Конспект урока-путешествия по шкале ЭМВ (электромагнитных волн)

Разделы: Физика


Цели:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме, показать практическое применение ЭМВ, рассмотреть влияние различных участков шкалы на здоровье человека;
  • продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий, выбирать главное, систематизировать материал, сравнивать свойства ЭМВ;
  • воспитания навыков сотрудничества в процессе совместной работы, развития способности давать морально-этическую оценку фактам и событиям; продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы, раскрыть роль русских и советских учёных в изучении и применении ЭМВ

Тип урока: обобщающий.

Форма проведения: урок-путешествие.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Ход урока

Деятельность учителя: Длительность этапа урока. Деятельность учащихся:
Девизом сегодняшнего урока я выбрала слова И.В.Курчатова: “Хороша физика, но жизнь коротка!”, который как нельзя полно показывает цель урока, не только хорошо разбираться в физических вопросах, но и знать, как это влияет на здоровье человека.

Сегодня мы с вами проведем урок в виде путешествия, путешествия по шкале ЭМВ. Вселенная – океан ЭМ излучений. Мы живем в этом океане, не замечая пронизывающих окружающее пространство волн. Греясь у камина или зажигая свечу, человек заставляет работать источник этих волн, не задумываясь об их свойствах. Но знание – сила: открыв природу ЭМ излучений, человечество в течение XX столетия освоило и поставило себе на службу самые различные его виды.

Вы тоже сделали для себя много открытий при подготовке к этому уроку, многому научились.

В будущем неграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не умеет обучаться

Элвин Тофлер

При подготовке к этому путешествию я предложила работать по следующему плану:

  1. Кем и когда было открыто и изучено это излучение?
  2. Что является источниками этого излучения?
  3. Какими свойствами обладает это излучение.
  4. Применение.
  5. Влияние на здоровье человека.

Это примерный план, если ему следовать, то времени урока нам не хватит. Поэтому, каждая группа представит свой вариант защиты своего материала (мини-проекта).

   
Первая группа представляет нам “Галерею первооткрывателей”. 3 мин Путешествие по галерее проводит один из членов 1 группы (Приложение 1).
Вторая группа в виде фотовыставки расскажет о радиоволнах. 3 мин Заочная экскурсия по фотовыставке в музее А.С.Попова (Приложение 2).
Третья группа изучала видимую часть спектра, ту часть шкалы ЭМВ, через которую мы с вами разглядываем мир, в котором живем. 3 мин Ученики 3 группы предлагают шуточный тест по видимой части спектра (Приложение 3).
Поэтому главным инструментом являются наши глаза. Для себя любимых и для своих одноклассников они предлагают памятку в виде закладки и зарядку для глаз. 3 мин Проводят зарядку для всего класса для глаз и раздают памятки-закладки (Приложение 4).
После зарядки продолжаем свое путешествие по шкале ЭМВ.

Четвертая группа изучала инфракрасное излучение, они представляют свой результат в виде буклета.

3 мин О своем буклете говорят ученики 4 группы и предлагают познакомиться с ним остальных (Приложение 5).
Следующая часть шкалы была открыта не случайно, и пятая группа познакомит нас с брошюрой об ультрафиолетовом излучении. 3 мин С брошюрой знакомят ученики 5 группы (Приложение 6).
Наше путешествие подошло к самым загадочным ЭМВ. Шестая группа приготовила электронную презентацию о Х-лучах. 4 мин Об истории изучениярентгеновского излучения в своей электронной презентации показали ученики 6 группы (Приложение 7).
Шкалу ЭМВ заканчивают - излучения, буклет о которых подготовила седьмая группа. 3 мин О своем буклете говорят ученики 7 группы и предлагают познакомиться с ним остальных (Приложение 8).
За - излучением идут фотоны космических лучей, а что мы о них знаем? (Анонс по научным статьям (Приложение 9)). 3 мин  
Ну, вот и все! Путешествие закончилось, но заканчивается оно только сегодня. Мы подвели некоторый промежуточный итог.

Давайте взглянем на шкалу с другой стороны (Рисунок 1).

Что изменяется при движении по шкале? Что вы заметили при нашем путешествии?

Еще Дж.К.Максвелл сказал, что “Наука захватывает нас только тогда, когда, заинтересовавшись жизнью великих исследователей, мы начинаем следить за историей их открытий”, я желаю вам еще много таких открытий в вашей жизни!