Камнерезное и ювелирное искусство Урала

Разделы: МХК и ИЗО


Урок №1

Эпиграф к уроку:

Багрецом, желтизною и просинью
Самоцветы Урала полны –
То блеснут малахитовой озимью,
То блеснут синевою волны.

В этих камешках искры рассеяны –
Удивляют и радуют взгляд:
То зажгутся сиянием северным,
То, как южные звезды, горят…

“Замысел”

Задача урока:

  1. Расширить знания учащихся о красоте различных пород уральского камня.
  2. Разбудить у детей интерес к ювелирному и камнерезному искусству.

Показать на образцах использование минералов, камней в историческом декоративно-прикладном искусстве и современности.

Зрительный ряд.
  1. Книга: Б.В. Павловский “Декоративно-прикладное искусство Урала”.
  2. “Историко-краеведческий Свердловский музей” – книга.
  3. Набор слайдов “Малахит в собрании Эрмитажа”.
  4. Книга С.М. Николаев “Камни. Мифы, легенды, суеверие.”
  5. Набор открыток и таблиц по ювелирному и камнерезному искусству Урала.
  6. Детский поисковый материал.

Ход урока “Жанр, сюжет, структура урока”.

Презентация

Кто мне скажет, как называются горы, на которых расположен наш город и озера? – Уральские. –

В давние времена люди называли Уральские горы Каменным Поясом (можно показать на карте). Каменный Пояс славится своими богатствами: Пушистыми шкурками соболей и куниц, узорчатыми каменьями и железной рудой.

Древние рудознатцы, люди, которые находили руду и плавили из нее железо, работали на маленьких печах. Заводов тогда не было. Руды железной на Урале было столько, что не заметить ее было просто нельзя. Иногда она целыми скалами выходила на поверхность. Слухи об Уральских горных богатствах дошли до Москвы. Царю Петру I для большой войны со шведами нужны были пушки, ядра, якоря, ружья, и он послал на Урал гонца с царским указом: “… в пристойных местах, где руды сысканы, строить заводы и на тех заводах лить пушки, гранаты и всякое оружие.

Но богатством Каменного Пояса была не только руда, но и редкие драгоценные камни. Уральские мастера обрабатывали эти камни. Сначала они изготовляли только пуговицы для мужских кафтанов и нарядных женских сарафанов. А потом уже и вазы, чаши, колонны украшали дворцы Москвы и Петербурга. Особую славу принес уральским мастерам малахит.

Малахит – особенный минерал. Среди цветных камней Урала он, пожалуй, самый уральский. И вопреки поверью старых горщиков, что этот зеленый камень приносит горе, люди любуются изделиями из малахита, дивятся умению уральских мастеров. (Показать иллюстрации с изображениями яшмы, мрамора, горного хрусталя, малахита и изделия из них. Рассказ о выставке – Ярмарке в г. Челябинске 30-31 марта сего года “Каменных дел мастера” - показ каталога, проспекта с выставки).

Любят такую красоту не только люди, но и… даже рыбы и птицы неравнодушны к блестящему и самоцветам. В XIX веке в зобу одного дикого голубя, подстреленного в Южной Африке, обнаружили идеальные жернова: 43 алмаза общим весом более 1 грамма. Глухари в Якутии нередко склевывают яркие сердолики, а у одного из них нашли крупный алмаз. Известен случай, когда в прошлом веке на Урале курочка ряба “снесла” настоящий алмаз. Находки россыпного золота в зобах диких таежных птиц тоже не редкость, хотя в качестве жерновов оно из-за мягкости не очень-то и пригодно. Птички ошибались, их завораживал цвет.

Рабочие изумрудных копей Колумбии одно время необыкновенно полюбили… своих домашних курочек, не расставались с ними повсюду, охотно брали с собой даже на работу. Оказалось, что курица с удовольствием склевывала блестящие зеленые изумруды, помогая тем самым контрабанде: по выходе с работы горняков тщательно осматривали вооруженные контролеры, “глупых” же кур пропускали домой бесконтрольно.

Аналогично этому в Южной Африке в прошлом столетии старатели алмазной добычи считали выгодным для себя разводить домашнюю птицу и ручных страусов, которые копали в отвалах, разыскивали и проглатывали алмазы, оказывая тем самым немалую финансовую услугу своим хозяевам. Тысячу лет назад с этой же целью китайцы использовали домашних кур и уток в местах распространения россыпного золота.

