"Климатический образ России" – урок географии в 8-м классе

Разделы: География


План урока
Этапы урока ТДЗ (цель) Содержание учебного материала Методы обучения ФОПД, используемые технологии Конечный результат
1 Организация начала урока. Подготовка учащихся к работе на уроке.

Организация урока.

1. Взаимное приветствие.

2. Рапорт дежурного.

3. Сообщение темы, цели урока.

Словесный.   Полная готовность класса и оборудования Быстрое включение учащихся в деловой ритм.
2 Подготовка к основному этапу занятия. Актуализация опорных знаний и умений, мотивация изучения новой темы. 1. Беседа по вопросам о климате.

2. Найти соответствие: отрывки из художественных произведений – территория России.

Словесный, наглядный. Эвристическая беседа. Устный фронтальный и индивидуальный опрос. Готовность учащихся к активной познавательной деятельности на основе опорных знаний.
3 Усвоение новых знаний. Обеспечение восприятия, осмысления и первичное закрепление знаний, связей и отношений в объекте изучения. 1.Климатообразующие факторы.

2.Солнечная радиация.

-ГШ угол падения солнечных лучей солнечная радиация.

-Виды солнечной радиации.

3. Подстилающая поверхность.

4.Анализ климатических карт: изотермы июля, января.

5. Влияние атмосферной циркуляции на климат России.

6. Влияние рельефа на климат России.

7. Размеры территории (удалённость от океана)

8.Распределение осадков

9. Вывод: климатический образ России.

Словесный, наглядный, практический. Фронтальный и индивидуальный.

Эвристическая беседа, построенная на основе анализа климатических карт, моделирование картосхемы «Климатический образ России».

Активные действия учащихся с объёмом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий
4 Первичная проверка понимания закрепление знаний. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала. Обеспечение возможности использования знаний в изменённой ситуации. 1. Назовите климато-образующие факторы, влияющие на климат России. (Ещё раз обращаются к схеме «Климато-образующие факторы») Наглядный, практический. Индивидуальный. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне, ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
5 Обобщение и систематизация. Формирование целостной системы знаний по теме. Составление своего климатического образа России. Практический. Индивидуальный и групповой. (по желанию) Активная и продуктивная деятельность учащихся при решении поставленной задачи. Творческий подход к выполнению задания.

Анализ полученных результатов.

6 Информация о Д.З. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения Д.З. 1. § 9 до с.57, вопросы и задания к параграфу.

2. Определить климатические показатели для городов России. (по выбору)

3. Наблюдение за погодой.

Словесный. Беседа. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения Д.З. всеми учащимися.
7 Подведение итогов урока. Рефлексия. Дать анализ и оценку достижения успешности цели. Мобилизация на рефлексию. Анализ выполненных работ, ответов учащихся, оценка их деятельности на уроке. Словесный. Беседа. Получение учащимися реальных результатов учения.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий.

Технологическая карта урока

Урок построен с учетом психолого-педагогической характеристики класса, с использованием элементов ЛОО: для большей часть детей этого возраста для возникновения стабильной учебной мотивации необходима деятельность, направленная на создание образов, связь информации с реальностью, с практикой, творческие задания.

Дидактическая цель: создание условий для проявления познавательной активности учеников, воспитания и развития их индивидуальных способностей.

Место урока: на изучение темы «Климат» в 8 классе отводится пять часов и это первый урок, на котором нужно дать общую характеристику климата и рассмотреть факторы, влияющие на его формирование.

Структура урока построена с использованием системы развивающего обучения. Так, на первых этапах урока осуществляется целеполагание и мотивация, сформулированные совместно с учащимися. Затем с целью актуализации субъектного опыта организуется беседа по изученным ранее вопросам, а так же предлагается логическое упражнение, всё это позволяет дать импульс к активной познавательной деятельности на протяжении всего урока.

При изучении нового материала используется деятельностный подход и стимулирование учащихся к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий, а так же возможность выбрать наиболее рациональные из них.

