Интегрированный урок внеклассного чтения (литература + ИЗО) в 8-м классе на тему "Чудесные птицы Леонардо да Винчи"

Разделы: Литература


Цели:

  • познакомить учащихся с культурным наследием прошлого;
  • содействовать воспитанию эстетического чувства и потребности в нем у учащихся на уроках внеклассного чтения;
  • способствовать расширению научного и эмоционального круга восприятий, выработке грамотных суждений о явлениях искусства, способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Задачи:

  • познакомить с литературным творчеством Леонардо да Винчи;
  • помочь увидеть мир глазами великого мыслителя, художника, учёного, мир реальный и фантастический;
  • заставить задуматься о ценности жизни, красоте души, о славе и бессмертии.

Материал для интеграции:

  • автопортрет;
  • репродукции картин Леонардо да Винчи: “Мона Лиза”, “Мадонна Бенуа”, “Мадонна Лита”;
  • музыкальный фрагмент из сюиты французского композитора К. Сен – Санса “Лебедь”;
  • диск “Лесные птицы”;
  • тексты “Щегол”, “Лебедь”;
  • мольберт, перья, кисти (имитация мастерской художника).

Творческая работа:

  • сочинение-миниатюра “О чём заставили задуматься сказки и легенды Леонардо да Винчи?”

Оформление урока на учебной доске:

  1. Тема: “Чудесные птицы Леонардо да Винчи”.
  2. Автопортрет.
  3. Мудрые высказывания Леонардо да Винчи (под автопортретом):
  4. “Как железо ржавеет, не находя себе применения, как стоячая вода гниёт, так и ум человека чахнет от лености и бездействия”. “Приобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб, причиненный старостью. Помни, что пищей старости является мудрость, и пока молод, действуй так, чтобы не оставить свою старость голодной”.

  5. Репродукции картин: “Мона Лиза”, “Мадонна Бенуа”, “Мадонна Лита”.

Ход урока

1. Вступление.

Называются цели, задачи урока, тема.

2. Вызов.

Пение птиц (фонограмма).

Учитель. Сегодня мы будем говорить о птицах. Каких птиц вы знаете?

Какие ассоциации вызывает у вас слово птица? Составьте кластер (учитель составляет свой кластер на доске и сверяется с учениками).

Какое слово самое важное? Почему?

Этот человек (указываю на автопортрет) поможет вам узнать о птицах больше. Давайте перенесёмся в эпоху Возрождения.

3. Научная информация.

Учитель ИЗО и подготовленные ученики кратко рассказывают о Леонардо да Винчи как о художнике, учёном, изобретателе.

Учитель. Действительно, жизнь гения была непростой, полной поиска и неустанного труда. Недаром его имя стало легендарным. Мы судим о нём по немногим дошедшим до нас шедеврам. Кто-то сказал, что перед картинами Леонардо да Винчи легко дышится. Почему?

Вариант ответа. У женщин добрые глаза, нежная улыбка. Это женщины-матери.

4. Работа с эпиграфом.

“Мудрость-дочь опыта” - любил повторять Леонардо и никогда не расставался со своей записной книжкой, куда заносил мудрые высказывания.

Как характеризует его такая запись: “Как железо ржавеет, не находя себе применения, как стоячая вода гниёт, так и ум человека чахнет от лености и бездействия”.

А как вы понимаете эти слова? “Приобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб, причинённый старостью. Помни, что пищей старости является мудрость, и пока молод, действуй так, чтобы не оставить свою старость голодной”.

5. Слово учителя.

Все благоговели перед гением художника, но мало кому известно о его литературном творчестве. Он был неистощимым выдумщиком и прекрасным рассказчиком. Стоило ему заговорить, как все замолкали, прислушиваясь к его голосу. Недаром его звали сладкоголосым Орфеем. Люди жадно ловили каждое слово да Винчи, а рассказанные им истории передавали из уст в уста. Вот почему во многих итальянских деревнях по сей день можно услышать сказки, придуманные великим флорентийцем, только никому и в голову не приходило, что сочинил их автор “Моны Лизы”.

Обращение его к миру сказки не случайно. “Помню, как однажды я проснулся в своей колыбели, - пишет он в заметках. – Мне почудилось, что большая птица раскрыла крылом мне рот и погладила перьями по губам”. Если бы эта короткая запись не была первым воспоминанием художника о раннем детстве, её можно было бы принять за начало какой-то волшебной сказки.

О его нежной привязанности к животным и особенно о любви к птицам ходили легенды. Мальчишки тащили в мастерскую художника бродячих собак, раненых птиц, диковинных бабочек, зная, что их щедро вознаградят за труды. А для местных птицеловов появление художника на птичьем рынке всегда было праздником. Не торгуясь, он платил за понравившихся ему птиц, тут же открывал клетки и выпускал пленников на волю, любуясь их радостным полётом.

Превыше всего он ценил свободу и готов был платить за нее дорогой ценой, о чем мы и прочитаем в его сказках. (Читается подготовленным учеником сказка “Щегол”).

6. Осмысление.

Что больше всего поражает в этой сказке? Кто виноват в случившейся трагедии? Почему щегол предпочел умертвить своих детей? Как это характеризует птицу? Как это характеризует автора?

Но, пожалуй, одной из самых поэтических легенд, связанных со смертью, можно назвать легенду “Лебедь”. (Включается фонограмма знаменитого “Лебедя” К. Сен-Санса, и на ее фоне учитель читает легенду “Лебедь”).

Какое настроение создает эта легенда? Почему? Как помогает его почувствовать музыка Сен-Санса? Почему печальная легенда о таком тягостном событии, как смерть, все-таки красива? О чем поет умирающий лебедь? Почему его песня замирает именно с “последними лучами солнца”?

7. Размышление.

Итогом урока будет сочинение – миниатюра “О чем заставляют задуматься сказки и легенды Леонардо да Винчи”.

Альтруизм: А что хорошего вам хотелось бы сделать после урока?

8. Домашнее задание.

Подготовьте иллюстрации к любой сказке.

Приложение 1