Существовали также многочисленные поверья при поиске кладов и месторождений самоцветов, их отработке и огранке кристаллов. Причем во всех горнодобывающих районах они были разными, но многое их объединяло. У горняков ряда стран существовало поверье, что если обратить внимание на попутный, второстепенный самоцвет – главный и наиболее ценный самоцвет может “обидеться” и в горную выработку не попадет, а то и саму выработку разрушит и навечно похоронит в ней шахтеров. У старых уральских гранильщиков камня бытовало, например, поверье: взявшись за огранку, работу надолго не прерывать и тем более – не передавать камень другому, т.к. возможен его сглаз.

Подобных примеров можно привести немало. С удивительной теплотой описал некоторые из них в своих сказах замечательный уральский сказочник П.П. Бажов. В сказке “Железковы покрышки” он писал о малахите, что это радостный камень и широкой силы: “…самому вислоносому дураку покажи и тому весело станет”. По тем же старым уральским поверьям, столь красочно описываемым П. Бажовым, “…в красоте малахита собрана вся радость Земли”, “…малахитовые изделия особенно приятно носить людям добрым, кому счастья не хватает”, “…тепло от него, будто на пригривенке сидишь, да еще кто тебя мягким гладит”…

По поверьям этот самоцвет может сделать человека невидимым, а того, кто пьет из малахитовой чаши, способен научить понимать язык животных.

Малахит – символ жизни и роста, по-видимому, поэтому он является ярко выраженным “детским оберегом”: уже с глубокой древности вырезали из него детские амулеты, охраняющие ребенка от болезни, испугов и всевозможной опасности. Естественно, для человека нет ничего дороже ребенка. В старину глубоко верили, что кусочек малахита, прикрепленный к детской колыбели, отгоняет злых духов. Осененный этим самоцветом ребенок спит спокойно, крепко, без неприятных сновидений.

“Силой своей малахит колыбели детей охраняет,
И отвращает еще от них всевозможные беды,
Чтобы недобрая доля их нежным телам не вредила”.

Верили в существование отношений между самоцветным камнем и его владельцем. Так как каждый драгоценный камень, по тем же поверьям, обладает своей, только ему присущей энергией и при тесном контакте с человеческой аурой оказывает на нее положительное или отрицательное воздействие. В те давние времена (да и сейчас) немало людей верили в свой счастливый камень. Они носили его, сообразуясь со своими хворями, месяцами рождения, знаками Зодиака и т.д. Владельцы камней-талисманов и амулетов видели в них особую, ниспосланную свыше силу, а вера в это – уже значительная часть успеха.

В качестве примера подобного внушения можно привести историю с бриллиантовым перстнем Ф.И. Шаляпина, переданным им своей партнерше Илке Поповой, переживавшей кризис голоса. Хозяин перстня уверял, что перстень принадлежал некогда самому Петру I и освящен патриархом всея Руси, что тот, кто носит перстень, всегда будет “в голосе” и не будет иметь проблем с возрастом. И действительно, когда певица пела с перстнем, у нее никогда не было срывов, хотя до этого они случались. Вера в чудодейственную силу перстня была у нее так велика, что Федор Иванович был вынужден подарить его певице.

В своем стихотворении “Талисман” А.С. Пушкин писал:

“И, ласкаясь, говорила:
Сохрани мой талисман,
В нем таинственная сила!
Он тебе любовно дан…
Но когда коварны очи
Очаруют вдруг тебя,
Иль уста во мраке ночи
Поцелуют, не любя –
Милый друг! От преступленья,
От серьезных новых ран,
От измены, от забвенья –
Сохрани мой талисман.

В самоцветных камнях звучит прекрасная музыка, высокая поэзия и лучше всего эту поэтическую мелодию любви к ним выразил наш великий А.С. Пушкин, обращаясь к своему любимому изумрудному перстню:

“Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи –
Храни меня, мой талисман…

(Просмотр слайдов “Малахит в собрании Эрмитажа”)

Именно уральские мастера изобрели особый прием изготовления изделий

из малахита, получивший название “русской мозаики”: куски плотного малахита распиливались на тонкие (2-3мм) пластинки – “фанеру”, которые затем тщательно подгонялись по рисунку и так, чтобы не было видно швов. Все это наклеивалось на форму из камня (мрамор, тальковый или хлоритовый сланец) или металла, неровности зашлифовывались и заполировывались. Этим методом стали изготавливать многочисленные шкатулки для драгоценностей, табакерки, коробки, чаши, столешницы.

После пожара, случившегося в императорском Зимнем дворце в декабре

1873 г. Демидов предложил для восстановления дворцового убранства партию высокосортного уральского малахита, которым была украшена гостиная Александры Федоровны.

Итоговый урок.