Индивидуально- творческая работа это обязательный элемент ЛОО урока, на данном уроке происходит совместное моделирование картосхемы «Климатический образа России», а затем каждый в своей работе получает возможность выразить личное отношение к климатическому образу России, что помогает им в полной мере понять влияние климатических факторов на формирование климата страны.

Тип урока: формирование новых знаний.

Цели по содержанию:

  1. Образовательные: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России; познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями, познакомить учащихся с основными факторами, определяющими климат России: географическим положением, солнечной радиацией, циркуляция атмосферы; продолжить формирование умения работать с климатическими картами.
  2. Развивающие: развитие таких мыслительных операций как: анализ, синтез, обобщение, выделение главного, сравнение сопоставление. Развитие следующих УОУН: устная речь (диалог и монолог), развитие творческих способностей.
  3. Воспитательные: воспитание чувства ответственности, коллективизма и самостоятельности, уверенности в своих силах.

Формы организации учебной деятельности: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: карты атласа: суммарная солнечная радиация, температура января, июля; картосхемы учебника; настенная контурная карта России, набор условных значков- символов, физическая карта России, раздаточный текстовый материал и контур России на каждую парту.

Содержание урока

1-й этап.

1. Взаимное приветствие.

2. Рапорт дежурного. Кроме обычного рапорта об отсутствующих и готовности к уроку дежурный сообщает сводку погоды, используя метеоприборы, находящиеся в кабинете.

3. Сообщение темы, цели урока совместно с учащимися: они называют вопросы, для постановки цели: что мы узнаем? чему научимся? что каждый из нас сумеет сделать?

Цель: Что мы узнаем: какие климатообразующие факторы влияют на климат России.

Чему научимся: анализировать климатические карты, а для этого задавать вопросы, находить на них ответы, делать выводы, моделировать картосхему «Климатический образ России».

Что каждый из нас сумеет сделать: создать климатический образ нашей страны.

2-й этап.

1. Беседа по вопросам.

- Что такое климат? В каких климатических поясах находится Россия?

- Назовите компоненты климата?

- Назовите климатические рекорды России. (Показать на физической карте России)

2. Найти соответствие: отрывки из художественных произведений - территория. /1/ (Приложение №1)

Определите по описанию о какой территории идёт речь, покажите на карте.

Ответы: А-2, Б-3, В-4, Г-5, Д-1.

Какой можно сделать вывод? (Климат России разнообразный)

- Задайте вопрос, на который сегодня на уроке вы хотели бы получить ответ. (Почему климат России такой разнообразный?)

3-й этап.

1. Климатообразующие факторы. (Рисунок №1)

- Вспомните схему «КФ» (Климатообразующие факторы). Используя символы, составляем схему: географическая широта, течение, рельеф, атмосферная циркуляция, удалённость от океана.

- Т.о. сегодня на уроке мы должны выяснить, как эти факторы оказывают влияние на климат России.

- Какой фактор, по-вашему, самый главный? (ГШ)

2. Солнечная радиация.

ГШ - угол падения солнечных лучей - солнечная радиация. (Дополняется схема на доске)

Даётся определение солнечной радиации, затем рассматривается схема в учебнике «Виды солнечной радиации: прямая, рассеянная, отражённая, поглощенная, отражённая, суммарная».

- Анализ карты суммарной солнечной радиации.

Какие вопросы можно задать по этой карте?

(-Какая закономерность наблюдается в распределении суммарной солнечной радиации по территории нашей страны? -Где приход суммарной солнечной радиации больше?)

- Какой вид радиации вы наблюдаете сегодня?

3. Подстилающая поверхность.

- Где в нашей стране больше отражённой радиации, а где поглощенной?

- Как это влияет на радиационный баланс?

- На какой климатический показатель будет оказывать влияние суммарная солнечная радиация? (На температуру воздуха)

4. Анализ климатических карт:

Работа по климатической карте «Изотермы июля». Что общего в распределении суммарной солнечной радиации и температуры июля?

Какие вопросы можно задать по этой карте?

(- Как идут изотермы июля? Где теплее всего?)

На настенной контурной карте в условных обозначениях размещены значки- символы |2| (Приложение №2), которые нужно будет разместить по контурной карте в ходе усвоения новых знаний.

