Открытый урок на тему "Качественные имена прилагательные"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Научить учащихся определять разряды прилагательных, уметь различать краткую форму качественных прилагательных от других частей речи.
  2. Развитие логического мышления, познавательной деятельности учащихся.
  3. Воспитание чувства патриотизма, уважения к традициям народа.

Тип урока: Комбинированный.

Вид урока: Урок-практикум.

Форма обучения: Индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения: Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Наглядность: Использование возможности мультимедийного кабинета, опорная схема, таблицы. (Приложение)

ХОД УРОКА

І. Организационный момент.

Психологический настрой учащихся к уроку: дети становятся в круг, держат друг друга за руки.

Урок начинается с “Круга радости”

Здраствуйте!

Как здорово, что все мы вместе вновь.Урок русского языка начинаем.

С чего же нам начать его?
Мы с круга радости все начинаем.
А в нем, за мною повторяйте вы слова
И все движения тоже повторяйте!
Чтоб круг наш радости остался навсегда.
В душе у вас и в вашей памяти.
Я такая, какая я есть (два больших пальца показывают на себя)
И я очень счастлива здесь,
Я могу быть маленькой,
Могу быть большой
Я могу быть худой.
Я могу быть толстой.
Но это мне не важно.
Я такая, какая я есть
И я очень счастлива здесь.
Прислоните ладошки друг к другу
И почувствуйте их теплоту.
Пожелаем друг другу здоровья, счастья, мира и красоты!
Что вокруг всех нас окружает,
Что вселяет нам в сердце любовь.
Что порой от недуг исцеляет
И надежду на счастье дает.

Спрашиваю у детей:

Почувствовали? Передами друг другу теплоту своего сердца? Замечательно.

Итак начинаем урок русского языка.

ІІ. Изучение нового материала.

2.1. Подготовка к восприятию нового материала.

У каждого человека есть своя Родина.А что такое Родина? С чего начинается Родина? Мы каждый день слышим это слово, знаем его с детства. Родина – это земля, на которой родился и вырос человек. Это земля, на которой он живет вместе со своими родителями, близкими соотечественниками. Во многом благополучная, счастливая жизнь человека связана с тем, как живет и развивается его любимая Родина, ее экономика, производство и культура, как соблюдаются права и свободы человека. Как не бывает человека без неба, горы, без вершины, так и человека не бывает без Родины. А скажите, ребята, какой скоро праздник Родины мы будем отмечать? (Правильно, День независимости Республики Казахстан). Какую годовщину мы отмечаем на этот раз? (Шестнадцатую)

Скажите, а в какой стране мы живем? Подберите к каждой букве слова Казахстан слова, характеризующие нашу страну.

К А З А Х С Т А Н

(Ученики подбирают прилагательные )

Вопрос: Какие слова вы использовали при описании нашей страны?

Ответ: Имена прилагательные

2.2. Объяснение темы по опорной схеме: (cхема)

ІІІ. Закрепление материала. Учащимся даются задания по уровням.

Задания І уровня

а) Выпишите из текста словосочетаня “прилагательное + существительное”, дописывая окончания и согласуя прилагательные в роде, числе и падеже.

Государственн .... флаг Республики Казахстан представляет собой сине-голуб... полотнице с золот... солнцем и парящ... орлом в центре, с полоской националь... орнамента вдоль древка. Сине-голуб... цвет флага напоминает чист... безоблачн... купол неба высоко над нами. Син...цвет для всех тюркоязычн... народов воспринимается как небесн..., священн... заветн..., исконно чист..., высш....Золот... солнце олицетворяет покой и богатство.Орел, мирно парящий над родн... просторами, символизирует широту души степн... народа, вольнолюбив дух наш... многонациональн... суверенн... государства.

б) Выпишите в 3 столбика сначала краткие прилагательные, затем существительные, глаголы, дописывая, где необходимо, мягкий знак.

Хорош (?), свеж(?), стереч(?), горяч (?); шалаш (?), ноч(?), похож(?), пахуч(?), мощ(?), стрич(?), плащ (?), кипуч(?), береч(?), певуч(?).

в) Замените существительные в косвенных падежах именами прилагательными.

Ложка из дерева, машина для стирки, стол для работы, программа на год, забота матери, морозы в январе, ветер в степи, дом в два этажа, порт около реки, воздух в горах, житель Москвы, площадь в городе.

Задания ІІ уровня

а) Вставьте окончания прилагательных в нужном падеже. Определите разряд, род, число и падеж имен прилагательных.

Задолго до зарождения Тюркск... каганата на территоррии современн... Казахстана жили древ... племена саков. В 70-х годах всемирн... археологическ... сенсацией стала находка останков Золот... человека – сакс... вождя, погребенного под курганом Иссык.

Вся боев... экипировка вождя саков являет собой уникальн... произведение изобразительн... искусства саков – она буквально испещерена символическ... изображенями животных, птиц, растений. Пышность и богатство золот.. одежды отражают главное ее назначение – возвышение личности вождя.

б) Образуйте от данных имен прилагательных простую (І) и сложную (ІІ) формы сравнительной степени.

І. Красивый, звонкий, надежный, умный, энергичный, мудрый, верный, храбрый, крепкий, способный, богатый, легкий, сухой, простой, чистый, маленький, плохой, сладкий.

ІІ. Твердый, слабый, гордый, деловой, речной, робкий, гибкий, хрупкий, меткий.

Задания ІІІ уровня

а) Сравните существительные по указанным признакам. Подчеркните прилагательное как член предложения.

Алюминий и железо (по тяжести); Каспийское море и Азовское (по разрему); день зимой и летом (по длительности); апельсин и мандарин (по велечине, вкусовым качествам); сталь и железо (по твердости); роза и шиповник (по красоте); весна и лето (по климату); море и река (по глубине).

б) Запишите имена прилагательные в форме простой превоходной степени, выделяя суффиксы и чередущиеся согласные.

Счастливый день, умная книга, талантливый артист, добрая душа, сильный удар, строгий порядок, редкий талант, мелкая деталь, интересное произведение, высокая гора, яркий пример, великолепный голос, редкое издание.

В) Запишите имена прилагательные, обозначающие: 1) положительные качества характера;

2) дарование (о певце); 3) внешний вид; 4) известность (о писателе); 5) ценность (о подарке).

Привлекательный, знаменитый, славный, золотой, справедливый, редкий, выдающийся, хороший, отличный, превосходный, элегантный, приятный, изящный, видный, симпатичный, замечательный, бесценный, оригинальный, известный, редкий, настоящий, самобытный, подлинный, прелестный, красивый, талантливый, справедливый, даровитый, отличный.

Задания ІV уровня

Написать эссе на тему “Казахстан–2030 в моем воображении”.

І. Оценивание работ учащихся.