Содружество "Тройка"

Разделы: Работа с родителями


Содружество “тройка”

“Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – современный учитель”.

Л. Н. Толстой

Представленный материал посвящен активному взаимодействию родителей, учеников и учителей.

Схема 1

Союз "Тройка"

Оно построено на основе современных концептуальных подходов к педагогике сотрудничества. Как идее современной развивающейся деятельности взрослых и детей, скрепленных взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга. Такая работа позволяет организовать совместную с учащимися деятельность и её анализ на основе принципов личностно-ориентированного обучения, актуализация и окультуривание личного опыта учащихся, позволяющего успешно адаптироваться образовательной среде, формировать положительную "Я концепцию", учащихся, на ориентацию гуманистического образования.

При этом сохранен:

  1. Принцип единства воспитания и обучения;
  2. За ориентацию на саморазвитие ребенка его дарований и способностей;
  3. За нравственное воспитание ;

В рамках создания в образовательном пространстве использую формы работы:

  1. Создания имиджа класса, неповторимого, привлекательного для детей и взрослых;
  2. Создание в классе атмосферы познавательного комфорта;
  3. Создание условий для формирования у обучающихся потребностей в учебе, опыта в успешной познавательной деятельности, уважения к результатам умственного труда.
  4. Построение личностно-ориентированного содержания образования, т.е. отбор такой системы знаний, где каждому обучающемуся найдется место в силу индивидуально-личностного сигнала информации, которая ему дается.

В этом помогает образовательный мониторинг.

Образовательный мониторинг рассматривается нами как система своевременного, достоверного обеспечения информацией, предупреждения и реагирования на изменения в образовательной среде.

Методы, формы образовательного мониторинга мы используем следующие:

Письмо, написанное детям – будущим первоклассникам, в котором знакомим детей со зданием школы и характеристикой одноклассников и приглашаем на праздник "День Знаний" (по опыту Амоношвили).

тестирование первичное по тесту Керна-Ирасека. Оно даст представление об уровне общего развития ребенка, его глазомере, пространственной ориентации, способности к подражанию, а также о степени развития сложнокоординированных движений руки, развития моторики;

индивидуальная карточка учащегося включает характеристику семьи учащегося, в которой на протяжении начального курса отражаются индивидуальные беседы учителя с родителями и деть ми, коллективные общения. Очень были поучительны первые записи родителей, кроме формальных фраз, которые давали ин формацию о жилплощади, заработке, о месте работы, составе семьи. В каждой записи был добрый совет учителю. И это бывают не только пожелания, но и осторожные “мамины” предупреждения. Но проходит время, и здесь же, на собрании, диалог продолжается. Когда наши дети оканчивали школу, в этой папке они находили высказывания о себе, об учителях, о родителях, свои первые тетради, а в них первое решение самых первых примеров и задач, сочинения-рассуждения, их мечты – кем они хотели бы стать, различные работы (аппликации, рисунки...). Такие наблюдения позволяют увидеть пошаговый рост индивидуальности ребенка.

Очень хорошо помогает в наших наблюдениях фотоальбом, который имеется у каждого нашего ученика.

Сказочная книга "Терем-теремок, кто в тереме живет?". Организация работы с детским коллективом, развитие самоуправления в классе, развитие традиций. Устав, программа, структура органов ученического самоуправления, их деятельность.

Портфолио учителя и детей. Мониторинг совместной деятельности.

Мониторинг образовательного процесса. Анализ текущих контрольных диктантов, сочинений, изложений, контрольных работ по математике.

Мониторинг воспитательного процесса. Наличие пакета диагностик, памятки, анкеты, тесты и листы результативности.

Большое значение придается классным собраниям:

  • беседы на воспитательные темы;
  • собрания – консультации;
  • собрания – капустники;
  • собрания – рассуждения. Использование жизненных ситуаций.

Собрание – содружество, где присутствует "Тройка" – родители + учащиеся + учитель. Нам кажется, что, уходя с таких собраний вместе с сыном или с дочерью, довольные своим общением с учителем и своим ребенком, родители продолжают свое доброжелательное общение в семейном кругу. Таким образом, в лице родителей мы находим своих друзей. Такие собрания – содружеств разработаны на следующие темы: в первом классе “О любви к живому”, во втором классе итоговое “Конец – всему делу венец”, в третьем классе “Книга твой лучший друг” – собрание-конкурс, в четвертом классе “Папа, мама, брат, сестра и я – вот и вся моя семья”, “Папа, мама, брат, сестра и я – спортивная семья”.

Оформление в классе влияет на воспитательную, образовательную и развивающую среду учащихся. Каждый уголок значим по своему содержанию.

  • "Моя малая Родина". Карта Алтайского края, которая позволяет играть, путешествовать по родным местам.
  • "Страна Буквария". Позволяет детям запомнить материал русского языка раздела "Фонетика".
  • "Остров Фантазий". Позволяет реализоваться ребенку В ИЗО-трудовой деятельности.
  • "Мое Детство". Дает полную характеристику семьи учащегося их интересов, индивидуальности.
  • "НОТ учащихся". Научить ребенка правильно организовать свой учебный труд.
  • "Уголок внеклассного чтения". Как читаем и что читаем.
  • В классе имеется релаксационный уголок "Какой Я?". Который помогает использовать Здоровьесберегающие технологии. Дети развивают умение управлять своими эмоциями. Палас позволяет детям отдохнуть, расслабиться.

Копилка творческих разработок. Выполняется по учебным годам.

Библиотека классного руководителя.

Медиатека (кассеты, диски)

Самообразование классного руководителя, работа по обобщению опыта (выступления на педсовете, ШМО классных руководителей, учителей начальных классов, районного уровня, краевого уровня, Всероссийского опыта). Публикация в периодической печати. Разнеуровневый подход.

Между тем, мы глубоко убеждены, что данный мониторинг необходимо реализовать в системе, всем педагогическим коллективом. Поэтому данный опыт распространяется уже и на остальные звенья обучения:

Схема 2

Система воспитательной службы и профилактики безнадзорности детей МОУ "Средняя общеобразовательная школа №94" г. Барнаула

Вся эта деятельность позволяет настроить работу школы на личностно-ориентированное образование, что, в свою очередь, позволяет выстраивать систему мониторинга, которая заключается в обследовании одного объекта по стабильным показателям в течение нескольких лет и анализе результатов с учетом всех особенностей, в которых действует школа.