Развитие творческих способностей детей через фантазию и воображение

Разделы: МХК и ИЗО


Задачи урока:

  1. Развитие фантазии детей, умение передать обобщенный образ зимы, основываясь на ее поэтической характеристике и на детской наблюдательности.
  2. Развивать творчество ребят.
  3. Воспитание любви к природе, к родному краю.
  4. Дальнейшее развитие творческих способностей в композиции, усвоение правил и законов перспективы и цветоведения.

Материалы к уроку.

Для учителя: репродукции картин художников, зарисовки различных пород деревьев.

Технические средства: запись музыки П.И. Чайковского “Времена года”, стихи о зиме, о красоте зимней природы.

Для учащихся: лист цветной бумаги, акварель, гуашь, кисть, белые мелки.

ПЛАН УРОКА.

  1. Проверка Организации рабочих мест.
  2. Вступительная беседа о красоте зимнего пейзажа.
  3. Рассказ о живописцах, поэтах, композиторах, которые умеют не только увидеть прекрасное в жизни, но и выразить свои чувства в художественно-образной форме.
  4. а) Беседа по картинам К. Юона “Русская зима”, И.Грабаря “Февральская лазурь”.
    б) чтение стихов о зиме, о красоте зимнего пейзажа, лучшие строки о зиме из сочинений.

  5. Тренировочное упражнение в составлении композиции у доски в форме аппликации.
  6. Объяснение работы в цвете.
  7. Самостоятельная работа детей над рисунком в цвете.
  8. подведение итогов урока. Коллективное обсуждение детских рисунков.

ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА.

  1. Стенды “Волшебница – зима” (глазами художника – живописца)
    “Зимняя сказка” (Глазами художника – фотографа)
  2. Выставка детских рисунков по теме “Зима”.
  3. Репродукции, фотографии по теме “Волшебница – зима”.

ОПИСАНИЕ УРОКА,

Добрый день, друзья мои пятиклассники!

Мне сегодня хочется провести урок, посвященный зиме.

Зиме – волшебнице. Я с удовольствием готовилась к этому уроку. Не только потому, что я люблю зиму с ее таинственностью, тишиной, инеем, морозами, снегом, веселыми зимними праздниками. А потому, что зимний пейзаж мне очень по душе своими мягкими, неброскими красками, чистотой снега, заиндевелым лесом, морозной дымкой. Не зря зиму – волшебницу, зиму – красавицу любили и воспевали поэты и композиторы Чайковский “Времена года” (январь, февраль, декабрь).

Включается музыка 1-2мин. Через 1-2 музыка приглушается, и на фоне звучащей музыки читаются стихи А.С. Пушкина.

Пришла, рассыпалась клоаками,
Повисла на суках дубов;
Легла волшебными коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы.

и, конечно же, художники.

Беседа по картине К. Юона “Русская зима”.

Какие краски использует художник в зимнем пейзаже? Белую, голубую, черную, синюю, фиолетовую и их полутона…

- Посмотрите…
- Как красив неказистый домик зимой.
- Как красива береза зимой!

Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках белою каймой
Распустились ветки белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине.
И горят снежинки в золотом огне.

(С. Есенин)

 А как загадочна и таинственна картина художника И.И. Шишкина “На севере диком”.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

(М.Ю. Лермонтов)

Морозная лунная ночь. Замерз огромный камень – утес. Стоит на нем сосна. Красивая, вся в снежном уборе.

Подбором приглушенных темных красок передает художник ночь, пустынность, одиночество. Сочетание близких, родственных тонов говорят о тишине и покое. Синевато-зеленые и желтоватые цвета кажутся холодными, что хочется, когда глядишь на картину:

- Как красива ветка рябины зимой!

Нарядилась и рябинка
В белый, праздничный наряд.
Только гроздья на вершине
Ярче прежнего горят.

- Как притягивают взор серенькие воробьишки, тем более красногрудые снегири!

Кто знает стихи о снегирях?

Ученик:

Где летом пели зяблики,
Сегодня посмотри!-
КАК РОЗОВЫЕ ЯБЛОКИ
На ветках снегири.