- Какие значки можно разместить на картосхеме?

Размещение значков: (Приложение№2 зн.1,2)

Работа по климатической карте «Изотермы января».

Какие вопросы можно задать по этой карте?

(- Как идут изотермы января? -Почему изотермы июля идут с запада на восток, а изотермы января с севера на юг)

- Какой фактор вносит свои поправки в климатическую картину России?

5. Атмосферная циркуляция: западный перенос на западе - общепланетарная циркуляция атмосферы, муссоны на востоке – местная циркуляция атмосферы.

Размещение значков: (Приложение№2 зн.6,7,8)

- Чем объяснить, что Тихий океан не влияет на ход январских изотерм?

- Почему действие дальневосточного муссона ограничено? (Влияние рельефа).

6. Влияние рельефа: на востоке хребеты: Черского, Верхоянский, Джугджур, Сихотэ-Алинь,

на юге Сибири горы: Алтай, Саяны, в Европейской части – Кавказ и Уральские.

Размещение значков: (Приложение №2 зн.5)

7. Удалённость от океана. (размеры территории – зимой Азиатский антициклон)

Размещение значков: (Приложение №2 зн.9)

8. Распределение осадков. Как вы думаете, где на территории России выпадает много осадков, а где мало? Учащиеся предлагают свои варианты, объясняя их полученными знаниями. Размещение значков: (Приложение№2 зн.3,4)

В результате моделирования на настенной контурной карте создаётся схема, отражающая основные процессы, объекты и явления, влияющие на климат страны. (Приложение №2)

9. Климатический образ России.

«Если попытаться создать образ климата России, то он, скорее, будет похож на дом, у которого северная стена отсутствует, и холодные ветры с Северного Ледовитого океана зимой и летом беспрепятственно проникают внутрь. Высокая южная стена преграждает путь теплым тропическим воздушным массам. Морской тихоокеанский воздух упирается в восточную горную стену. Западный фасад представляет собой открытое настежь пространство, через которое проникает тепло с Атлантики. Над большей частью этого дома нет крыши — ее разрушает Азиатский антициклон, и лишь над европейской частью циклоны, приносящие облачную погоду, препятствуют выхолаживанию воздуха»/1/.

4-й этап.

1. Назовите климатообразующие факторы, влияющие на климат России.

(Ещё раз обращаются к схеме «Климатообразующие факторы»)

5-й этап.

1. Составление климатического образа России.

Картосхема убирается, и учащиеся самостоятельно составляют свой «климатический образ России», используя контур России, а так же готовят его защиту. Здесь нужно проявить творчество и выдумку: можно повторить составленную картосхему, а можно составить свой климатический образ. Работа идёт в парах или индивидуально, по выбору.

2. Представление и защита выполненных работ.

Примеры защиты работ:

Климат.

  • Холодный, тёплый.
  • Возникает, господствует, преображает.
  • Он управляет природой
  • Интересно. (Сенькина Нина)

Климат.

  • Холодный, тёплый.
  • Формируется, господствует, показывает.
  • С помощью климата мы узнаём о режиме погоды
  • Это очень интересно! (Фирсова Яна)

Климат.

  • Разнообразный, постоянный.
  • Удивляюсь, изучаю, понимаю.
  • Климатообразующие факторы влияют.
  • Меня это очень удивляет! (Мугинов Павел)

6-й этап.

  1. § 9 до с.57, вопросы и задания к параграфу.
  2. Выберите 3 любых города, расположенных или на одной параллели или меридиане, определите:
  • величину суммарной солнечной радиации;
  • температуру июля, января;
  • провести исследование: есть ли у них общие черты, черты различия, выявить причину.
  1. Продолжить наблюдение за погодой.

7-й этап.

Анализ выполненных работ, ответов учащихся, оценка их деятельности на уроке. Выслушиваются мнения детей о том, у кого были лучшие работы, по их мнению, а так же о том:

  • что на уроке понравилось?
  • что запомнилось?
  • какие возникали затруднения?

Литература:

  1. Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 класс: м/п. для учителя.- М.: Дрофа, 2004.
  2. http\\ geo.metodist.ru