"Именительный и винительный падежи имени существительного" (урок русского языка, 4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель:

  • развивать умение распознавать именительный и винительный падеж
  • отрабатывать умение определять падеж
  • развивать мышление, учить делать выводы, анализировать.
  • воспитывать интерес к предмету, аккуратность.

Ход урока

1. Организационный момент.

Начинается урок
Он пойдёт ребятам в прок
Постарайтесь всё понять
Ответы полные давать
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку пять.

2. Чистописание.

На доске: У ПО И НА

- Внимательно посмотрите на доску. Что здесь является лишним и почему?

- Назовите 4тый по счёту падеж. (В.п.)

Сегодня на минутке чистописания мы будем писать буквы И и В. Эти две буквы как - то связаны с темой нашего урока.

- Кто уже догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Урок наш будет посвящен двум падежам Именительному и Винительному. Мы с вами будем учиться распознавать и отличать эти два падежа друг от друга. Но сначала давайте намного повторим.

  • Что такое склонение?
  • Сколько падежей в русском языке?
  • Назовите падежи по порядку с вопросами.
  • Как определить падеж у существительного?
  • Что надо знать , чтобы правильно писать окончание у существительных?

( В это время у доски 2 человека. 1- определяет падеж, 2- склоняет существительное берёза).

1ученик 2 ученик
Подошли к дому

стояли около театра

проехали через мост

пролетел над лесом

сидел на стуле

берёза

берёзы

берёзе

берёзу

берёзой

о берёзе

Идет проверка.

3. Словарная работа.

ДОСКА:

сезон винтик зонтик
кивок указал ?
  • Назовите слово из словаря, с которым мы сегодня познакомимся?
  • Назовите родовое понятие к слову вокзал? (здание)
  • Кого обслуживает это здание? (пассажиров)
  • На каких станциях бывают вокзалы? (железнодорожных, автобусных станциях, на речной пристанях)

Дайте полное понятие этому слову. ( Вокзал – это здание для обслуживания пассажиров на железнодорожных, автобусных станциях, на речных пристанях.) Слово вокзал впервые появилось в 17 веке в Англии. В то время англичанка Джеймс Вокс организовала недалеко от Лондона загородный сад для отдыха и развлечения жителей. В честь владельцы сад назвали Воксхолл (холл – зал). Со временем такие сады появились в Париже, Мюнхене, под Петербургом. В Петербурге этот увеселительный сад позже стали называть – вокзалом. После того, как была построена железная дорога Петербург – Павловск, заканчивающаяся у вокзального здания, там уже не только давали концерты, но и продавали билеты пассажирам. Постепенно первоначальное значение слова вокзал ушло в прошлое.

  • Составьте предложение с этим словом?

4. Изучение нового материала.

- У всех на партах есть белые карточки. Будем работать на них и по ходу выполнения в тетрадь записывать схему.

Карточка:

Вокзал находится на окраине города.
На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.
Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал.

  • Каким падежам посвящен урок?
  • Прочитайте первое предложение.
  • Подчеркните главные члены предложения.
  • Определите падеж слова вокзал.
  • На какой вопрос отвечает?
  • В И.п. употребляется с предлогом или без?
  • Каким членом предложения является? (заполняется таблица)
  • Прочитайте второе и третье предложения.
  • Подчеркните главные члены
  • Определите падеж существительного вокзал.
  • На какой вопрос отвечает?
  • В В.п. это слово употребляется с предлогом или без?
  • Каким членом предложения является?

- Ребята попробуйте сделать вывод, как мы можем распознавать Именительный и Винительный падежи.

- Давайте теперь прочитаем, правило в учебнике правы мы или нет стр. 70

5. Закрепление темы.

Дети получают карточки разного уровня.

1 уровень: Прочитайте. Подчеркните главные члены предложения. У существительных определи падеж.

  1. Строители построили новый дом.
  2. Машина переехала через овраг.
  3. Под берёзой ёж устроил нору.

2 уровень: Прочитайте. Исправь ошибки. Напиши предложения в алфавитном порядке ориентируясь на подлежащее. Определи падеж.

  1. Сонце асвищало лисную палянку.
  2. Зима принисла стужу.
  3. Жолные листъя лигли на землю.

3 уровень: Составьте предложения на тему осень, чтобы в каждом предложении был винительный или именительный падежи.

Богданова Алина

“Наступила золотая осень. Деревья сбросили листву. Наступили первые заморозки”.

Муха Никита

“Осень принесла заморозки, а зима снегопады”.

6. Итог:

  1. Как оцениваете свою работу на уроке?
  2. Что запомнили с урока?
  3. Какие задания на уроке понравилось выполнять?
  4. Что вызвало затруднение?