Использование аппликаций на уроках истории в средней школе на примере урока "Средневековый город: от возникновения до расцвета", 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Тип урока: традиционный комбинированный урок объяснения нового материала, с использованием методики мелового рисунка и аппликации, наглядных пособий, на основании работы со схемами и карточками и по предложенным вопросам.

Цели урока:

  • выяснить, почему и как успехи в хозяйстве привели к отделению ремесла от сельского хозяйства и возникновению городов – центров ремесленно-торговой деятельности;
  • продолжить работу с учащимися по умению прослеживать причинно-следственные связи в историческом процессе.

Оборудование урока:

  • магнитная доска, магниты
  • настенные карты “Европа в VIII– начале XI в.” и “ Европа в XIV–XV вв.”
  • набор аппликаций “Возникновение средневекового города” (рисунки 1,2 Приложения)
  • учебные картины “Средневековый город”, “Штурм города”, “Средневековая ярмарка” (рисунки 3,4,5 Приложения)
  • карточки (раздаточный материал) с вопросами (рисунки 6,7 Приложения)
  • карточки с терминами (изготовленные учителем, как наглядный материал, вывешиваются на доску или рабочие стенды)
  • учебник “История средних веков” (В.А.Ведюшкин, 6 класс)

План урока:

  1. Изучение нового материала.
    а) Вступительное слово.
    б) Успехи в хозяйстве в XI-XII вв. Отделение ремесла от сельского хозяйства.
    в) Возникновение новых и рост старых городов.
    г) Борьба городов с сеньорами.
    д) Городское общество.
    е) Жизнь и быт горожан.
  2. Закрепление изученного материала. Домашнее задание.

Термины: город, бюргеры, буржуа, патрициат, магистрат, мэр(бургомистр), ратуша, коммуна.

Ход урока

I. Изучению нового материала отводится весь урок.

А. Города существовали с глубокой древности. Мы, изучая историю древнего мира, говорили о городах Древнего Египта, Древней Греции, Римского государства.

В первые же столетия средних веков в Европе почти безраздельно господствовало натуральное хозяйство.

Вопрос: Вспомните, что такое натуральное хозяйство? (ответ учащегося)

Действительно, крестьянская семья сама производила сельскохозяйственные продукты и ремесленные изделия (орудия труда и одежду; не только для собственных потребности, но и для уплаты оброка феодалу. Крайне немногочисленны были крестьяне-ремесленники, жившие в деревне и специально занимавшиеся наряду с сельским хозяйством каким-либо ремеслом — кузнечным гончарным, кожевенным и пр.

Обмен продуктов был весьма незначителен. Он сводился преимущественно к торговле такими редкими, но важными в хозяйстве предметами, которые могли быть добыты лишь в немногих пунктах (железо, олово, медь, соль и т. п.), а также предметами роскоши, не производившимися тогда в Европе и привозимыми с Востока (шёлковые ткани, дорогие ювелирные изделия, хорошо выделанное оружие, пряности и т. д.). Осуществлялся этот обмен главным образом странствующими купцами (византийцами, арабами, сирийцами и др.). Производство продуктов, специально рассчитанное на продажу, почти не было развито, и в обмен на привозимые купцами товары поступала лишь весьма незначительная часть продуктов земледелия.

Разумеется, и в период раннего средневековья имелись города, сохранившиеся от античности или возникшие вновь и являвшиеся либо административными центрами, либо укреплёнными пунктами (крепостями — бургами), либо церковными центрами (резиденциями архиепископов, епископов и т. п.). Однако при почти безраздельном господстве натурального хозяйства, когда ремесленная деятельность ещё не отделилась от сельскохозяйственной, все эти города не были и не могли быть средоточием ремесла и торговли. Правда, в некоторых городах раннего средневековья уже в VIII—IX вв. развивалось ремесленное производство и имелись рынки, но это не меняло картины в целом.

Вопросы: Что же изменилось с течением времени? Почему во время, которое мы называем “Расцвет средневековья”, появилось так много новых городов, стали расти и развиваться старые города? (фронтальная беседа)

Б. Работа с карточкой № 20 и со схемой на доске.

