Преподавание математики в школе с агроэтноэкологическим направлением

Разделы: Математика


С введением закона Российской Федерации “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Введены федеральный компонент, направленный на обеспечение единого образовательного пространства России, и национально-региональный, который направлен на обеспечение реализации региональной политики в области образования. Многообразие природно-климатических условий регионов России и населяющих ее различных этносов, имеющих свое историческое прошлое, должны предопределить дифференцированный подход к содержанию образования. Иначе говоря, придать образованию, на наш взгляд, национально значимых черт, отразить в содержании учебного процесса природных, хозяйственных, экономических, экологических и др. специфических особенностей конкретного региона.

В этой связи актуальность введения национально-региональных компонентов в содержание математического образования не вызывает сомнений. Актуальность еще более возросла в связи с тем, что наша школа стала экспериментальной площадкой республиканского значения с агроэтноэкологическим направлением.

Мною была составлена программа спецкурса для учащихся школы с фермерским направлением, имеющей подсобное хозяйство, предусматривающая овладение техникой вычислений, ознакомление с некоторыми идеями и прикладными методами курса математики, часто применяемыми в трудовой деятельности.

Необходимость введения данного курса явилась назревшей потребностью развития школы. Изучение курса дает возможность эффективно, интенсивно использовать математический аппарат для иллюстрации и раскрытия экономического материала в процессе работы школы с аграрным направлением.

Наличие подсобного хозяйства позволяет заниматься опытничеством, экспериментальными исследованиями, выявлением возможностей рентабельности сельского хозяйства, связать учебную работу по математике с сельскохозяйственным производством, с экологией, поэтому цель изучения данного курса - показать применение идей и методов математики в различных сельскохозяйственных ситуациях, решать задачи, с которыми встречаются в своей деятельности агрономы, зоотехники, механизаторы экономисты, и экологи. Изучение курса предусматривает профильную и предпрофессиональную подготовку учащихся, получение прикладных знаний и практических умений, приобретение личного опыта работы в сельском хозяйстве

Основными задачами курса являются формирование приемов математического моделирования практических задач, формирование вычислительных, измерительных, графических навыков, привитие навыков планирования, рационализации своей деятельности, воспитание экономической грамотности, воспитание учащихся на примерах содержательных задач и показ важности математических знаний и умений решать задачи.

В курсе большое внимание уделяется решению задач, самостоятельно составленных учениками, подсказанных проблемами сельского труда и быта, с учетом местных условий, используя данные подсобного хозяйства.

В содержание курса включены следующие темы: величины, процентные вычисления, простые и сложные проценты, понятие модели, математическое моделирование, задачи на оптимизацию, расчетные задачи в сельском хозяйстве

В ходе изучения курса учащиеся решают производственные задачи и выполняют практические и лабораторные работы. Определяют производительность труда, урожайность пшеницы и овощей в подсобном хозяйстве, составляют рацион животных,

вычисляют площади, объемы сельскохозяйственных объектов, определяют массу сена в скирдах и стогах, влажность зерна, привес животных, жирность молока, расход горючего, плотность картофеля и овощей, посевную годность семян, устанавливают вес сена и соломы в стоге.

В современном мире экология как наука приобретает особое значение в связи с усилением воздействия человека на природу. Она уже не может считаться только наукой об отношениях живых организмов с окружающей средой. Задачами экологии на современном этапе являются поиск новых путей сосуществования человека и природы, нужны новые подходы в системе экологического образования, которые предполагают развитие экологического мировоззрения, воспитание личности с ответственным отношением к окружающему миру, природной среде, в частности региона, где он проживает.

Экологическое видение действительности предъявляет особые требования и к нам, учителям математики. Мы должны уметь связывать экологическое воспитание с преподаванием своего предмета, представлять глобальные экологические проблемы в виде задач, которые предстоят решать самим учащимся.

