношении вооруженных сил СССР и Германии в годы ВОВ. Сделайте выводы о роли экономического фактора в победе над фашистской Германией.
Итак, назовите 1-ую причину: 1. Экономический фактор.
Фактор морально-политического единства советского общества.
- Готовясь к войне против СССР, гитлеровское руководство рассчитывало на раскол советского общества, полагая, что недовольство различных слоев сталинским режимом позволит в короткие сроки развалить советское государство.
Оправдался ли расчет гитлеровцев?
Докажите , что в годы войны советское общество еще больше сплотилось для отпора фашистской агрессии. (Примеры по Бологое)
Выдвижение в годы войны плеяды талантливых военачальников.
Задание №66 – В западной литературе бытует мнение, что решающими сражениями
II Мировой воны стали два события: сражение в Северной Африке у Эль-Аламейна в 1942 г., в котором английские войска под командованием генерала Монтгомери разбили 4 немецких и 7 итальянских дивизий; и высадка союзных войск, под командованием американского генерала Эйзенхауэра 6 июня 1944 г. в Нормандии ( Северная Франция).
Так ли это на самом деле?
Докажите, что на протяжении 1941-1945г.г. советско-германский фронт оставался главным.
- Назовите имена советских военачальников, выдвинувшихся в годы Великой Отечественной войны и сражения , в которых они участвовали.
Массовый героизм советских воинов.
- Приведите примеры мужества и героизма советских людей на фронте и в тылу врага противника. (Бологое тоже , война в истории моей семьи)
Сформулируйте причины победы советского народа в Великой Отечественной войне:
- экономический фактор
- единство советского общества
- талант военачальников
- массовый героизм советских людей
- внешнеполитический фактор.
II Значение победы советского народа в Великой Отечественной войне.
- §35 – последний абзац. Что говорит учебник?
- А что думаете вы?
Учебник .
- Рост симпатий к Советскому Союзу в мире.
- Советские вооруженные силы – самые мощные в мире.
- СССР – великая мировая держава.
- Укрепился сталинский политический режим.
- Конец кровопролитнейшей и разрушительной войны.
Ребята (предположительно)
- Одержала победа над фашизмом – чудовищем XX века.
- Советский народ сплотился в борьбе с врагом.
- Победа над фашизмом объединила народы планеты в борьбе за мир.
- Почему День Победы – самый светлый праздник нашего народа?
Проблема: Сегодня накануне празднования 60летия Победы, некоторые политики, в частности, президент Латвии, пытаются умолить значение разгрома гитлеровской Германии, утверждая, что прибалтийские страны пострадали больше от советского режима, чем от фашистов. Лагерь смерти Саласпилс называют воспитательно-трудовым учреждением. Что бы вы ответили госпоже президенту?
Проблема: Некоторые современные историки считают, что после изгнания немецких захватчиков с территории СССР и вступление советских войск в Европу война перестала быть народной, Отечественной, превратилась со стороны Советского Союза в войну завоевательную.
- А как считаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.
III. Завершение урока.
Домашнее задание: Сочинение – размышление.
- “Почему День Победы – самый светлый праздник нашего народа?”
- “Великая Отечественная война глазами молодых”
Литература.
- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина “История России XX век”, учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 2000г.
- А.Г. Колосов “История России XX век”. Дидактические материалы, 11 класс. Издание 2-е, стереотипное, М., Дрофа, 2001г.
- Н.Верт “ История советского государства 1900-1991” Второе исправленное издание . Перевод с французского, М., “Прогресс – Академия”, 1994г.
- “Всемирная история” под редакцией академика Г.Б. Поляко, профессора А.Н. Марковой. Учебник для студентов высших учебных заведений, М., Юнити, 200г.
- А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиев, Т.А. Сивожина “история России с древнейших времен до наших дней”, издание второе, переработанное и дополненное. М., Проспект, 2000г.
- В.А. Поцелуев “История России XX столетия (основные проблемы)”. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, М., “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, 1997г.
- Ю.Троицкий, К. Умбрашко “Шаг за шагом. История. Рабочие тетради. Советский Союз: годы испытаний Великая Отечественная война”. Издательство гимназии “Открытый мир”, М., 1995г.
- Журнал “Родина”: №№6-7, 1991 год, №5, 1995год.