Урок окружающего мира в 4-м классе на тему "Многогранный мир чувств"

Разделы: Начальная школа


Тема: Многогранный мир чувств.

Цели:

  • формировать у учащихся новые понятия об органах чувств,
  • о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, показать их значение в жизни человека;
  • обосновать основные правила охраны органов чувств и убедить учащихся в необходимости их выполнения;
  • учить наблюдательности, развивать воображение и умение делать выводы.

Оборудование:

  • иллюстрации строения органов зрения, слуха, вкуса;
  • муляж уха;
  • таблица “Органы чувств”;
  • геометрические фигуры;
  • таблички с названиями и фразеологическими оборотами;
  • различные предметы (лимон, конфеты, витамины, игрушки из разных материалов;
  • магнитофон, “Звуки природы”.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Тема урока.

Когда на свет рождается ребёнок,
В руках у матери ему спокойно и тепло.
Но в голове его уже с пелёнок
Сто “почему” и “для чего”.
И каждый день, и каждый час,
Шагая по родной планете,
Он познаёт чудесный мир,
В котором вы живёте, дети.

– Тема сегодняшнего урока: “Многогранный мир чувств”.

Напоминаю условия работы (рисунок 1.) :

1. Отвечать чётко, использовать таблицы, книги, учебники.

2. Использовать помощь товарища.

3. Уметь слушать товарища.

1) Актуализация.

– Вспомним то, что мы уже знаем.

Для вас логическая задача: нужно изменить Ф-форму, Ц-цвет, Р-размер геометрических фигур (на доске геометрические фигуры).

Ф Р Ц Ф

– При помощи какого органа вы смогли различить размер, цвет, форму предмета?

Дети. – При помощи глаз.

– Из каких частей состоит глаз?

Дети рассказывают по плакату (рисунок 2) об устройстве глаза

– Для чего на веках ресницы?

Дети. – Веки и ресницы предохраняют глаза от света и пыли.

– Как помогают глазам брови?

Дети. – Брови задерживают стекающий пот.

. – Каково значение зрения в жизни человека?

Дети. – Зрение помогает нам читать книги, смотреть телепередачи, любоваться живописью, видеть красоту природы.

– Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. Скажите, что вредно для органов зрения?

Дети. – Плохое освещение, чтение лёжа или в движущемся транспорте, частый и долгий просмотр телепередач, работа у компьютера. Зрение ухудшается при некоторых заболеваниях. Особенно страдают глаза при повреждении различными предметами.

– Глаза – важнейший орган чувств человека. Глаза нужно беречь! Помните: испорченное зрение трудно исправить.

Знаете ли вы, что надо делать, чтобы не заболели глаза, а зрение было всегда хорошим?

Дети.

  • Не читай книги и газеты лёжа и при плохом свете;
  • не читай в автобусах во время езды;
  • не сиди близко у экрана телевизора;
  • соблюдай осанку во время подготовки уроков;
  • лампу поставь слева от себя;
  • не наклоняй голову близко над книгой и тетрадью;
  • не три глаза грязными руками;
  • умывайся каждое утро, лучше с мылом;
  • делай гимнастику для глаз, если ты чувствуешь усталость в глазах;
  • не бойся проверять глаза у доктора;
  • не стесняйся носить очки, если тебе их выписали.

– Когда зрения бывает недостаточно для представления о предмете?

Дети: – Зрения недостаточно для представления о предмете тогда, когда свет слабый или отсутствует.

– Да в сумерках человек чувствует себя неуверенно. Он вынужден идти на ощупь, останавливаться и прислушиваться. А еду, например, мы часто различаем быстрее и надёжнее с помощью обоняния и вкуса.

– Сколько органов чувств у человека? Назовите их.

Дети. – Зрение – глаза, слух – уши, обоняние – нос, вкус – язык, осязание – кожа.

2) Совместное открытие знаний.

а) – Выполним задание 10 на стр.45 (по вариантам – по рядам; 4-й столбик у доски выполняет 1 ученик).

– Почему с некоторыми словами возникли трудности? (Слова “приятный” и “неприятный” не имеют прямого отношения к органам чувств)

– Как же мы воспринимаем окружающий мир? Постараемся найти ответ на этот вопрос вместе. А помогут нам в этом Знайки Тома, Оля, Саша, Никита и доктор Пилюлькин в лице Миши. Прошу вас, Знайки, занять свои места.

б) Орган слуха.

– Предлагаю вам всем немного отдохнуть. (Включается запись звуков природы).

– Что вы представляли, слушая эти звуки? (Ответы детей)

– Какой орган помог вам услышать звуки музыки?

Дети. – Уши – орган слуха.

