Английские колонии в Северной Америке

Разделы: История и обществознание


Оборудование:

  • учебник для 7 класса “Новая история. 1500-1800” А.Я. Юдовской, П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкина,
  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • DVD-диск “Чингачгук – Большой Змей”,
  • настенная карта.

Цели урока:

  1. Изучить начальную историю возникновения американского государства.
  2. Использовать этнографический компонент для усиления интереса учащихся к данной теме.
  3. Научить учащихся прослеживать внутрипредметные связи.

План урока:

  1. Коренные жители Америки.
  2. Хозяйственная жизнь и управление колониями.
  3. Формирование североамериканской нации.
  4. Конфликт американских колоний с Англией.

Ход урока

Презентация

1. Актуализация знаний.

Учитель рисует на доске (рисунок 1) (или Приложение): каноэ, вигвам, тотемный столб, томагавк, профиль индейца в уборе из перьев и задаёт вопрос классу: кто знает, что это такое?

(Или, если позволяет оборудование, показывает по мультимедийному проектору DVD -отрывок из к/ф “Чингачгук – Большой змей” (киностудия “Дефа”), где Чингачгук плывёт на каноэ по реке, и на него прыгают с ветвей деревьев “проклятые” гуроны, мечут в него стрелы и бросают томагавки. Этот эпизод позволяет показать ученикам традиционную одежду индейцев, их вооружение, их не всегда мирные взаимоотношения.)

В случае затруднения учащихся, учитель задаёт наводящие вопросы. И подводит итог первой части урока:

- Индейцы – коренные жители Северной Америки с богатой культурой, приспособленной для проживания в этой богатой природными ресурсами, но не всегда благосклонной к человеку земле. Именно с ними встретились в ходе колонизации первые переселенцы из Англии.

Далее учитель сообщает в объёме учебника о появлении на восточном побережье Северной Америки первых поселенцев-пуритан, обращая внимание на то, что они были не единственными европейцами на этом континенте: южнее территории “осваивали” испанцы. Учитель обращает внимание на то, что колонисты стали уничтожать или вытеснять индейцев за пределы колоний, захватывая их земли. Надо заметить учащимся, что, почти одновременно с колонизацией Северной Америки европейцами, аналогичный процесс происходил и в Сибири, которую осваивали русские землепроходцы. Нужно

подчеркнуть (или напомнить учащимся, если курс “История России” изучался в 7 классе раньше курса “Всеобщая история”), что, в отличие от европейских колонизаторов, русские люди не уничтожали аборигенов Сибири, а осваивали новую территорию по большей части мирно, без кровопролития и вытеснения коренных жителей с их земель. Таким образом будут активизированы внутрипредметные связи.

Для закрепления материала учитель на доске, а учащиеся в тетради записывают:

  • 1607 г. – форт Джеймс,
  • 1620 г. – “Мэйфлауэр”, мыс Код,
  • отцы-пилигримы,
  • День благодарения,
  • ирокезы, алгонкины,
  • 13 колоний.

2. Вопрос о хозяйственной жизни и управлении колониями рассматривается учителем в объёме учебника с одновременной записью на доске рисунка-схемы (рисунок 2а+б ) (или Приложение) с перерисовыванием его учащимися в тетради.

3. Вопрос о формировании североамериканской нации можно дать как лабораторную работу с учебником. Учитель пишет на доске в центре кластера (рисунок 3) (или Приложение) слово “американская нация” (или просто “нация”), надписывает вокруг: европейские переселенцы, индейцы, негры.

Задание:

-Прочитав пункт “Начало формирования североамериканской нации”, укажите стрелками к центру кластера – кто сформировал в XVII-XVIII веке североамериканскую нацию? Кто в неё не вошёл?

После выполнения – проверка задания и вывод, что в XVII-XVIII веках начало североамериканской нации положили европейские переселенцы, объединённые общностью территории, экономических и хозяйственных интересов колоний, языка и религии. Ни негры (по крайней мере, в то время), ни индейцы в состав формирующейся нации не попали.

(При наличии времени, можно выслушать данное заранее сообщение учащемуся о Бенджамине Франклине. Перед сообщением учитель даёт задание классу:

- Какие черты характера Франклина можно выделить? Чем он гордился?

После сообщения и ответов учащихся учитель может подчеркнуть, что это и есть те моральные нормы, по которым и следовало жить в Новом Свете).

4. Учитель объясняет задание:

- Рассмотрите плакат (рисунок 4) (его можно оформить в виде плаката, или заранее нарисовать на доске и закрыть занавеской) и расскажите, в чём причина конфликта североамериканских колоний с метрополией?

(Словарная работа: что такое метрополия?)

Дав время на выполнение задания, учитель выслушивает затем ответы учащихся и спрашивает:

-Каким способами возможно было в то время решение любого конфликта, возникавшего между двумя и более государствами, хотя североамериканские колонии не были ещё самостоятельным государством, но там, как мы уже знаем, сформировался новый народ – американцы?

Учащиеся отвечают, что любой конфликт можно решить двумя способами: дипломатическим или военным, силовым.

Учитель подводит итого:

- Проявлением грядущих событий стало “бостонское чаепитие” в 1773 году, когда жители Бостона, переодевшись индейцами, напали на английские корабли, стоявшие в порту и выбросили за борт тюки облагаемого налогом чая. Конфликт назрел, и то, как он был разрешён, мы узнаем уже на следующем уроке.

5. Закрепление материала урока.

Тест:

1) Как называют основателей американских колоний:

а. отцы-пилигримы,
б. отцы-туристы,
в. отцы-землепашцы.

2) Как зовут коренных жителей Америки:

а. индийцы,
б. индейцы,
в. индусы.

3) Кто управлял американскими колониями:

а. гувернёры,
б. губернаторы,
в. гравёры.

4) Какой язык стал главным для колонистов:

а. американский,
б. английский,
в. алгонкинский.

5) Что считалось самым страшным преступлением в Новом Свете:

а. убийство,
б. воровство,
в. колдовство.

6) Что такое “бостонское чаепитие”:

а. выбрасывание жителями в порту Бостона тюков с чаем за борт с английских кораблей в 1773 году в знак протеста против налогов,
б. ежегодные чаепития в Бостоне, организованные англичанами для укрепления дружбы с колонистами,
в. плата чаем за земли, покупаемые колонистами у индейцев.

Учитель задаёт домашнее задание: $22 прочитать и подготовить ответы на вопросы в конце параграфа.