Содержание логопедической работы по формированию навыков словоизменения у учащихся младших классов общеобразовательной школы

Разделы: Школьная психологическая служба


В настоящее время в России создана развёрнутая сеть специальных учреждений школьного и дошкольного типа, которые обеспечивают условия, необходимые для обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями. При любом речевом нарушении логопедическая работа не может ограничиваться только коррекцией того недостатка, который ярко бросается в глаза. Логопеды школьных логопунктов призваны сочетать работу по коррекции произношения с мероприятиями по профилактике дисграфии и программой по обучению чтению и письму. Большую помощь здесь оказывают методики логопедической работы Н.А. Никашиной, и А.В. Ястребовой для логопедических пунктов массовой школы. Развитие фонематического слуха проводиться в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях Развитие речи не является последовательным и изолированным формированием отдельных её сторон, а есть процесс поэтапного развития всей системы средств общения.

В процессе логопедических занятий ребёнок должен, прежде всего, овладеть умением контролировать своё произношение и исправлять его, сравнивая речь окружающих с собственной.

Логопедическая работа со школьниками в условиях логопункта имеет свои особенности. А.В. Ястребова пишет: “Чем раньше начинается коррекция речевых нарушений у учащихся, тем выше её результативность как в плане ликвидации собственно речевых недостатков, не осложнённых первичными и вторичными последствиями, так и сопутствующей им педагогической запущенности. Своевременное выявление учащихся с речевой патологией, правильная классификация имеющихся у них дефектов устной речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у этих детей нарушения письма, но и не допустить отставания в усвоении программного материала по родному языку”

Наиболее часто у младших школьников наблюдается нарушение навыков словоизменения и в связи с этим дети являются неуспешными и не усваивают программный материал. Я предлагаю цикл занятий с помощью которых можно корректировать данные нарушения и ликвидировать пробелы, имеющиеся у детей в этой области.

1 занятие: Детям предлагаются задания на преобразование единственного числа имен существительных во множественное число (типа кот - коты).

2 занятие: Последующая группа заданий на преобразование ед. ч. имен существительных во мн. ч. (типа лоб – лбы, стул - стулья)

Игра “Измени слово”.

Подобрать слова, обозначающие несколько предметов.

Разложить картинки в две стопки: в первую – с изображением одного предмета, во вторую- множество предметов.

3 занятие: Задание на употребление существительных ед. ч. и мн. ч. в творительном падеже.

4 занятие: Задание на употребление существительных ед. и мн. ч. в предложном падеже.

5 занятие: Задание на употребление существительных ед. и мн. ч. в родительном падеже.

6 занятие: Задание на употребление существительных ед. и мн. ч. в винительном падеже.

7 занятие: Задание на употребление существительных ед. и мн. ч. в дательном падеже.

8 занятие: Задание на образование форм родительного падежа мн. ч. имен существительных.

9 занятие: Задание на дифференциацию мужского, женского и среднего рода имен прилагательных и существительных.

10 занятие: Задание на употребление в речи предлогов.

Из этих 10 логопедических занятий было проведено 5 индивидуальных и 5 групповых.

Рекомендую использовать следующие приемы.

Словоизменение.

Приемы на дифференциацию и преобразование единственного числа имен существительных во множественное.

1. Рассмотреть картинки. Показать, где стол, где столы, кукла, куклы, мишка, мишки и. Одно из слов дается лишь в одной форме, чтобы исключить угадывание. Логопед предлагает еще раз прослушать эти слова и сказать, какой звук слышится в конце этих слов (звук [ы]). Затем дети соотносят звук с буквой ы и ставят ее около картинок с изображением нескольких предметов.

2. Образование формы множественного числа слов с использованием картинок, на которых изображен один предмет (арбуз, апельсин, альбом, автобус). При этом подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием ы.

3. Игра “Измени слово”. Логопед показывает слово в единственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.

4. Подбор слов, обозначающих несколько предметов.

5. Разложи картинки в две колонки. В первой колонке - картинки с изображением одного предмета, во второй - множество предметов.

Употребление существительных единственного и множественного числа в различных падежах.

Творительный падеж.

1. Рассмотреть картинки. Ответить на вопрос (чем?) по опорным картинкам. Шьют (чем?) игла, расчесываются (чем?) расческа.

2. Закончить предложения по картинкам. Логопед называет начало фразы, дети заканчивают предложения.

Мамы нет дома. Маша и Саша решили убрать комнату. Саша подмел пол (чем?). Маша стерла пыль (чем?). Саша помыл посуду горячей (чем?). Мама довольна (кем?).

Предложный падеж.

1. Выполнение действий, требующих понимания различных предложений конструкций, в том числе и предложного падежа (положить карандаш на книгу, в книгу, под книгу; карандаш лежит в книге, на книге, под книгой).

2. Составление предложений с предложными конструкциями по специально подобранным картинкам.

3. Ответы на вопросы по картинкам и без картинок: где что лежит? где что хранится (посуда, одежда и т.д.), где это покупают? (овощи, молоко, лекарства), где что растет? (грибы, овощи, фрукты).

Родительный падеж.

1. Игра “чего нет?”. У логопеда на столе разные игрушки. Логопед предлагает детям 3 - 4 игрушки. Надо рассмотреть игрушки и запомнить их.

Дети закрывают глаза, логопед убирает сначала одну, затем две, три игрушки. Нет чего?

2. Игра “кого нет?”. Водящий ребенок закрывает глаза. Кто-то из детей прячется. Водящий должен узнать, кого нет. Кого нет?

3. Игра “кого нет?”.

Сейчас я проверю, запомнили ли вы кто тянул репку.

Образование форм родительного падежа множественного числа имен существительных.

1. Беседа по картинкам с изображением животных и их детенышей.

а) логопед предлагает детям назвать животных и их детенышей. Дети отвечают на вопросы с опорой на картинки.
б) закончить предложения. У коровы много ... У собаки много ... и т.д.
в) составить предложения по картинкам.

2. Рассмотреть картинки и выделить отличия между ними.

Дифференциация мужского, женского и среднего рода имен прилагательных и существительных.

1. Игра в лото “какого цвета?”.

Детям предлагают взять карточки с изображением предметов различного цвета. Логопед достает маленькие карточки с названием предметов и читает их. Дети должны найти предмет и назвать его цвет.

2. Ответы на вопросы и признаки предметов.

Какие по цвету? (огурец и помидор).

Какие по вкусу? (лимон и малина).

Какие по величине? (яблоко и арбуз).

Какие по величине? (столб и карандаш).

Какие по длине? (пальцы и ноги).

3. Игра в лото “какой формы предмет?”.

Детям предлагаются карты, на которых слева вертикально изображены фигуры различной формы (круг, квадрат, овал) Дети должны взять по одной картинке с изображением предметов и назвать форму предмета, затем положить картинку около сходной фигуры.