– Да, это уши. Предоставим слово Знайке Томе (Рассказ о строении уха с использованием таблицы (рисунок 3) и муляжа. Учебник стр.42).

(Далее 4 ученика инсценируют стихотворение Э. Мошковской “Доктор”).

Ученик 1.

– Доктор, доктор, как нам быть:
Уши мыть или не мыть?

Ученик 2.

– Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть или пореже?

Автор. – Отвечает доктор:

Доктор. – Еже!

Автор. – Отвечает доктор гневно:

Доктор.

– Еже,
Еже,
Ежедневно!

– Так же, как и глаза нужно беречь органы слуха Сильный и резкий шум снижает остроту слуха, отрицательно действует на головной мозг. Простуда и грипп могут вызвать воспаление уха. Поэтому при боли в ушах нужно немедленно обратиться к врачу. Необходимо следить за чистотой ушей. Опасно ковырять в ушах острыми предметами.

Можно повредить внутреннюю часть уха и потерять слух.

– Выполним задание 2 на стр.42.

в) Орган обоняния.

– А сейчас я прошу вас закрыть глаза.(В это время разрезается на части лимон. Не разрешая детям открывать глаза ,прохожу между рядами с половинками лимона в руках. Детям предлагается назвать запах, который их окружает.

– Почему вы называете запах лимона?

– При помощи какого органа вы почувствовали этот запах?

– Да, это нос. О нём нам расскажет Знайка Оля.(Рассказ об органе обоняния, учебник, стр.43)

Разнообразие запахов так велико, что их не удаётся свести в какие-нибудь группы. Поэтому и разнообразие рецепторов обоняния так велико. Но зато мы можем точно узнать по запаху предмет.

– Выполним задание 3 на стр. 43. (Рисунок 5)

– Русский язык богат фразеологизмами. Объясните смысл следующих фразеологизмов (рисунок 4).

“Зарубить на носу” (запомнить)
“Задирать нос” (зазнаваться)
“Водить за нос” (обманывать)
“Нос не дорос” (мал ещё)

г) Орган вкуса.

– Предлагаю снова закрыть глаза и приоткрыть рот. (Заранее приготовленные конфеты и витамины кладу в рот)

– Откройте глаза и расскажите о своих вкусовых ощущениях.

– Почему необходимо было открыть рот, чтобы почувствовать вкус вещества?

– Послушаем рассказ Знайки Саши. (Учебник, стр.43)

– Почему говорят “Язык без костей”? (Это мускулистый орган)

– Ответьте на вопрос задачи 4 на стр. 43, пользуясь рисунком.

– Опытами установлено, что прогулка, лёгкое мышечное напряжение обостряют вкусовые ощущения, а тяжёлая работа притупляет их. Голод повышает чувствительность к сладкому, а к кислому притупляет. Свет и температура способны менять вкусовые ощущения. После обеда активность вкусовых ощущений падает в 2 раза, а спустя полтора часа начинает возрастать.

Вкусовые ощущения очень важны и обеспечивают – в цепи других ощущений – нормальную жизнь организма).

Какова же гигиена вкуса? Слово – доктору.

Доктор. – Пища не должна быть слишком горячей или чересчур холодной. Важное значение для сохранения вкусовых ощущений имеют зубы. Поэтому следует поддерживать их в порядке. Ощущения вкуса прямо связаны с аппетитом, а значит, и с работой органов пищеварения.

д) Орган осязания.

У учителя мешочек, внутри которого находятся игрушки, сделанные из разных материалов .Учитель вызывает по одному трёх учеников. Дети должны на ощупь определить материал, из которого сделана игрушка.

– Что помогло вам определить, из чего сделаны эти игрушки?

Дети. – Это кожа – орган осязания.

-Прочитайте текст на стр.44 первый абзац.

е) Орган равновесия.

– Прочитаем диалог Лены и Миши на стр. 42.

– Думаю, что рисунок поможет вам написать название шестого органа чувств. Об органе равновесия нам расскажет Знайка Никита.(Учебник, стр.43)

ж) Органы чувств и мозг.

– Учёные говорят: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, а мозг!” Как это понять?

Дети. – Вся информация от разных органов чувств поступает в мозг. Мозг анализирует её и даёт команды разным органам, как действовать.

Мозг – главный орган. Теперь считайте, сколько у нашего головного мозга разных разведчиков – телеграфистов. Глаза – раз, уши – два, кожа – три, язык – четыре, нос – пять, равновесие – шесть. Шесть помощников, а могут рас-

сказать обо всём, что есть на свете.

– Выполните задание 5 на стр. 44.

III. Итог урока.

-Почему же мир чувств многогранный? (Вывод на стр. 44)

IV. Задание на дом: стр.42-45, з.6-9, отвечать на вопросы.

Рисунки