Территория и географическое положение Белогорского района

Разделы: География


Тип урока: комбинированный, практическая работа.

Цель урока:

  • рассмотреть особенности физико-географического положения и экономико-географического положения района на карте, области, России, мира;
  • определить конфигурацию района.
  • определить координаты крайних точек, протяженность с севера на юг, с запада на восток.

Задачи урока:

  • составить карту-схему своего района (приложение 1);
  • выявить особенности физико-географического положения и экономико-географического положения района;
  • выявить наиболее значимые объекты природы.

Оборудование:

  • настенная карта Амурской области;
  • атлас Амурской области;
  • опорный лист с конфигурацией района;
  • простые и цветные карандаши, линейка, нитки, фотографии и рисунки объектов природы Белогорского района (на доске).

Ход урока

“Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное”.
Н.И. Пирогов

1.Организационный момент.

II. АПЗУн

Опрос фронтальный:

  1. Что такое географическое краеведение?
  2. Дать определение “своя местность”.
  3. Какие методы исследований используются в географическом краеведении?
  4. В каком году образован Белогорский район?
  5. Какой населенный пункт является центром Белогорского района?
  6. Как назывался район до 1957 года?
  7. Какова площадь Белогорского района?

Делая вывод, можно сказать, что

  • Белогорский район образовался в 1925 году, несколько раз менял свое название, данное название носит с 1957 года;
  • является одним из маленьких районов Амурской области;
  • площадь района 2,6 тыс.кв. км;
  • население района составляет около 20 тыс. человек, население города Белогорска составляет 68 тыс. человек.

Релаксация.

III. ФНЗУн

Тема урока: “Территория и географическое положение Белогорского района”.

План исследования местности.

Практическая работа № 1 (приложение 2).

I. Географическое положение:

Определить, используя физическую карту мира:

  • на каком материке расположен район?
  • в какой стране расположен район?
  • к какому региону относится район?

II. Положение относительно поверхности Земли:

1. Определить, используя опорный лист и карту атласа (стр. 7):

  • географические координаты крайних точек;
  • выделить широты и долготы, ограничивающие территорию района;
  • определить удаленность от полюсов, экватора, тропиков.

III. Определить положение в часовом поясе (карта № 6):

  • найти разницу в часовом поясе между Москвой и Белогорском;
  • между Владивостоком и Белогорском;
  • между Новосибирском и Белогорском;
  • между Благовещенском и Белогорском.

IV. Положение по отношению к природным и социально-экономическим объектам:

  • выяснить, к какому океану ближе всех расположен район;
  • определить расстояние до Москвы, используя карту материков;
  • определить расстояние от Белогорска до областного центра, используя физическую карту (стр.8).

Релаксация.

V. Границы:

  • по какой реке на севере проходит граница Белогорского района;
  • используя административную карту (стр. 7), определить с какими районами граничит Белогорский район;
  • нанести на карту опорного листа название районов, граничащих с нашим районом;
  • пунсоном отметить наш населенный пункт;
  • используя нить и масштаб карты, определить протяженность границ района (стр. 7) в атласе и на настенной карте (карта Амурской области).

VI. Размеры и конфигурация:

  • сравните размеры и площадь района с другими районами области (используя физическую и административную карты стр. 7 - 8);
  • измерить протяженность района с севера на юг и с запада на восток;
  • представить конфигурацию своего района в виде красочного рисунка.

Вывод. В ходе практической работы мы определили: географическое положение Белогорского района, положение относительно поверхности Земли, узнали в каком часовом поясе находится район, выяснили природные и политико-административные границы, размеры и конфигурацию района.

IV. Закрепление:

  1. Выехав на поезде из г.Белогорска в Москву, сколько часовых поясов мы пересекаем?
  2. В каком направлении от Белогорского района расположен Северный Ледовитый океан?
  3. Какова удаленность района от экватора?

V. Домашнее задание:

Определить, есть ли природные памятники на территории нашего населенного пункта.