Вопросы к карточке: Чем заняты изображенные здесь деревенские ремесленники? Какие изменения в сельском хозяйстве сделали возможным развитие деревенского ремесла? Могли ли крестьяне в полную силу заниматься и сельским хозяйством и ремеслом? (ответ учащегося)

Успехи в хозяйстве: повсеместное распространение двуполья и трехполья, применение большого железного колесного плуга с отвальной доской, появление водяных и ветряных мельниц (улучшилось скорость помола и его качество), горизонтального станка. Значительно усовершенствовались отдельные ремёсла: добыча, плавка и обработка металлов, прежде всего кузнечное и оружейное дело; выделка тканей, особенно сукон; обработка кожи; производство более совершенных глиняных изделий с применением гончарного круга; мельничное дело, строительное и т. д. Расчищались леса и распахивались новые земельные массивы.

Так же в это время прекратились нападения венгров, норманнов, арабов, что сделало труд крестьян более безопасным и продуктивным.

Запись в тетради:

Почему возникали города?

  • успехи в хозяйстве
  • “умиротворение” в Европе
  • отделение ремесла от с/х
  • рост потребности в изделиях ремесленников

В. Работа с карточкой № 21.

Вопросы: Как деревенские ремесленники приобретали сельскохозяйственные продукты? Представьте себе, что деревенский ремесленник достиг такого уровня мастерства, что стал делать изделий больше, чем нужно для жителей своей деревни. Где он в этом случае мог сбывать свои изделия? (ответ учащегося)

Работа с аппликацией на магнитной доске (смотри приложение). Эта композиция дает в упрощенной и в условной форме представление о месте возникновения поселков ремесленников, а так же о населении и облике средневекового города.

На доске воспроизводится план местности: в центре доски - перекресток дорог, которые остались еще со времен Древнего Рима, на перекрестке стоит часовня, в левом верхнем углу – река и мост через нее, в правом верхнем – феодальный замок, в левом нижнем – монастырь.

Далее с помощью аппликаций учитель рассказывает, что дорог в Европе было очень мало, поэтому по той что сохранилась еще с древности шло достаточно оживленное движение, ведь она вела к монастырю: место, куда после многочисленных войн направлялись калеки, всадники-вассалы везли подарки и подношения настоятелям монастыря от своих сеньоров, да и просто направлялись верующие для поклонения мощам какого-нибудь святого… По этой же дороге из монастыря идет много людей…По дороге, которая ведет к замку, могут проезжать торговцы (возможно арабы, которые везут ткани и другие товары его хозяину). Обратно они вернуться по этой же дороге, для того чтобы продолжить свой путь дальше по реке, ведь именно реки охотнее использовали в средние века купцы, так как сухопутных дорог было мало и были они очень плохи… (Каждая реплика учителя сопровождается прикреплением очередной детали аппликации).

Вопрос: Найдите на этом плане те места, где мог бы найти пристанище ремесленник, который бежал из родной деревни в поисках заработка? Объясните, почему именно эти места вы выбрали?(фронтальная беседа)

Учащиеся без труда называют такие места (учитель записывает их на доске, дети в тетради).

Места, где возникают города:

  • на перекрестках дорог
  • у стен монастыря
  • у моста
  • у брода
  • у стен замка

Причина: часто посещаемые места, относительно безопасные для производства и продажи изделий

Далее учитель продолжает рассказ о появлении поселка ремесленников на перекрестке дорог.

Вопрос: Перекресток дорог находится на земле феодала (“нет земли без сеньора”), замок которого находится неподалеку. Разрешит ли он поселиться ремесленникам на его земле?(ответ учащегося) (Ему это выгодно, в последствии можно будет собирать налоги).

Так на перекрестке близ часовни открывается постоялый двор, кузница, пекарня, сапожная мастерская. Селятся и другие ремесленники, чей труд может быть востребован. Поселок разрастается, его окружают частоколом с воротами.

Работа с учебником. Карты на стр. 120-121.

Работа с настенными картами.

Запись в тетради: Город – большое поселение, центр ремесла и торговли.