Концепция школы агроэкологического направления определяет основные цели и задачи экологизированного курса математики. Конечной целью является формирование экологической сознательности и гражданской позиции, а задачами - стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде посредством задач, содержащих экологическую тематику, способствование умению предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, развитие исследовательских навыков по решению экологических проблем местного значения.

При изучении математики имеется возможность установить взаимосвязи между понятиями математики и окружающим миром. Еще с древности, наблюдая за окружающей природой, создавая произведения искусства, люди искали закономерности, которые позволяли бы определить прекрасное, т.е. пытались вывести “формулу красоты” Ряд формул красоты известен. Это правильные геометрические формы: квадрат, круг, равносторонний треугольник и т. д.; - это законы симметрии.

Подход к решению одной из задач воспитания экологической культуры – созданию целостной картины мира в сознании школьников может быть найден при изучении ряда тем планиметрии, используя такие примеры, которые демонстрировали бы связь математических понятий с окружающей действительностью. При изучении темы “Пропорция” вводим понятие “золотого сечения”, при изучении теоремы Пифагора строим “золотое сечение” отрезка с помощью циркуля и линейки, изучаем и строим золотой прямоугольник, правильные многоугольники.

Вопросы экологизации математики и интеграции в программу материалов местного уровня решаются нами включением учащихся в деятельность по изучению региональной экологической ситуации своей местности, по улучшению среды обитания, по выработке мер, направленных на оптимизацию экологической ситуации.

Например, даются задания по оценке экологичности своего жилища и образа жизни, где описывают природноклиматические условия территории, уровень антропогенного влияния на природные комплексы, показатели жилых помещений (расположение, планировка, строительный материал и др.), качество пищевых продуктов и т. д. С учетом норм вычисляются площади комнат и их соответствие с числом жильцов, количество используемых строительно-ремонтных материалов и в заключении, предлагается сам проект экологически чистого дома. Разбирается качественный и количественный состав продуктов питания, суточная потребность в них, рассчитывается примерная раскладка блюд.

Учащимся предлагается составление проекта эколого-экономического развития района, села (рассмотрение и анализ состояния природных ресурсов, региональные особенности и проблемы природопользования, прогнозирование эколого-экономического развития района, села). Для этого даются различные ситуации, данные, которые в последствии становятся сюжетами текстовых задач, составленных учащимися. Составляются различные диаграммы по полученным данным в ходе исследовательской работы

  • Еловые насаждения площадью в 1 га могут задержать на кронах деревьев до 32 т пыли в год, сосновые – 35т. Содержание пыли в литре воздуха на озелененной улице втрое меньше, чем на улице без деревьев. (Например, задача: Определив площадь ельника нашего села, выясните, сколько пыли в год задерживаются на кронах деревьев.)
  • На выращивание одной тонны пшеницы требуется за 1 вегетационный период 1500 т воды. Сколько тонн воды требуется для выращивания пшеницы на полях нашего подсобного хозяйства?
  • Леса снижают уровень шума в среднем в 2 раза на каждые сто метров: одна четвертая часть звуковых колебаний воздуха они переводят в механические, а остальные – отражают и рассеивают.
  • Как известно, при лесозаготовках, часть стволовой массы срубленных деревьев бросается в лесу. Экологические проблемы в этом случае усугубляются баснословным материальным ущербом: пропадает ценнейшее сырьё для целлюлозно-бумажной промышленности.
  • На протяжении многих веков пастбища у бурят использовались строго системно. В течение года они стравливались “планомерно” со сменой стоянок от 4 (по временам года) до 6 мест. На каждой стоянке оно делилось на 6-8 частей с последующей сменой участка. Именно при таком методе использования пастбище не истощалось, сохранялся его ботанический состав трав.
  • Муравьиная семья, за день уничтожает до 1000 тысяч насекомых – вредителей. Птицы – главные истребители вредных насекомых. Муравьи одного муравейника уничтожают за год 20 млн. насекомых.
  • Мухоловка – пеструшка уничтожает за день около 5 тысяч насекомых, а синица – до 600 гусениц в час.
  • Жабы являются лучшими помощниками в борьбе с вредными насекомыми. Подсчитано, что 720 лягушек могут уничтожить за короткий срок 1 млн. вредных насекомых.
  • По подсчетам орнитолога зяблики за 214 дней ежегодно съедают 1035 т вредных насекомых, 777 т семян сорняков, 70 т семян культурных растений.

