Урок естествознания в 5-м классе по теме "Географические координаты", "Образовательная система 2100"

Разделы: География


Цели:

  • сформировать знания о географических координатах;
  • сформировать умение определять географические координаты объектов и объекты по их географическим координатам;
  • способствовать развитию мышления и способностей учащихся;
  • способствовать воспитанию активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Средства обучения: глобус, физическая карта полушарий, карточки с названием темы урока и основными понятиями урока, атласы, рабочая тетрадь к учебнику по естествознанию “Земля и люди” (Бурский О.В., Смоктунович Т.Л.).

 ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы познакомились с параллелями и меридианами.

  • Что такое параллели? (Условные линии, огибающие земной шар параллельно экватору.)
  • Одинаковы ли параллели по длине? (Нет. Их длина уменьшается от экватора к полюсам.)
  • Назовите и покажите на глобусе и карте самую длинную параллель.
  • Назовите материки, которые располагаются как в северном, так и в южном полушарии. Поясните ответ. (Африка, Южная Америка, т.к. они пересекаются экватором.)
  • Что такое меридианы? (Условные линии, которые пересекают земной шар от полюса до полюса.)
  • Все ли меридианы одинаковы по длине?
  • Назовите океаны, которые располагаются как в западном, так и в восточном полушарии. Поясните ответ. (Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, т.к. их пересекает Гринвичский, либо 180-й меридианы.)
  • Что называют градусной сеткой? (Линии меридианов и параллелей, разделённые на градусы)
  • Через какое количество градусов на карте проведены параллели? Где на карте можно увидеть обозначение числа градусов параллели?
  • Назовите ближайшую к полюсу параллель.
  • Сколько градусов имеет параллель ближняя к экватору.
  • Через какое количество градусов на карте проведены меридианы? Где на карте можно увидеть обозначение числа градусов меридианов?
  • Для чего на глобусы и карты наносят градусную сетку? (Она помогает ориентироваться, т.е. определять своё положение на местности и на карте по отношению к сторонам горизонта, чтобы можно было точно определить, где находится тот или иной объект.)
  • Как можно узнать точное месторасположение объекта на карте, используя градусную сеть? (Надо указать параллель и меридиан, на котором этот объект находится.)

II. Создание проблемной ситуации (с затруднением).

Покажите на карте место приземления космического аппарата, если из сообщения удалось услышать, что он приземлился на 20-й параллели и 50 меридиане. (Дети ищут место приземления аппарата на карте, показывают его.)

III. Формулирование учебной проблемы (в форме вопроса).

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

  • Вы смогли точно показать место приземления? (Нет.)
  • А почему? В чём затруднение? (1. Нет точных данных, к северу или к югу от экватора располагается эта параллель. 2. Неизвестно к западу или востоку от 0 меридиана располагается меридиан, на который приземлился аппарат.)
  • Вы как сначала думали определять положение на карте объекта? (Достаточно знать, на какое число градусов от экватора и нулевого меридиана удалена точка.)
  • А как на самом деле? Что мы ещё не знаем? (Как уточнить параллель и меридиан.)

IV. Совместное открытие знаний.

  • Как, по-вашему, это можно сделать? (Уточнить к северу или к югу от экватора находится параллель.)

Расстояние от экватора до заданной точки, выраженное в градусах показывает географическая широта, (учитель вывешивает карточку с названием понятия на доску, а учащиеся записывают определение понятия “географическая широта” в тетрадь).

Если точка располагается к северу от экватора, то её широта северная, а если к югу, то южная (учитель прикрепляет таблички с.ш. и ю.ш.). Географическая широта места приземления 20° с.ш.

Расстояние от нулевого меридиана до заданной точки показывает географическая долгота. (Учитель вывешивает карточку с названием понятия на доску, а учащиеся записывают определение понятия “географическая долгота” в тетрадь.)

Если точка располагается к востоку от Гринвича, то её долгота восточная, а если к западу, то западная (учитель прикрепляет таблички в.д. и з.д.).

Географическая долгота места приземления аппарата 50° в.д.

  • Покажите на карте место приземления космического аппарата. (Ученик показывает на настенной карте географическое положение объекта.)
  • Где находится эта точка? (На Аравийском полуострове.)
  • Так как можно на карте точно указать расположение объекта? (Для этого надо определить географическую долготу и широту точки.)

Широту и долготу объекта называют географическими координатами.

Так какая сегодня тема урока? (Географические координаты.)

(Учитель помещает на доске карточки с названием темы)

V. Первичное закрепление.

1. Определите координаты г. Санкт-Петербурга. (Дети проговаривают алгоритм определения координат, а учитель записывает его на доске.

1. Найти параллель, на которой находится объект (60° с.ш.), т.к. лежит к северу от экватора.
2. Найти меридиан, на котором находится город (30° в.д.), т.к. лежит к востоку от нулевого меридиана.)

2. Определите координаты самой северной точки о. Шри-Ланка.

3. Определите координаты города Мехико.

4. Определите координаты г. Буэнос-Айрес. Чем это задание отличается от предыдущего.

Как его будете выполнять? (Этот город лежит между двумя параллелями и между двумя меридианами. Дети предлагают алгоритм решения этой задачи.

1. Определить между какими параллелями расположен город. (30 и 40, число градусов меридиана между ближайшей от экватора параллелью и данной точкой равно 5, следовательно 30° + 5° = 35° ю.ш.).
2. Определить между какими меридианами расположен город. (50 и 60, 50° + 7° = 57° з.д.)

5. Выполните задание № 59 в рабочей тетради с печатной основой, с.62.

  • Что такое географическая широта? Как её определить?
  • Что такое географическая долгота? Как её определить?
  •  По физической карте мира определите объекты по их географическим координатам:

а) В 1896 г. английский путешественник Давид Ливингстон совершил замечательное открытие в точке 18° ю.ш., 26° в.д. (Водопад Виктория.)
б) Этот остров имеет несколько названий – Рапа-Нуи, Вайгу, но чаще его обозначают под другим названием. Каким? Координаты острова 27° ю.ш., 109° з.д. (О. Пасхи.)
в) Африканцы называют эту гору “Горой божества холода”. Определите её, если координаты горы 3° ю.ш., 38° в.д. (Вулкан Килиманджаро.)

VI. Подведение итога.

Для чего необходимо уметь определять географические координаты?

Людям каких профессий это умение особенно необходимо?

VII. Домашнее задание.

§ 14 (стр. 177–179), вопросы 1–4 стр. 181, составить задачи на определение географических координат и на нахождение объектов по координатам.