Роль экспериментирования на занятиях по формированию культуры здоровья у дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


К.А. Тимерязев отмечал: «… Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал». Я считаю, очень важно, с самого начала экспериментирования, учить детей анализировать опыт, делать выводы из него, необходимо формировать логику воспитанников на основе логики эксперимента.

Общеизвестна роль опытов в образовании убеждений, формировании и развитии понятий и мировоззрения, в развитии познавательных способностей детей, в возникновении и сохранении исследовательского интереса дошкольников. Все это особенно важно для формирования у воспитанников потребности в ведении здорового образа жизни.

Так, например, на занятии по теме: «Курить – здоровью вредить» из раздела «Среди людей» для того, чтобы дети наглядно могли убедиться в том, что курение опасно для здоровья мне на помощь приходит «Курительная машина». Она состоит из обычной трехлитровой банки, полиэтиленовой крышки, спринцовки и стеклянной трубочки Банка играет роль окружающей среды, также не дает дыму распространяться по всему помещению, где проводиться опыт. К ней, через отверстие в крышке, подсоединяется трубочка – это трахея. Она проводит табачный дым от сигареты в легкие человека. Перед началом опыта детям демонстрируется чистый кусок ваты, затем его нужно слегка намочить, мотивируя это тем, что в организме человека все органы увлажнены. Далее этот кусок ваты помещаем в стеклянную трубочку, на один конец которой одевается через отверстие полиэтиленовой крышки и вставляется сигарета, а в другой конец – спринцовка. Опыт начинается с зажигания сигареты с помощью спринцовки, она втягивает воздух, а потом также с ее помощью «выкуривается вся сигарета» <Рисунок 1>. Обращается внимание детей, как много дыма проходит по стеклянной трубочке от сигареты в легкие и сколько дыма выделяется в окружающую среду. В конце опыта из трубочки извлекается ватка, которая поменяла свой цвет и запах.

<Рисунок 1>

Таким образом, дети видят весь процесс превращения ватки из чисто - белой в грязно – желтую, местами в черную, чувствуют ее запах и понимают, что легкие которые становятся такими никогда не будут здоровыми.

На занятии по теме: «Чтобы зубы не болели» из раздела «Чистота, красота и здоровье» дети наглядно могут наблюдать, как разрушаются зубы от неправильного ухода за ними и большого количества сладкого. Для начала мы рассматриваем здоровый зуб <Рисунок 2>, с красивой, ровной, блестящей эмалью (для этого я заключила договор со стоматологической поликлиникой, которая и поставляет нам удаленные и обработанные зубы). Затем, мы опускаем его в емкость со сладкой водой. Но мы то с вами знаем, что зубы портятся не от сладкого как такового, а от образующейся в результате кислоты, которая и оказывает негативное воздействие на зубы. Поэтому, когда дети уходят, зубы я перекладываю в уксусную кислоту и оставляю там на сутки. На следующий день мы с детьми рассматриваем, что стало с эмалью зуба – она растворилась, зуб остался без защиты и теперь на него легко могут воздействовать все болезнетворные микробы, разрушая его полностью.

<Рисунок 2>

На занятии «Мой организм» из раздела «Познай себя» мы рассматриваем особенности работы, строения и расположения органов человека. Конечно же, очень интересно, как может поместиться такой длинный, восьмиметровый кишечник в таком маленьком детском животике. Для выяснения этого вопроса, дети начинают экспериментирование – пытаются аккуратно сложить ленту в маленькую коробочку <Рисунок 3>. На занятии во время экспериментирования до конца опыта происходит спор. Дети делятся на два лагеря: одни считают, что такая длинная ленточка не поместится в такой маленькой коробочке, другие – наоборот. Вот так, в споре и рождается истина – «кишечник» складывается в виде петель, так он не путается и лежит аккуратно, занимая мало места.

<Рисунок 3>

Для определения силы работы сердца больного человека, тренированного и обычного, здорового в сравнении, я использую простое экспериментирование. Для этого понадобятся трубочки от одноразовой системы для капельниц и три шприца – 10–ти, 5–ти и 2-х граммовые. Нужно отрезать три трубочки одинаковой длины и с одной стороны каждой прикрепить по одному шприцу наполненного слабым раствором марганца, для того чтобы было лучше видно продвижение жидкости по трубочкам. Затем нужно предложить трем детям подержать свободные концы трубочек <Рисунок 4>. Педагог выталкивает из шприцов жидкость, которая распределяется по трубочкам на различную длину. Это говорит о разнице в силе работы сердца, так как 10-ти граммовый шприц представляет собой сердце тренированного человека, 5-ти гр. шприц - сердце обычного здорового человека, который по утрам делает зарядку, а 2-х гр. шприц – сердце больного человека, который не любит физкультуру, и никогда не делает утреннюю зарядку. Таким образом, дети наглядно могут видеть разницу в работе сердца у разных людей, у них появляется стимул, для тренировки своего сердца, так как они знают, что физические упражнения благотворно сказываются на улучшении работы органов.

<Рисунок 4>

Для того, чтобы дети смогли наглядно наблюдать за функцией некоторых органов, была создана модель «почки» <Рисунок 5>, на обратной стороне которой имеется система трубочек и три емкости. В первую справа емкость (эта емкость имеет выход за мочеточником), перед началом опыта, наливается жидкость желтого цвета (моча), в следующую (эта емкость имеет выход за кровеносными сосудами) – алого цвета (кровь) <Рисунок 6>. Во время экспериментирования в третью справа емкость (она закрытая и не имеет выхода) на виду у детей заливается жидкость грязно – красного – это неочищенная кровь, которая поступает в почку. Затем происходит «процесс очистки» (в это время педагог открывает первые две емкости, жидкость из которых начинает вытекать жидкость – моча и очищенная кровь). В результате этого экспериментирования дети лучше понимают роль почки в организме человека и, соответственно, начинают бережнее относиться к своему организму.

<Рисунок 5>

<Рисунок 6>

На занятие «Как одежда помогает здоровью» из раздела «Чистота, красота и здоровье» к нам в гости приходит кукла в теплой одежде и не хочет раздеваться, в результате чего через некоторое время начинает потеть. С ее лица действительно медленно начинают стекать капельки пота. Это видят дети, что очень их заинтриговывает, а как же ведь кукла ожила! Для того чтобы такое чудо свершилось достаточно просто взять небольшие отрезки от одноразовой системы для капельниц и три шприца, которые заполняются водой, а трубочки располагаются под одеждой куклы, и выходят на лицо через волосы, чтобы их не было видно <Рисунок 7>. Перед занятием кукла усаживается на стул, а трубочки со шприцами выводятся за спинку стула, так, чтобы их не было видно и в то же время было бы удобно педагогу нажимать на поршни шприцов для того, чтобы пот начал катиться по лицу куклы.

<Рисунок 7>

Физкультминутки на занятиях я также строю в форме эксперимента. Например, упражнение дыхательной гимнастики – сдувание шарика с блюдца. Ребята сами строят опыт. Они выясняют, у кого легкие сильнее, для чего соревнуются, кто дальше дунет <Рисунок 8>, а потом делают вывод - чтобы дуть сильнее и дальше, а соответственно становиться здоровее, необходимо тренировать легкие.

<Рисунок 8>

Таким образом, я считаю, экспериментирование на занятиях по культуре здоровья позволяет наглядно показать воспитанникам негативное влияние вредных привычек, значение выполнения определенных культурно – гигиенических навыков, навыков безопасного поведения по отношению к своему собственному организму. И это, несомненно, помогает в формировании здорового образа жизни детей, повышает уровень их здоровья.