Имея такие данные, учащиеся составляют задачи и, решая их, делают выводы.

Одним из важнейших составляющих социального самоопределения является этнокультурное самоопределение личности. Для этого следует формировать и развивать национальное самосознание, национальное достоинство, осваивать национально-культурный опыт, национальные обычаи, традиции. В соответствии с современным реальным состоянием этноса для решения этих задач согласно концепции нашей школы в программы по математике включены народные задачи, которые записаны у знатоков народной культуры, фольклорные, передаваемые устно из поколения в поколение. Например, в 7 классе решали задачу: “Если некоторое количество лодыжек (шагай) разделить по 4 , то останутся 2 лодыжки, если разделить по 5, то – 1, а если по 6 – 4. Сколько всего было лодыжек? (ответ 46). Учащиеся узнали о том, что лодыжки – альчики являлись любимым счетным материалом детворы и такие задачи решаются методом перебора, который является одним из народных способов решения задач.

Кроме этого преподавание математики не мыслимо без изучения ее истории. На уроках учащиеся узнают, что бурятский народ разработал самобытные способы измерения различных величин. Очень оригинален способ измерения суточного времени по движению солнечного луча, проникавшего в юрту через дымовое отверстие – тооно. Тооно и внутреннее пространство юрты, разделённое на 12 частей, каждая из которых имела знак календарного животного, были подобны циферблату. Стрелкой часов служил солнечный луч, проникавший через круглое отверстие в кровле юрты. Перемещение солнечного луча от одной части до другой занимало 2 часа, что составляло национальную единицу времени саг Началом отсчёта времени была почётная северная сторона юрты, имеющая знак Мыши - богатства. В юрте под знаком Собаки - символа охоты хранилось оружие. Сосуды с водой на восточной женской стороне стояли под знаком Дракона, Змеи - символов воды и водной стихии. На юго-западной стороне под знаком Овцы держали новорожденных ягнят, под знаком Быка хранились продукты, под знаком Обезьяны - упряжь для лошадей, под знаком Зайца было детское место.

Данная мера времени раскрывает нравственные основы, нравственный смысл тех или иных сторон национальной культуры, отражает в них лучшие моральные качества, его ум, духовное богатство.

Большое внимание уделяем и внеклассной работе по математике. Каждый год в нашей школе проходит неделя математики. Это стало традицией. И каждый раз, проводя очередную неделю, мы стараемся сделать ее непохожей на предыдущую. Подготовка и проведение недели начинается с организационных вопросов, тщательно продумываются все детали, все “мелочи”: от установления времени, места проведения до назначения ответственных, занимающихся оформлением зала или подбором материала. Формы проведения выбираются с учетом возрастных особенностей и рассчитаны на массовое участие в них школьников, на привитие интереса к предмету.

В рамках недели математики традиционно мы проводим олимпиады для всех классов, включая и начальные. Олимпиады проводятся в два тура. В первом туре участвуют все желающие, а во втором те, кто решил более половины предложенных задач. Мною издано пособие, в котором предлагаю подробные сценарии с конкретными задачами, увлекательные состязания, КВН-ы, викторины, вечера, игры “Что? Где? Когда?”, часы весёлой и занимательной математики, которые проводились в рамках недели математики.

Считая агроэкологическую направленность приоритетным направлением и во внеклассной работе, в содержание мероприятий включаем экологические проблемы и выявляем способы их решения.

Так в нашей школе – школе агроэтноэкологического направления решаются вопросы введения национально-региональных компонентов в содержание математического образования, что, конечно же, способствует повышению не только общего, но и экологического образования.