Урок-обобщение по теме "Россия сегодня"

Разделы: История и обществознание, Начальная школа


Цели урока:

  • закрепить и обобщить знания о современной России – её территории, населении, природных богатствах, столице, крупных городах, символике страны и родного края с применением ПК;
  • закрепить понятия «Конституция», «законы», «парламент», «республика», высшие органы государственной власти;
  • формировать умение обобщать полученную информацию и делать собственные выводы;
  • учить применять ИКТ при работе над исследовательскими презентациями, публикациями;
  • воспитывать чувство патриотизма, интерес к предмету.

Оборудование:

  • персональные компьютеры;
  • раздаточный дидактический материал;
  • презентации, кроссворды, тесты.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня я предлагаю вам путешествие по нашей великой стране. Это наш дом, который невозможно не любить.

1-й слайд (Презентация «Russia»). Более подробно рассмотрим вопрос о том, как Россия управляется. Познакомимся с исследовательскими работами наших учеников на тему «Символика страны в истории России» и др. интересные сообщения. Разгадаем кроссворды, тесты, познавательный материал.

III. Обобщение изученного.

2-ый слайд «В некотором царстве, в некотором государстве…»

Россия – страна большая, добрая и сильная. И очень красивая. Люди сложили о ней много песен и сказок. Русские сказки часто начинаются так: «В некотором царстве, в некотором государстве…»

Ведь страна – это не просто поле или лес, города и сёла, где живут люди. Это – государство.

А как называется наша Родина?

(Задание №1)

Каждое государство обязательно имеет гимн – главную песню страны, а ещё герб и флаг. Только в 20 веке во всём мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свой флаг, герб, гимн. Оказывается, символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце 15 в., первый флаг – в 17 в., а первый государственный гимн – в 19 в. (Презентация «Gerb»).

Твои российские сверстники ещё сто лет назад заучивали строчки стихотворения из «Букваря»:

Бело-сине-красный – Русский флаг прекрасный!..

Российский флаг – трёхцветный. А почему именно бело-сине-красный?

(Презентация «Flag»).

Вывод: Каждый россиянин гордится своей могучей и прекрасной страной. Символы нужны как историческое воплощение страны и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.

3-ой слайд. «Набралось гостей – со всех волостей».

Народы, населяющие Россию, точно многоголосый хор. Если бы ты захотел сказать: «Здравствуйте!» - всем людям России, тебе понадобилось бы переводить это слово на десятки языков.

(Задание №2)

4-ий слайд. «Страна-сторона Псковский край».

- Где расположена наша область? (Северо-Западный регион).

- Областной центр. (Псков).

Общая площадь области составляет 55 300 квадратных километров, Псков расположен севернее от нашего района, обл. центр расположен на берегах рек Великая и Пскова. Численность населения области составляет 820 200 человек. Гербы области, Пскова, Невеля вы уже знаете.

Наш край богат лесами, рыбой. Из полезных ископаемых – глина, песок.

(читает ученица).

Ты частица малая России.
Невелик пока и невысок,
Для меня на свете нет красивей,
Чем родной старинный городок.
Видел ты невзгоды, лихолетья,
Крепко чужеземцам мял бока.
И струит не первое столетье
Воды наша Еменка река…

Вывод: Псковский край имеет богатую историю, и мы впарве гордиться тем, что родились на Псковщине.

Физкультминутка (ритмические движения под песню «Моя Россия»).

5-ый слайд. «Как Россия управляется».

- Вспомните начало 19 века. Чем была Россия до 1917 года? (Империей). В марте 1917 года Россия объявила себя республикой, то есть государством с такой формой правления, когда органы власти, руководство страны избираются на определённый срок народом.

- Кто имеет право участвовать в выборах? (Граждане с 18 лет).

Более подробно рассмотрим презентацию «Как страна управляется».

Выводы: В нашей стране есть главный закон, который называется конституцией. Он определяет общественное и государственное устройство страны, основные права и обязанности граждан, в соответствии с ним принимаются все другие законы.

6-ый слайд. «Российская Армия».

- Вспомните, какие войска защищают нашу Родину?

  • Сухопутные войска (СВ).
  • Военно-Воздушные Силы (ВВС).
  • Военно-Морской Флот (ВМФ).
  • Ракетные войска стратегического назначения (РВСН).
  • Воздушно-десантные войска (ВДВ).
  • Космические войска (КВ).

- Кто является Верховный Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации? (Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий

Вооружёнными Силами Российской Федерации В. В. Путин).

Выводы: Армия главная опора нашей страны, её защитница. Российская армия по своим техническим оснащениям одна из передовых держав.

7-ой слайд. Проверь себя.

Задания, выполняемые на персональном компьютере:

  1. кроссворд №1 -тест №1.
  2. кроссворд №2 -тест №2.

Письменные проверочные работы:

  1. тест;
  2. найди соответствие;
  3. зачеркни ложное высказывание.

IV. Итоги урока.

Когда вы вырастите, вы сможете сделать много доброго, полезного и красивого, чтобы Россия стала ещё сильнее и краше.

Но это – потом. А сейчас самая главная ваша работа – учиться! И учиться нужно хорошо. Так же как хорошо и ответственно нужно делать любую работу.

И ещё. Нужно с детства любить свою Родину. Ведь это всё равно что любить свой дом, своих друзей, родителей. Кто этому научится – будет счастливым человеком. На всю жизнь.

(Оценивание ответов, выступлений).

Используемая литература:

  1. Государственная символика РФ. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 64с.
  2. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие. – М.:»ТИД «Русское слово» «РС», 2002. – 136 с.: ил.
  3. Ворожейкина Н. И. и др. Наша Родина и современный мир. Беседы о России: учебник для 4 класса начальной школы.
  4. Пчёлов Е.В. Государственные символы России – гарб, флаг, гимн: Учебное пособие. – М.: ТИД «Русское слово – РС», 2002. – 136 с.: ил.
  5. Россия на рубеже третьего тысячелетия — Электронный оптический диск
  6. Я живу в России!: Кн. для семейного чтения / Т. А. Кудрявцева. – М. Просвещение; СПб.; Спец. Лит, 2001. – 143.: ил.