Кодирование информации

Разделы: Информатика


Цель урока:

  • Познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации в жизни человека.
  • Скорректировать логическое мышление на основе упражнений на кодирование информации.
  • Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование :

  • ПК,
  • проектор,
  • плакаты с новыми словами,
  • презентация,
  • коды,
  • карточки с заданиями.

Основные понятия:

  • Криптология,
  • криптография,
  • код,
  • кодирование.

Литература:

  1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса.

Ход урока

1. Организационный этап.

Здравствуйте ребята! Чтобы добиться хороших результатов на уроке, вы должны быть внимательны. Сейчас мы выполним упражнение, которое развивает память. Давайте настроим свой мозг на активную работу.

2. Этап актуализации субъектного опыта.

На доске записана тема урока-

12 16 5 10 18 16 3 1 15 10 8 10 15 22 16 18 14 1 24 10 10

Ребята, давайте посмотрим на доску, на ней написана тема сегодняшнего урока. Прочитайте тему! ( дети читают ).

Как вы считаете, что зашифровано на доске?

Чему вы должны научиться на уроке?

(научиться понимать данные записи)

Тему сегодняшнего урока я скрыла и чтобы ответить на этот вопрос нам с вами следует познакомиться с наукой, которая носит название криптология. Но прежде, мы поговорим с вами о информации.

Вопросы для летучки:

  1. Что такое информация?
  2. Виды информации по форме представления.
  3. С помощью, каких чувств человек получает информацию?
  4. Какие действия можно совершать с информацией?
  5. Как человек хранит информацию?
  6. Какие вы знаете носители информации?
  7. Как происходит передача информации?

Молодцы! А теперь мы перейдем к теме сегодняшнего урока.

3. Этап изучения нового материала.

Информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака. Для того чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришёл, а школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене. Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.

Код — это система условных знаков для представления информации.

Кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода.

С кодированием информации мы часто встречаемся в нашей жизни. Например, на улице поперек дороги можно увидеть широкие белые полосы – “зебру”. “Зебра” является закодированной для водителей и пешеходов информацией: здесь можно переходить через дорогу! Есть ещё цветовой способ кодирования информации для пешеходов и водителей команды светофора. Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так, для общения в нашей стране используется код — русский язык. Код используется для оценки знаний в школе (число “5” — код отличных знаний, “4” — код хороших знаний, “3” — удовлетворительных, “2”— плохих). С помощью нотных знаков записывается (кодируется) любое музыкальное произведение. По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.

Правила дорожного движения кодируются с помощью наглядных символических рисунков. Всем хорошо известны следующие дорожные знаки:

Кодирование – это одно из действий с информацией. Например, нельзя передать устное сообщение человеку, который находится далеко, без специальных устройств. Для этого можно воспользоваться телефоном. Телефон сначала преобразует устную речь в электрические сигналы, а затем – обратно в звук. При этом, смысл сообщения не изменяется.
На доске записана тема, зашифрованная с помощью алфавита. Посмотрите, как можно расшифровать эту запись. Мы воспользуемся таблицей кодов, которая представляет алфавит, каждая буква которого пронумерована.

Я выбрала такое предложение.

Человек получает информацию с помощью органов чувств.

Зашифруем ее с помощью кодировочной таблицы.

Это будет выглядеть так.

25 6 13 16 3 6 12 17 16 13 21 25 1 6 20 10 15 22 16 18 14 1 24 10 32 19 17 16 14 16 27 30 32 16 18 4 1 15 16 3 25 21 3 19 20 3

( шифрование первого слово показывает учитель, далее дети работают сами)

А теперь давайте расшифруем с помощью таблицы записанную тему урока.

12 16 5 10 18 16 3 1 15 10 8 10 15 22 16 18 14 1 24 10 10

( Кодирование информации)

Запишем число и тему сегодняшнего урока в тетрадь.

( дети записывают определения: код, кодирование)

4. Этап применения изученного материала

Кодирование информации производится по определенному правилу, чтобы можно было декодировать и прочитать закодированное сообщение.

Рассмотрим несколько таких правил кодирования (рассматриваются различные алфавиты кодирования):

  • Код Цезаря (выполнить упражнение).
  • Семафорная азбука. (домашнее задание)
  • Азбука Морзе.
  • Кодировочная таблица.

5. Этап контроля и самоконтроля, коррекции

(работа в парах)

  1. Применение кодировочной таблицы.
  2. Закодируйте информацию с помощью кодовой таблицы. Ученики работают парами. Каждой паре выдаются задания на карточках.( Приложение 1)

  3. Применение семафорной азбуки . Каждой паре учеников выдаются карточки.( Приложение 2)
  1. Применение азбуки Морзе. Каждой паре учеников выдаются карточки. (Приложение 3).

Готовые решения проверяются с помощью презентации (слайд 8-15 Приложение 4)

 6. Этап информации о домашнем задании

    § 1.6

7. Этап подведения итогов урока

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Чему вы сегодня научились?

Выставление оценок.

8. Этап рефлексии.