Г. и Д. Работа с учебником. О борьбе городов с сеньорами и составе городского населения учащиеся узнают, читая учебник стр. 116-118 п.2 “Города против сеньоров” и п.3 “Городское общество”.

С помощью настенных картин учитель иллюстрирует прочитанное.

Запись в тетради.

Коммуна – город, освободившийся от власти сеньора, получивший самоуправление.
Бюргер – полноправный горожанин в Германии.
Буржуа – полноправный горожанин во Франции.

Ратуша – здание городского совета.

Самоуправляющиеся города (коммуны) имели собственный суд, военное ополчение, финансы и право самообложения. В то же время они освобождались от выполнения обычных сеньориальных повинностей — барщины и оброка и от различных платежей. Обязанности городов-коммун по отношению к феодальному сеньору ограничивались обычно лишь ежегодной уплатой определенной, сравнительно невысокой денежной ренты и посылкой на помощь сеньору в случае войны небольшого военного отряда.

Е. О том, как выглядел средневековый город можно начать говорить, опираясь на аппликацию.

Вопрос. Почему во всех средневековых городах узкие улицы? (фронтальная беседа)

Затем, используя иллюстрации учебника (стр.115-119), настенные картины учитель дает яркое описание устройства средневекового города.

Средневековые города весьма отличались по своему внешнему виду от современных городов. Они были обычно окружены высокими стенами — деревянными, чаще каменными, с башнями и массивными воротами, а также глубокими рвами для защиты от нападения феодалов и нашествия неприятеля. Жители города — ремесленники и купцы несли сторожевую службу и составляли городское военное ополчение. Стены, окружавшие средневековый город, со временем становились тесными и не вмещали всех городских построек. Вокруг стен постепенно возникали городские предместья — посады, населенные главным образом ремесленниками, причем ремесленники одной специальности жили обычно на одной улице. Так возникали улицы — кузнечные, оружейные, плотничьи, ткацкие и т. п. Предместья в свою очередь обносились новым кольцом стен и укреплений. Размеры европейских городов были весьма невелики. Как правило, города были малы и тесны и насчитывали лишь от одной до трёх-пяти тысяч жителей. Только очень крупные города имели население несколько десятков тысяч человек. Хотя основная масса горожан занималась ремеслом и торговлей, известную роль в жизни городского населения продолжало играть занятие сельским хозяйством. Многие жители города имели свои поля, пастбища и огороды вне городских стен, а отчасти и в черте города. Мелкий скот (козы, овцы и свиньи) нередко пасся прямо в городе, причём свиньи находили себе там обильную пищу, так как мусор, остатки пищи и нечистоты обычно выбрасывались прямо на улицу. В городах вследствие антисанитарного состояния часто вспыхивали эпидемии, смертность от которых была очень велика. Часто случались и пожары, так как значительная часть городских зданий была деревянной и дома примыкали друг к другу. Стены мешали городу расти вширь, поэтому улицы делались крайне узкими, а верхние этажи домов нередко выдавались в виде выступов над нижними, и крыши домов, расположенных на противоположных сторонах улицы, чуть ли не соприкасались друг с другом. Узкие и кривые городские улицы были часто полутёмными, на некоторые из них никогда не проникали лучи солнца. Уличного освещения не существовало. Центральным местом в городе была обычно рыночная площадь, неподалёку от которой располагался городской собор.

II. Закрепление пройденного.

Вопросы: Что привело к возникновению городов? Назовите основные места их возникновения? Чем средневековый город отличался от современного? (фронтальная беседа)

Итак, город – это центр ремесла и торговли. С возникновением новых и ростом старых городов в Европе стало активно развиваться ремесленное производство, и оживилась торговля. Поэтому, тема нашего следующего урока “Ремесло и торговля в средневековой Европе”, где мы подробно поговорим о мастерах и подмастерьях, ремесленных цехах, их роли в жизни городов, о купеческих гильдиях и ярмарках, о ростовщиках и первых банках.

Домашнее задание: пар.12 (п.1-4), объяснить смысл поговорки “Городской воздух делает свободным”, составить рассказ “Один день в средневековом городе”.