(Александрова).

А яблоки на снегу! Или ранетки! У кого есть сад! Видели как после первого раннего снега еще остаются висеть на яблонях поздние яблоки. Это чудесно! Вы пробовали такие яблоки – хрустящие, с первым морозцем?

- Как красива пушистая ветка сосны или ели! – (стихи о еле на стенде). Зачитать.
- А как красивы морозные щеки моих пятиклассников, красные с мороза!

ЗИМНИЕ КРАСКИ.

Заготовила зима А на улице - ребят
Краски все для всех сама. Разукрасила подряд.
Полю - лучшие белила, Как художник – красит разным:
Зорям - алые чернила, Кто играет, красит красным,
Всем деревьям - чистые Кто боится шевелиться -
Блестки серебристые Краска синяя годится.
  Ни за что не выспросить
  По-другому выкрасить!

В. Фетисов

- А можно ли увидеть радугу красок в зимнем пейзаже?
- Да, конечно, можно! Когда зимнее солнце превращает все кругом в сверкающий, переливающийся всеми красками радуги, фейерверк.
- Сверкает каждая снежинка, каждая иголочка инея, каждая льдинка. А кто знает стихи про снег, про иней?

Ученик: “Синий вечер”

Вечер зимний
В небе синем - продолжите, пожалуйста
Звезды синие зажег.
Ветви сыплют
Синий иней
На подсиненный снежок.

(В. Фетисов)

У зимы есть еще и музыка.

Музыка Зимы – это скрип снега под ногой, лыжами, коньками или треск деревьев в морозную лунную ночь, или шуршание поземки по укатанной дороге, или монотонное завывание ветра в проводах и ветках…

- Пройдет взрослый по тропинке – слышно тяжелое: хрум-хрум.
- Пробежит школьник в школу – слышно легкое: хрум, хрум, хрум.
- Пробежит собачка по снегу – слышим едва слышимое – хрум, хрум, хрум…
- А пробежит мышка…только цепочка следов останется, ничего не слышно.

А запах зимы какой, ребята?

Свежий, ядреный, холодный, чистый, бодрящий, веселящий, вкусный. Не зря же рука так и тянется к сосульке или льдинке, чтобы их попробовать.

- Зимой все становится красивее.
- И земля, весь мусор, который прикрыт чистым снегом.
- И лес, запорошенный вьюгами или украшенный инеем.
- И лужицы и болота, закованные в голубой лед:

Снежок порхает, кружится, на улице бело,

И превратились лужицы в холодное стекло.

- И стекла окон, расписанные морозом.

Красит синькою мороз,

В окнах незабудки - (ученик).

- И даже дым над трубой в морозный день поднимается красивым столбом – зигзагом. (рисунки детей на стенд).

У зимы много синего цвета. (Как поется в песне).

Потолок ледяной, дверь скрипучая,
За шершавой стеной тьма колючая,
Как пойдешь за порог – всюду иней…
А из окон порог – синий, синий…

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УРОКА,

А теперь, из всего сказанного и увиденного о прекрасной русской зиме, вы должны на тонированной бумаге создать несложную композицию на тему: “Волшебница – Зима”.

А для этого вы сейчас сами становитесь “по моему велению и хотению” волшебниками и художниками – фантазерами и начинаете творить чудеса на голубой бумаге, чудесными красками. А без фантазии здесь никак нельзя:

Учитель:

Фантазия художника щедра.
Она нам дарит столько неожиданного.
Представь, насколько б жизнь была бедна,
Коль не было бы в ней чудес невиданных.

ИТОГИ УРОКА.

Анализ нескольких законченных работ.

Подчеркиваю, в каких рисунках видны образы стихотворений, а в каких своя фантазия и выдумка.

- На этом рисунке – настоящая зима-волшебница.
- А здесь зима-красавица.
- Ребята, я думаю, на этом уроке у вас, как и у меня, от встречи с волшебницей-зимой поднялось настроение.

Спасибо, ребята!

Рисунки.