Тема: Камнерезное и ювелирное искусство Урала.

1. Расширить знания учащихся о красоте различных пород уральского камня.

2. Разбудить у детей интерес к ювелирному и камнерезному искусству Урала.

3. Показать на образцах использование камней в историческом декоративно-прикладном искусстве и современности.

4. Урок: Закрепление знаний о камне.

При выполнении конкретного задания показать учащимся, что в руках человека-творца камень становится частицей разумной жизни.

5. Внушить учащимся мысль: Рожденный природой, но согретый теплом человеческого сердца, камень становится умным и добрым помощником, способным нравственно обогатить и передать духовную красоту смысла человеческой жизни.

А помогли мне в этом:

Элементы сюжета урока. Завязка сюжета урока – просмотр видеофильма.

- Здравствуйте, дети, - и гости, тоже здравствуйте.

Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Ну а, впрочем, в тесноте, да не в обиде!

Вы только что увидели фильм. В моих кладовых делались съемки этого фильма.

Я думаю, ребята, и образ вам мой знаком? Слышала я, что вы, ребята, прониклись вниманием, любовью и большим интересом к каменьям. Целых три урока погружались в тайны каменьев уральских. Вот и захотелось мне узнать, что вы узнали. Запомнили о камнерезном и ювелирном искусстве Урала, да и заодно, коль уж я здесь, поучить вас мастерству.

Каменных дел мастерами не хотите ли быть?

Народная мудрость гласит: “Где труд, там и счастье!”

Если мы сегодня хорошо потрудимся, к концу вы будете счастливы – оценкой, а я буду довольна вашими знаниями, подарками. Поскольку я знаю, вы готовы сегодня сделать поделку из камня, правда, камни-то у вас пока на бумаге.

Ну а сейчас вспомним кое-что из прошлых уроков, ведь Повторенье – мать ученья!

Кто этот знаменитый человек, что так много написал сказов об Урале и уральских мастерах?

А какие сказы вы знаете?

Вот я сейчас и проверю.

По преданиям – покровительницей уральских рудокопов была хозяйка Медной горы (иногда ее попросту называли Малахитницей).

Считалось, что она за доброту великую, чистоту душевную, честность большую могла наградить ценной находкой да и научить обрабатывать камень.

Я вам показываю иллюстрацию, а вы мне называете, какому сказу Бажова она соответствует.

- Много вы, ребята, разных промыслов изучили, а уральские-то не забыли? (Игра – карточка. В папке-кладовой карточка-задание.)

Вы сегодня согласились быть каменных дел мастерами – так покажите свои навыки.

Рассыпалась ваза моя, а осколки – где-то в классе. Данила – мастер сделал бы это быстро. А вы? –

Ответите на мои вопросы, значит, соберем вазу, нет – ну тоже неплохо. Не сразу Москва строилась, мастерству учиться надо.

1.

Как называется камень, который
Силой своей он колыбели детей охраняет
И отвращает от них все возможные беды:

/Малахит/

2. Отрывок из какого сказа Бажова вы слышите:

“А по тем покосным ложкам, где козел скакал, люди камешки находить стали зелененькие, большие, хризолитами называются. Видали?”

/Серебряное копытце/

3. Какие бывают камни?

Поделочные, драгоценные, вулканические, метаморфические.

4. Из каких каменьев делали вазы?

/Малахит, родонит, Яшма, и.д./

Знания свои вы мне показали.

А теперь уменья ваши будем проверять. Но помните, я сказала, что пришла научить вас мастерству. Всему сразу не научишь, но вот хотя бы несколько советов.

А оценит вашу работу настоящий Данило-мастер.

Вот и закончили мы свой рассказ о камнерезном и ювелирном искусстве Урала.

Смотрю на ваши подарки, налюбоваться не могу. Трудно выбрать, какие изделия лучше.

Да и выбирать я не буду – все вазы хороши.

Куда пойти учиться?

Вопросы детям.

  1. Что интересного было на уроке?
  2. Чему новому научились?
  3. Какие трудности мы сегодня преодолели? Какие задачи решили?
  4. Что нам не удалось на уроке? О чем подумать, поразмыслить, почитать?
  5. Кто мы сегодня? “Зрители”, искусствоведы, ювелиры.
  6. О чем вы из содержания уроков расскажете дома, родителям, родственникам?

Загадочным блеском
Сверкают каменья,
Таят человека черты,
Камень надежды,
Камень терпенья,

Камень мечты. /о камне-талисмане/

Домашнее задание: Продолжаем изучать искусство Урала, и снова лист чистой бумаги и краски.